Ледоколы для НАТО
Швеция озаботилась обновлением ледокольного флота: страна собирается разместить заказ на постройку двух ледоколов нового поколения.
В настоящее время шведы располагают пятью ледоколами трех разных проектов. Четыре из них были построены финской Wärtsilä еще в 1970-х годах – Ale, Atle, Frej, и Ymer (три последних – однотипные), пятый – Oden – сделали в самой Швеции в 1988 году. Десятилетия в строю – это срок.
С новыми ледоколами должны прийти и новые возможности. Надо отметить, что основная «рабочая лошадка» шведского ледокольного флота – суда класса Atle – способна проламывать канал шириной до 24 метров. Один из немногих раскрытых Шведской морской администрацией параметров ТЗ для новых изделий – способность прокладывать ледовый канал шириной до 32 метров. Это серьезно расширяет спектр задач, которые смогут решать шведские ледоколы. Отметим: заявленный показатель, конечно, на несколько метров меньше, чем у наших современных УАЛ проекта 22220, но это уже сопоставимо, скажем, с ледоколом «50 лет Победы».
Официальная мотивация, озвученная Стокгольмом, такова: наличные суда в целом не первой свежести, поэтому хотелось бы заполучить новые. Однако тот факт, что страна решила резко увеличить свой ледокольный потенциал на фоне не менее резкого отхода от нейтрального курса и разворота в сторону НАТО, заставляет задуматься: а простое ли это совпадение? В плане ледокольных возможностей – а стало быть, и в плане способности осуществлять присутствие и проецировать силу в высоких широтах – Североатлантический альянс пока хромает на обе ноги. В этой связи, есть мнение, что бывшим нейтралам, так или иначе интегрированным в структуру блока, как раз и придется взять на себя часть функционала по обеспечению НАТО ледоколами в европейской части Арктики.
Капитан Арктика©