Копаясь в архивах своего деда нашел его описание боя, ставшего в последствии прародителем Дня авиации ВМФ России. Чуток не сходится дата, но воспоминания были написаны через 60 лет после события – память могла и подвести, да и переход на «дата по новому стилю» мог сказаться.
Орфография оригинала соблюдена.
«1916г. Рижский залив… Ночь на 19-е июня прошла сравнительно спокойно, лишь около 1ч. Ночи по боевой тревоге вся команда нашей авиоматки “Орлица” была поднята, но вскоре был дан отбой.
“Побудка” была произведена несколько ранее – в 5ч. утра.
…Вскоре стал известен полученный от адмирала приказ: всем 4 самолетам подняться в воздух, причем нашему самолёту подпоручика Извекова занять позицию над броненосцем “Слава” и с высоты 2000 метров корректировать стрельбу башенных орудий этого броненосца по Тукумским батареям противника, а 3-м остальным самолётам держаться группой километрах в 5 от “Славы” и быть настороже в случае возможного налёта немецких самолётов.
Наша авиоматка стояла «по парами» в 2 километрах от “Славы”.
В воздухе был слышен лишь гул от удаляющихся наших самолетов да регулярно через несколько минут залпы 12-ти двенадцати-дюймовых орудий.
Наше внимание привлекли разрывы снарядов со “Славы” далеко на материке да разрывы красных, синих, зеленых ракет с нашего самолёта (недолет, перелет и т.д.)
Вдруг… боевая тревога, минутная суматоха – занять места по тревоге и абсолютная тишина. И совершенно отчетливый доклад сигнальщика:”4 неприятельских самолёта взяли курс на наш самолет”.
Самолет Извекова развернулся и один (а мог-бы подождать своих 3-х), один пошёл курсом прямо на неприятеля…
Минута сближения… и заработал пулемёт самолёта Извекова. Один из 4-х неприятельских самолетов “задымил” и пошел на снижение. Настала самая страшная минута для нашего самолета – он оказался “под хвостом” 3-х неприятельских “Альбатросов” (-это самая лучшая огневая позиция их) и сразу “заговорили” все три “Альбатроса”.
Наш самолёт загорелся и как пустая спичечная коробка, кувыркаясь, камнем полетел вниз и ударился в море.
Дрогнуло сердце у всех 300 загорелых моряков… так погиб наш боевой молодой летчик Алексей Николаевич Извеков – мой любимый начальник.
Тем временем подоспели 3 наших самолёта и пошли на 3-х “Альбатросов”, но… два резко изменили курс и, пользуясь преимуществом в скорости, попросту “удрали”.
Третий-же (как оказалось Начальник отряда) смело пошел навстречу нашей группе подлетавшей “гуськом”.
При встрече с нашим первым, он прошел благополучно. Вторым шел Начальник нашего отряда ст.лейтенант Петров и ловко взяв “на мушку” Альбатроса вывел его из строя и тот планируя вынужден был сесть на воду.
Летчик и механик с Альбатроса пытались разрушить свой самолет, но, севший минуту спустя наш третий самолёт, дал “очередь” и немцы сдались (т.е. плавая в воде подняли руки)
Одного подобрал подошедший эсминец, а второго – летчика посадили в наш самолет и доставили на корабль.
Вскоре привезли на корабль и тело убитого нашего летчика Извекова.
А “Слава” продолжала громить Тукумские батареи…»