Из истории авиации

Теги:авиация
 
1 2 3 4

Aaz

модератор
★★☆
PPV> Вот такие вот докУменты!
А следов деятельности КБ Антонова и Бериева в части создания "прототипа" Як-40 не попадалось?
"Тот, кто надевает шоры, должен помнить, что в комплект еще входят узда и кнут" (Станислав Ежи Лец)  47.047.0

PPV

опытный

Aaz> А следов деятельности КБ Антонова и Бериева в части создания "прототипа" Як-40 не попадалось?
Меня самого интересовал этот вопрос, поэтому и старался обращать внимание на все, что связано с этой темой. По факту пришел к мнению, что Яковлев занимался этой темой абсолютно самостоятельно. Суди сам:
- в 09.1963 Як пишет Устинову письмо с просьбой задать работу по Як-40, прикладывает к нему проект ПСМ, сам проект самолета ориентирован на двигатели РУ19-300.
- в 07.1964 состоялся НТС ГКАТ, на котором рассмотрены оба проекта, Як-40 и Ан-Бе-20. Як немного большей размерности и по прежнему с РУ19-300, а Ан-Бе - с АИ-25.
- в 08.1964 выходит ПСМ и приказ ГКАТ, которым официально задается проработка основных направлений работ по пассажирским самолетам, в т.ч.и по самолету МВЛ на 20-24 человека, с конкретным заданием о проработке ОКБ-115 и ОКБ473 совместно с ОКБ-49.
- в 11.1964 - приказ ГКАТ о задании работ по Як-40 с АИ-25.
Никаких упоминаний об Ан-Бе я более не видел.
В 1965 году выходит уже и официальное ПСМ, которым задается Як-40.
Конечно, это не значит, что никакой интриги здесь не было, но каких-либо следов ее я пока что не нашел...
 

PPV

опытный

Aaz> А следов деятельности КБ Антонова и Бериева в части создания "прототипа" Як-40 не попадалось?

Могу уточнить, что чуть ранее, в 1963 году в качестве основного варианта самолета для МВЛ расматривался проект Ил-70 с 4хАИ-25. Видел вот такое вот письмо, адресованное в ВПК от 27.04.1963 года:
"ГКАТ совместно с ГУ ГВФ рассмотрен вопрос о создании рентабельного пассажирского самолета на 20-25 пассажиров с реактивными двигателями на замену Ли-2 и Ил-14.
... Рассмотрены различные предложения, разработанные ОКБ ген.к-ров Ил, Як, Ан. Наиболее приемлемым ... является предложение, представленное по самолету Ил-70 с двигателями АИ-25.
Самолет Ил-70 с 4 2-контурными двигателями АИ-25 рассчитан на перевозку 20-25 пассажиров с Vкр=600 км/час на дальность, обеспечивающую потребности МВЛ.
Просим рассмотреть предложенный проект ПСМ...
П. Дементьев, Е. Логинов"
 

Aaz

модератор
★★☆
PPV> ...вопрос о создании рентабельного пассажирского самолета на 20-25 пассажиров с реактивными двигателями
PPV> Самолет Ил-70 с 4 2-контурными двигателями АИ-25
Всё ж таки странные были представления о рентабельности в период плановой экономики - четыре движка на два десятка человек...
"Тот, кто надевает шоры, должен помнить, что в комплект еще входят узда и кнут" (Станислав Ежи Лец)  47.047.0

spam_test

аксакал

Aaz> Всё ж таки странные были представления о рентабельности
Больше поражает вариант с вертикальным взлетом.
 33
+
+1
-
edit
 

Aaz

модератор
★★☆
s.t.> Больше поражает вариант с вертикальным взлетом.
У Гильзина в книге "В небе завтрашнего дня" и про это было. Вполне серьёзно тогда подобное рассматривалось - и не только у нас.

Вообще очень интересно читать такие "прогнозные" книги. Я Гильзина адептам прогресса всегда рекомендую - в виде отрезвляющего. :)
"Тот, кто надевает шоры, должен помнить, что в комплект еще входят узда и кнут" (Станислав Ежи Лец)  47.047.0

PPV

опытный

А теперь из другой области: 20.11.1964 г. состоялся НТС ГКАТ, который рассмотрел предложения ОКБ-115 о создании нового экспериментального самолета. Доклад делал сам А.С. Яковлев. Выжимка:
"ОКБ работает над новой схемой самолета с изменяемой геометрией крыла, предназначенного для длительного полета на сверхзвуке. Предлагается проект экспериментального самолета Як-33, впоследствии используемого как многоцелевой, в вариантах дальнего перехватчика, разведчика или бомбардировщика-носителя. В полете со сверхзвуковой скоростью консоли отклоняются вниз, повышая устойчивость пути.
Силовая установка - 3 двигателя Р27Ф-300 с тягой по 8500 кг, 2 на середине размаха полукрыла, и 1 на киле.
Взлетный вес нормальный - 33 тонны, с ПТБ 39-40 тонн. Вес топлива - 14 тонн + 6 тонн в ПТБ. Посадочный вес - 20 тонн.
Площадь крыла - 100 м2, с отклоненными консолями - 80 м2
Размах крыла - 18,4 м, Длина - 28,2 м
В варианте перехватчика, вооружение -2хК-100 (без ПТБ - 4). РЛС "Смерч-100". ..."
Решение НТС - одобрить предложение ОКБ-115 о разработке экспериментального самолета...
 
+
+2
-
edit
 

fencer 2

втянувшийся

Выложу здесь...
Прикреплённые файлы:
IvehA1l.jpg (скачать) [2590x1608, 498 кБ]
 
 
 

PPV

опытный

PPV> А теперь из другой области:
Просмотрел приказы МАП за 1965 год, выяснились некоторые интересные подробности относительно тогдашних планов руководства.
Например, приказом МАП от 15.07.1965 г.было предписано заводу N 126 приступить к подготовке производства Ил-38, причем отменен этот приказ был только в мае 1966-го!
Другой интересный момент: приказом МАП от 29.09.1965 г.со ссылкой на ПСМ, как и положено в таких случаях, было подробно пересказано его содержание: о задании на разработку Ту-154, с его краткими характеристиками, и т.п. Неожиданным для меня было лишь то, что выпуск головной партии самолетов, согласно этому ПСМ, предполагалось делать на ММЗ "Знамя Труда"...
Т.е., как я понимаю, выпуск Ил-18 и Ил-38 на "Знамени Труда" на тот момент времени предполагалось полностью свернуть уже примерно к 1968 году, как раз в пользу Ту-154...
 

Garry_s

опытный

PPV> "ОКБ работает над новой схемой самолета с изменяемой геометрией крыла, предназначенного для длительного полета на сверхзвуке. Предлагается проект экспериментального самолета Як-33, впоследствии используемого как многоцелевой, в вариантах дальнего перехватчика, разведчика или бомбардировщика-носителя. В полете со сверхзвуковой скоростью консоли отклоняются вниз, повышая устойчивость пути.
А картинок никаких нет?
Это какая-то мини валькирия получается!
И чем кончилась затея? Эскизным проектом?
Интересно, что Яковлев опять хотел соединить в одной машине истребитель-разведчик-бомбардировщик.
А может это и было развитие Як-28?
Партия жуликов и воров оборзела. Ну, не обессудь, теперь  49.0.2623.11249.0.2623.112
+
+2
-
edit
 

PPV

опытный

G.s.> А картинок никаких нет?
G.s.> Это какая-то мини валькирия получается!
G.s.> И чем кончилась затея? Эскизным проектом?
G.s.> Интересно, что Яковлев опять хотел соединить в одной машине истребитель-разведчик-бомбардировщик.
G.s.> А может это и было развитие Як-28?
Картинок не было. Это был протокол НТС, там картинок не бывает.
Чем именно закончилась эта затея, не знаю. Я смотрю пока лишь документы за 1965 год, возможно, что найдется еще что-нибудь на эту тему.
А по поводу "развития" Як-28 видел другой документ - приказ МАП от 29.09.1965 года, которым Яковлеву ставилась задача установить на Як-28П вместо Р11АФ2-300 двигатели Р27Ф-300. Мне лично гораздо интереснее, было ли это реализовано на практике?...
 

cobra

опытный

G.s.>> А картинок никаких нет?

Добрый день такой вопрос, кто в курсе почему у нас множество видов оружия,, ракет , систем связи и РЭБ имеют имена собственные "Ярс", "Тополь", Краснуха, "Бук", "Оса" и прочаяя-прочая. А почему самолеты и вертолеты такого не имеют, ну тока неофициальные типа Грача и т.д.??
 1616
+
0 (+1/-1)
-
edit
 

Garry_s

опытный

cobra> А почему самолеты и вертолеты такого не имеют, ну тока неофициальные типа Грача и т.д.??
Как сейчас помню, :) в конце 30-х годов Сталин распорядился, чтобы все военные самолеты вместо безликих И-хх - истребители, ББ, СБ, ДБ, ТБ-бомбардировщики, Р-разведчики, У-учебные (что еще было?) назывались по первым буквам фамилии Главного конструктора: Як, По, Пе, Ту, ЛаГГ, Ла, и т.д. Четное число означало бомбер, нечетное -истребитель.
Ни в каком другом роде/виде военной техники такого, вроде, не было.
С другой стороны, все эти Гвоздики, Тунгуски, Сирени и прочая - это всего лишь шифры ОКР, по которым их разрабатывали.
Вот в современной РФ захотели назвать самолет от избытка спеси - сначала RRJ, потом ЫЫО, что из этого вышло все знают.
Партия жуликов и воров оборзела. Ну, не обессудь, теперь  49.0.2623.11249.0.2623.112
LT Bredonosec #05.11.2016 20:51  @Garry_s#05.11.2016 20:25
+
+3
-
edit
 
G.s.> Вот в современной РФ захотели назвать самолет от избытка спеси - сначала RRJ, потом ЫЫО, что из этого вышло все знают.
а что вышло? Производится. Покупается. Летает.
На выходе второй - тоже с именем собственным - МС-21.

YYKK

опытный

cobra> А почему самолеты и вертолеты такого не имеют, ну тока неофициальные типа Грача и т.д.??

Ну почему, вполне официально были. Но почему-то только у Антонова: Пчёлка, Антей, Руслан, Мрия...
 44

PPV

опытный

YYKK> Ну почему, вполне официально были. Но почему-то только у Антонова: Пчёлка, Антей, Руслан, Мрия...

При Хрущеве была еще такая мода, первым опытным экземплярам пассажирских машин давали имена собственные. Ил-18 - "Москва" Ту-114 - "Россия", Ан-10 - "Украина" ...
 
RU Garry_s #06.11.2016 16:37  @Bredonosec#05.11.2016 20:51
+
-1
-
edit
 

Garry_s

опытный

Bredonosec> а что вышло? Производится. Покупается. Летает.
Обещали СУПЕР, а получилось как всегда. Разве нет?
Bredonosec> На выходе второй - тоже с именем собственным - МС-21.
Кажется его все же хотели назвать Як-242, если одумаются.
Партия жуликов и воров оборзела. Ну, не обессудь, теперь  49.0.2623.11249.0.2623.112
LT Bredonosec #06.11.2016 18:26  @Garry_s#06.11.2016 16:37
+
+1
-
edit
 
G.s.> Обещали СУПЕР, а получилось как всегда. Разве нет?
Дримджет - обещали мечту, а получилось как всегда, разве нет?

G.s.> Кажется его все же хотели назвать Як-242, если одумаются.
а в чем тут "одумаются"? Он станет лучше летать от этого? Если ему прилепить в название память о старом як-42, к которому он ни боком ни раком, его лтх сразу на овер 9000 взлетят?
Назови хоть утёнком - абы только лтх были хорошие, в содержании недорого, и цена конкурентная, его будут брать как пирожки.
К чему это зацикливание на именах?

PPV

опытный

PPV> Например, приказом МАП от 15.07.1965 г.было предписано заводу N 126 приступить к подготовке производства Ил-38...

Просмотрел переписку МАП за 1965 год, вырисовалась интересная картина относительно планов Дементьева по организации серии.
Исходно было задано развертывание серийного пр-ва Ил-62 в Казани (завод 22), Ту-144 - в Куйбышеве (з-д 18), а Ил-38 - сперва в Москве, на 30-ке, а потом Дементьев почему-то решил запустить там Ту-154, а Ил-38 передать на завод N 166 в Омске. Но тут как раз подоспело ПСМ об организации МОМ, и завод в Омске благополучно отошел в новое министерство. В переписке МАП с СМ СССР есть и такой документ - письмо секретаря парткома ОКБ-240 (т.е. С.В. Ильюшина), адресованное Брежневу, Косыгину и копия - Дементьеву, где подробно пересказаны претензии ОКБ к МАП по организации внедрения Ил-38 в серию, и высказывается, причем очень настоятельно, предложение о внедрении Ил-38 в серию на "Знамени Труда". Там же дана переписка Дементьева с СМ и ЦК КПСС по этому вопросу, где он пытается пояснить свои решения. Итогом всех этих метаний в МАП, как я уже упомянул, стал июльский (1965 г.) приказ Дементьева о запуске Ил-38 в Комсомольске.
Интересен еще такой момент - есть письмо Дементьева в адрес Зам.пред.СМ Смирнова, где он со ссылкой на высокую загрузку Куйбышевского завода, предлагает выпуск Ту-144 переориентировать на Воронежский завод, что, как мы знаем, и было реализовано на практике. ...
 
LT Bredonosec #18.11.2016 22:40
+
+2
-
edit
 
Как из-за одного химика , немецкий 1-й воздушный флот полгода не мог бомбить Ленинград

В начале октября 1941 года над Ленинградом был сбит Me-109. Пилот не дотянул до своих и посадил машину на окраине города.

Пока патруль его арестовывал собралась толпа зевак, в которой затесался знаменитый советский химик-органик, ученик великого Фаворского, Александр Дмитриевич Петров. Из пробитых баков самолета стекало топливо и профессор заинтересовался, на чем летают самолёты люфтваффе. Петров подставил под струю пустую бутылку и с полученной пробой в лаборатории поставил ряд опытов в своей лаборатории в опустевших корпусах Ленинградского Краснознамённого химико-технологического института, персонал которого к тому времени был уже эвакуирован в Казань, в то время как Петров был оставлен следить за ещё не вывезенным имуществом.

В ходе исследований Петров обнаружил, что температура замерзания трофейного авиационного бензина была минус 14ºC, против минус 60ºC у нашего. Вот почему, понял он, немецкие самолёты не забираются на большие высоты. А как же они будут взлететь, когда температура воздуха в ленинградской области опустится ниже минус пятнадцати?

Химик оказался настырным и добился аудиенции у заместителя командующего ВВС Северо-Западного фронта. И так сразу с порога в лоб сообщил тому, что знает способ уничтожения всех вражеских флюгцойгов. У генерала возникли некоторого рода опасения, хотел даже людей в белых халатах вызвать. Но выслушав человека науки, он проявил к полученной информации интерес. Для полноты картины химику доставили образцы с аналогично приземленного Ю-87, потом еще разведчики из-за фронта притащили с аэродромов. В общих чертах результаты совпадали. Тут уж военные в обстановке строй секретности приготовили немцам уберрашунг и как рыбаки стали ждать с моря погоды. Все начальники, кто были в курсе дела, по несколько раз на дню задавались вопросом: «Вы не подскажете сколько сейчас градусов ниже нуля?» Ждали, ждали и наконец дождались: 30 октября на стол в штабе ВВС фронта легли дешифрованные воздушные фотоснимки аэродромов в Гатчине и Сиверской.

Разведчики только в Сиверской обнаружили 40 Ю-88, 31 истребитель и четыре транспортных самолета. Утром 6 ноября в воздух поднялся 125-й бомбардировочный авиаполк майора Сандалова. С высоты 2550 метров наши Пе-2 обрушились на вражеские флюгплацы. Штурман ведущего бомбардировщика капитан В.Н.Михайлов сбросил бомбы точно на самолетную стоянку противника. Вражеские зенитчики свирепствовали, но ни одного истребителя в воздух немцы поднять не могли – мороз был ниже двадцати градусов. Через 15 минут Пешки сменила шестерка штурмовиков 174 шап, ведомая старшим лейтенантом Смышляевым. В это же время группа из девяти И-153 подавляла зенитную артиллерию, а затем пулеметным огнем обстреляла стоянки вражеских самолетов. Через два с половиной часа семерка бомбардировщиков 125 бап, ведомая капитаном Резвых, нанесла второй удар по аэродрому. Всего в налёте участвовало 14 бомбардировщиков, 6 штурмовиков и 33 истребителя.

За этим налётом последовали налёты и на другие аэродромы, в результате которых с немецкий 1-й воздушный флот генерал-полковника Альфреда Келлера понёс существенные потери и на некоторое время фактически потерял боеспособность. Конечно, немцы вскоре доставили своим авиаторам более качественный авиационный бензин, который выдерживал хотя и не 60-градусный мороз, но позволял запускать авиамоторы при минус 20 градусах. Однако способность наносить массированные бомбовые удары по Ленинграду флот восстановил лишь к апрелю 1942 года. Петров вскоре был эвакуирован в Москву, а в 1947 году возглавил там лабораторию института органической химии АН СССР. Дожил он до 1964 года.
+
+1
-
edit
 

PPV

опытный

PPV>> "... Предлагается проект экспериментального самолета Як-33...
G.s.> И чем кончилась затея? Эскизным проектом?
G.s.> Интересно, что Яковлев опять хотел соединить в одной машине истребитель-разведчик-бомбардировщик.
Могу частично удовлетворить ваше любопытство.
Был приказ МАП N 177 от 03.05.1966 г., согласно которому тов. Яковлеву было предписано: "С целью создания экспериментального самолета со скоростью ГП до 5000 км/час и дальностью полета на сверхзвуковой скорости до 6000 км ... приступить к разработке ЭП экспериментального 2-местного самолета Як-33 с изменяемой геометрией крыла и 3 турбопрямоточными двигателями, а до их отработки поставить на самолет двигатели Р25-300". Этим же приказом тов. Туманскому задавалось создание обоих этих двигателей, и турбопрямоточного, и Р25-300, по согласованным с заводом 115 ТУ.
Причем надо понимать, что вышеуказанный Р25-300 - это совсем не тот самый Р25, который был дальнейшим развитием семейства Р-11 - Р-13, а некий новый двигатель, предназначенный для гиперзвуковых ЛА ...
 
Это сообщение редактировалось 18.02.2017 в 17:08

PPV

опытный

Aaz> Всё ж таки странные были представления о рентабельности в период плановой экономики - четыре движка на два десятка человек...

В продолжение разговора: в тематическом плане работ ОКБ-115 на 1966-70 гг.по тематике работ Як-40 было прописано:
- экспортный вариант с 2 двигателями АИ-31,
- административный вариант с 2 двигателями АИ-25,
- санитарный вариант с 2 двигателями АИ-25.
А в темплане ОКБ-240 - военно-транспортный самолет средней грузоподъемности Ил-74...
 

spam_test

аксакал

PPV> - экспортный вариант с 2 двигателями АИ-31
а что за двигатель такой? Почему другой на экспорт?
 44

PPV

опытный

s.t.> а что за двигатель такой? Почему другой на экспорт?

Там это никак не разъяснялось...
 
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
+
+2
-
edit
 

PPV

опытный

В начале 1961 года в авиапроме СССР завершалась эпопея, связанная с закрытием ряда работ в связи с сокращением финансирования. В роли "жертвенных баранов" выступили В.М. Мясищев и П.В. Цыбин, которые были принесены в жертву ОКБ-52 В.Н. Челомея.
27.01.1961 г. состоялось заседание НТС ГКАТ, на котором был вынесен окончательный приговор тематике работ Мясищева, а через 3 дня наступил черед Цыбина:

"Постановление НТС ГКАТ от 30.01.1961 г. «О самолете РСР».

НТС заслушал доклады по самолету-разведчику тт. Цыбина, Яковлева, Матюка (ОКБ-155), Туполева (ОКБ-156), Мясищева и Струминского (ЦАГИ), Свищева и Яковлевского (ЦИАМ), Соловьева (ОКБ-19), В обсуждении приняли участие: тт. Ефремов, Алексеев, Пышков (МО), Туманский (ОКБ-300) и др. …
Высотный сверхзвуковой с-т – разведчик «РСР» с 2 дв. Д-21 задан в 1956 г. главный к-р – т. Цыбин, главный к-р двигателей – т. Соловьев.
Для с-та РСР установлены следующие данные: Vmax=2700 км/час, Lпракт.=3300-3500 км, Нпр.=25-26 км. Срок предъявления на ГИ в начале = 1 кв. 1959 г., впоследствии = 3 кв. 1960 г.
Проектирование проводилось в ОКБ-256, в г. Москве, постройка 3-х ОЭ – на заводе № 99 в Улан-Уде, проектирование и постройка дв. Д-21 – в ОКБ-19 и на заводе № 19 в г. Перми.
К настоящему времени построено 2 экземпляра. Первый передан в Сиб.НИА, для лабораторных испытаний на прочность, второй – в ОКБ, для проведения монтажных работ и ЛИ. Следующие 2 находятся в пр-ве на з-де № 99.
Двигателей, готовых для установки на РСР, до сих пор нет, построены только первые экземпляры для стендовой отработки. Как показали результаты разработки, созданные для с-та РСР дв-ли Д-21 не обеспечивают заданных основных х-к.
В связи с существенным ухудшением основных ЛТХ и двигателей, против предварительно установленных, т. Цыбин предлагает провести модернизацию с-та. Однако и в этом случае … не будет обеспечено требуемая дальность, высота, а также необходимые разгонные х-ки. Так, например, энерговооруженность (у Як-28Р будет составлять 0,85, у с-та Е-155 – 0,69, а у модифицированного с-та – всего 0,40).
На построенном с-те РСР с дв. Д-21 можно ожидать следующие данные:
С-т РСР Предп. получить. Задано
Lпр ок. 2000 км 3300-3500 км
Нпр 22-23 25-26
Макс. Р на земле 4100-4500 кг 5000 кг
Расход топлива 2,37 кг/кг в час 2,06 кг/кг в час
Gдв. 2150 кг 1025 кг

НТС … постановляет: …
1. считать нецелесообразным дальнейшую разработку с-та РСР… При условии создания для т. Цыбина производственной базы, этот самолет может быть закончен не ранее 1963 г.
2. В настоящее время находятся в разработке более реальные С-Р с уже созданными дв-лями:
- беспилотный разведчик «Ястреб» (ОКБ-156)…
- Як-28Р (ОКБ-115) …
- Е-155 (ОКБ-155) …
3. Учитывая приведенные соображения, прекратить работы по с-ту РСР и дв. Д-21.

П. Дементьев, А. Макаревский, В. Мясищев, Г. Свищев, В. Струминский".

(РГАЭ, фонд 29, оп.1, Дело № 1814, лл. 14-17)

Ну а далее было приведено «Особое мнение" т. Цыбина, с предложением об установке на РСР двигателей Р21-300 вместо Д-21, а также «Заключение ЦАГИ» по этому проекту, где говорится о том, что взлетные и разгонные х-ки на М<1,3 на РСР с Р21-300 улучшатся, а на больших скоростях будут даже хуже, чем с двигателями Д-21…
 58.0.3029.9658.0.3029.96
1 2 3 4

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru