SashaMaks> Есть идея намного лучше, причём лучше она будет и для всего двигателя.
Соответствующее гидроиспытания "первого блина комом" проведены и достаточно успешно.
Корпус разорвало вдоль оси именно по цилиндрической части, а не по креплениям или их расслоениям. И это несмотря аж на 4 допущенные ошибки при сборке. Т.е. определенную криворукость такая конструкция способна стерпеть...
Давление разрушения составило 54 атм, что на 20-25% ниже ожидаемого значения, скорее всего в основном из-за двух ошибок:
1. Проваленный размер в плюс для сферического днища, что привело к радиальным перенапряжениям в самом корпусе рядом с этой обечайкой.
2. Несовершенство форм по финальной установке корпуса, что привело к смятию волокон вдоль оси.
Хотя куда всё очевиднее другой вывод относительно самой стеклоткани Т-11.
Даже если сейчас всё сделать идеально, максимум, на который тут можно рассчитывать для двухслойной оболочки - это 65-70 атм, и корпус будет рвать именно вдоль оси, так как тут напряжения на разрыв у ткани в 3 раза меньше, чем по кольцу, а должно быть только в 2 раза ниже. Т.е., по кольцевому направлению стеклоткань Т-11 пересилена на треть или недосилена вдоль оси на треть. Иными словами есть где-то 30% просто паразитной массы в корпусе, которая не нагружена!
Если рассмотреть ту же стеклоткань Т-13, то из неё можно создать трёхслойную оболочку такой же массы, но при этом она будет на 30% прочнее и будет разрываться на давлениях порядка 90 атм.
Самое печальное, что Т-11 уже был закуплен стратегический запас. Но радует то, что Т-13 в среднем вдвое дешевле, чем Т-11.