mihail66> Предположим ракета прошла апогей, перевернулась, в свободном полете приближается к земле.mihail66> По началу - реальная невесомость, далее воздух тормозит ракету до некоторой постоянной скорости "Зю" (на которой она воткнется в землю в случае отказа ССР), т.е. "ПЕРЕМЕЩАЕТСЯ РАВНОМЕРНО И ПРЯМОЛИНЕЙНО". Здесь мой датчик будет показывать минус один "же" (до момента столкновения). Поправьте меня, если не прав.
Когда скорость направлена вниз, сила торможения направлена вверх. И именно она уравновешивает силу гравитации. Но акселерометр всё равно показывает не силу гравитации, а силу аэродинамического торможения
Если у ракеты есть крылья/стабилизаторы, и она падает не отвесно, то вектор торможения будет поворачиваться вместе с вектором скорости.
mihail66> Дальше! Не могу осознать следующее (применительно к ракете летящей вверх в свободном полете):mihail66>> 3.Сила торможения сравнялась с гравитацией - я нахожусь в прострации, пытаюсь найти точку опоры (невесомость), ракета продолжает лететь.
Когда ракета летит вверх (скорость направлена вверх), сила аэродинамического торможения направлена вниз. Ускорение свободного падения направлено тоже вниз. Поэтому они складываются, а не вычитаются, как при снижении.
Б.г.>> Ничего подобного! Сила торможения и гравитация направлены в одну сторону, если они сравнялись, никакой невесомости не будет.mihail66> Но! Силу торможения я чувствую своим теменем, упершимся в задницу головного обтекателя. А силу гравитации должен был бы ощутить пятками, упершимися в пол. Почему же они направлены в одну сторону???
В ракете силу гравитации ты не чувствуешь вовсе. Так же, как и акселерометр, установленный на ракете. Вы вместе с ракетой синхронно падаете - каждую секунду из скорости, направленной вверх, вычитается 9,81 метра в секунду. И из твоей, и из её. Поэтому этого никто внутри ракеты не ощущает.
Сила аэродинамического торможения действует, однако, только на ракету, и не действует на тебя, поэтому ты её чувствуешь макушкой (при подъёме вверх). И акселерометр её чувствует точно так же. Но её действие, во время подъёма, направлено туда же, куда и действие гравитации - вниз. И из скорости ракеты, если силы сравнялись, вычитается не 9,81, а 19,62 метра в секунду за секунду. Но ты это чувствуешь не как 2 "же", а как 1 "же" - макушкой. Что считать плюсом, что - минусом, реши сам.
Т.е., сила аэродинамического торможения действует, всё же, на тебя, но через посредство корпуса ракеты, поэтому ты и можешь её ощутить, как можешь ощутить давление табуретки на задницу - эта сила удерживает тебя от падения на пол.
А сила гравитации действует на тебя без посредства ракеты. И на ракету она действует ровно так же. И ты, поэтому, не видишь этого действия.
mihail66> Так по аналогии со свободно падающей ракетой должна наступить аналогичная скорость "Зю" ещё за долго до апогея.
Нет. При подъёме установившейся скорости нет и не может быть.
mihail66> И как мне кажется, в этой точке должны уравновеситься эти силы (сила торможения об воздух и сила притяжения).
Нет, они не уравновешиваются, а суммируются. Уравновешиваются они тогда, когда ракета падает, потому что сила гравитации, как и раньше, направлена вниз, а сила а/д торможения - вверх.
mihail66> Дальше ракета тормозится исключительно гравитацией до апогея.
Вообще-то, воздух тормозит и пешехода. И ракета тормозится воздухом до самого апогея. Вопрос лишь в том, можно ли заметить это торможение. Дешёвые МЕМС акселерометры по доллару за штуку при усреднении за 0,1 секунды могут регистрировать ускорения в несколько миллиже (т.е., несколько сантиметров в секунду в квадрате), но для этого нужна математическая обработка. Без неё а/д торможение тонет в шумах уже на 5 м/с.