Реклама Google — средство выживания форумов :)
МОСКВА, 27 февраля. /ТАСС/. Аддитивные технологии, которые позволяют "выращивать" детали, будут использоваться при производстве жидкостных ракетных двигателей для семейства ракет-носителей "Ангара", "Союз-5" и "Союз-2", сообщили во вторник в Роскосмосе.
"НПО "Энергомаш" будет использовать аддитивные технологии при производстве жидкостных ракетных двигателей для семейства ракет-носителей "Ангара", "Союз-5" и "Союз-2". Предложение о внедрении в производство двигателей аддитивных технологий было предложено конструкторским бюро НПО "Энергомаш" после успешных огневых испытаний на воронежском Конструкторском бюро химавтоматики (КБХА, входит в НПО "Энергомаш") камеры двигателя 14Д23 (применяется в "Союзе-2.1б"), которые подтвердили возможность применения аддитивных технологий при производстве жидкостных ракетных двигателей. При этом на предприятии уже освоена методика изготовления смесительной головки и сопла двигателя 14Д23 с помощью аддитивных технологий", - сказали в госкорпорации.
По оценке специалистов КБХА, применение аддитивных технологий сократит трудоемкость производства этого двигателя на 20%. К примеру, смесительная головка, произведенная по традиционной технологии, состоит из 220 деталей, имеет 124 паяных соединения и 62 сварных шва. А смесительная головка, изготовленная по аддитивной технологии, состоит из одной цельной детали. Срок ее "выращивания" - 77 часов.
Аддитивные технологии предполагают "выращивание" изделия за счет добавления слоев материала. Например, детали печатаются на 3D-принтере или "запекаются" лазером из порошка.
Российское предприятие ракетного двигателестроения НПО "Энергомаш" — мировой лидер в своей области. Возможность сотрудничества с ним рассматривают Китай, Южная Корея и Бразилия, а две американские компании уже покупают российские ракетные двигатели. Недавно генеральный директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин поручил в скорейшие сроки завершить формирование на базе предприятия холдинга ракетного двигателестроения, который будет выпускать практически весь спектр космических двигателей. О формировании холдинга, разработке двигателей на перспективных типах топлива, новых зарубежных контактах в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Дмитрию Струговцу рассказал генеральный директор предприятия Игорь Арбузов.
— Недавно не предприятии прошло рабочее совещание под руководством главы госкорпорации Дмитрия Рогозина. Какие вопросы обсуждались, какие решения приняты?
— Обсуждались вопросы дальнейшего развития семейства ракет-носителей "Ангара" и организации поставок двигателей РД-191 и его модифицированной версии РД-191М для обеспечения реализации этих программ. Также подробно рассматривались актуальные проблемы дальнейшей реализации проекта создания ракеты-носителя "Союз-5" и создания на ее базе ракеты-носителя сверхтяжелого класса. Обсуждались вопросы по созданию перспективных средств выведения с применением двигательных установок, работающих на компонентах кислород-метан. Все эти вопросы для нас важны, так как определяют загрузку производственных мощностей и конструкторских бюро. Надо отметить, что по всем обсуждаемым вопросам приняты конкретные решения и даны необходимые поручения.
Одно из ключевых решений было принято по созданию интегрированной структуры ракетного двигателестроения. Новая администрация Роскосмоса подтвердила ранее принятое решение о ее формировании. Более того, даны поручения по серьезному ускорению корпоративных и организационных процессов, вопросов, связанных с реформированием производственных площадок. Дано поручение до конца года завершить все корпоративные процедуры, связанные с формированием интегрированной структуры. До последнего дня имелся целый ряд проблем, который сдерживал это решение. Например, затянулась приватизация ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, а поскольку два актива — Воронежский механический завод и КБХМ им А.М. Исаева — входят в состав центра, без завершения их приватизации сложно было говорить о передаче предприятий в состав интегрированной структуры. Дано поручение ускорить этот процесс.
— Присоединены ли к холдингу еще два предприятия — АО "НИИМаш" и АО "Турбонасос"?
— В ближайшие недели Роскосмос должен будет принять решение о передаче акций этих предприятий в доверительное управление НПО "Энергомаш". Кроме того, на предприятиях сформированы советы директоров, в состав которых вошли представители НПО "Энергомаш".
— Будет ли создаваться какой-то директорат для управления холдингом?
— Принято принципиальное решение, что никакой управляющей компании создаваться не будет.
— Недавно госкорпорация "Роскосмос" и РКК "Энергия" подписали контракт по созданию космического ракетного комплекса "Союз-5". Ваше предприятие займется производством двигателей для нее. Расскажите, как будет выглядеть ракета?
— "Союз-5" будет создан в том виде, как он предполагался на этапе эскизного проектирования: кислородно-керосиновые двигатели РД-171МВ разработки НПО "Энергомаш" на первой ступени и РД-0124МС разработки АО "КБХА" на второй ступени.
— Вы сказали о поручении по метановому двигателю. Можете ли рассказать подробнее?
— Нам поручено проработать возможность создания двигателя на паре кислород-метан для использования в перспективной ракетной технике. Мы также смотрим на возможность применения кислородно-метанового двигателя в многоразовой ракете-носителе среднего класса для коммерческого использования.
— Вы говорите о новом двигателе для многоразовой ракеты, а вот S7 space недавно предлагал создать такой носитель на основе двигателей от советской лунной ракеты Н-1. Как вы относитесь к этой идее?
— Мы все говорим об одном и том же, но намерены достичь этого разными способами. Я не исключаю, что по заказу S7 на базе НК-33 могут появиться какие-то разработки, но считаю своим долгом доказать возможность работоспособности и большей эффективности двигателей нашей разработки, чем применение решений 1960-х годов.
— Можете рассказать о метановом двигателе?
— Двигатель получил название РД-169. Это фактически новый двигатель, создающийся на основе тех знаний, которые мы формировали с начала 2000-х годов. Работу некоторых двигателей с метановой смесью, например РД-0146, мы даже испытали на практике. Подтверждена сама возможность и эффективность такой схемы. На сегодняшний день в Воронеже создан стенд для проведения испытаний, имеется соответствующий конструкторский задел. Нам нужно 3-4 года, и мы сможем приступить к испытаниям полноценного метанового двигателя.
— В какие сроки тогда может быть создана метановая ракета?
— Процессы проектирования носителя и двигателя могут вестись параллельно. Я думаю, что в течение 5-6 лет можно выйти на создание такого носителя, если решение будет принято госкорпорацией "Роскосмос". Совместно с РКЦ "Прогресс" мы к концу года должны представить в Роскосмос концепцию такого космического ракетного комплекса и его рыночные перспективы.
— Как ведутся работы по водородной тематике?
— Если будут приняты решения по улучшению эксплуатационных характеристик ракеты-носителя "Ангара" с созданием третьей ступени с водородным двигателем РД-0150, то у нас определенный задел уже имеется. При благоприятных условиях в районе 2024 года мы можем выйти на создание кислородно-водородной ступени.
— Этот водородный двигатель РД-0150 создается на базе РД-0146?
— Нет, это абсолютно новый двигатель, но в нем отчасти использованы наработки по РД-0146 и РД-0120 от центрального блока ракеты "Энергия".
— Еще одна перспективная тематика — детонационные двигатели. Найдут ли они применение в ракетно-космической технике?
— Это скорее не двигатель, а исследование самой возможности использования такого вида горения, которое мы проводили по заказу Фонда перспективных исследований. Те решения, которые были использованы на демонстраторе, подтвердили возможность детонационного горения. Удельный импульс повысился на 5-7 процентов. Но мы только приоткрыли дверь в область детонационного горения. Еще очень много неизученного осталось за скобками нашего исследования, поэтому мы планируем продолжить работать в этом направлении, в первую очередь нарабатывая научно-технический задел по этой тематике.
— Вашим предприятием разработана технология лазерного зажигания двигателей ракет "Союз-2" и "Ангара" перед запуском. Когда эта технология будет внедрена на российских ракетах?
— Мы действительно рассматриваем такую возможность. Настаиваем на том, чтобы в модернизированной версии двигателя РД-191М для ракет "Ангара" использовать это перспективное решение. Что касается "Союза-2", пока не принято решения о применении лазерного зажигания на двигателях этой ракеты. Однако на всех вновь разрабатываемых двигателях мы настаиваем на том, чтобы все наши конструкторские бюро учитывали это решение.
— Сколько двигателей для "Ангары" изготовлено предприятием на сегодняшний момент?
— Всего 40, если учитывать весь совокупный объем двигателей, когда-либо изготовленных по программе отработки этого носителя начиная с 1990-х годов. На сегодняшний день в Омск для производства ракет семейства "Ангара" поставлено четыре летных комплекта для тяжелой ракеты — по пять двигателей каждый, то есть в сумме двадцать двигателей. Плюс по двигателю для двух легких ракет "Ангара-1.2".
— Недавно Дмитрий Рогозин объявил, что для запуска спутниковой системы "Сфера" с 2022 года будет использовано 25 ракет "Ангара-А5". Вас уже проинформировали о грядущем заказе?
— Мы надеемся, что все планы реализуются. Наши мощности позволяют производить до 40 двигателей для ракет семейства "Ангара" в год, то есть необходимое количество для восьми тяжелых ракет "Ангара-А5". В этом случае полностью будет загружен и "Протон-ПМ", и "Энергомаш".
— Также подтверждено решение о создании новой ракеты среднего класса "Союз-5" с двигателями РД-171МВ. Началась ли подготовка к производству этих двигателей?
— Подготовка началась. По согласованию с госкорпорацией "Роскосмос" НПО "Энергомаш" в рамках опережающего финансирования направило часть выручки на восстановление производства двигателей РД-171МВ. Мы пошли на это намеренно, чтобы обеспечить установленные сроки по поставке первого двигателя в середине 2021 года. Речь идет не только о РД-171МВ, но и о двигателе второй ступени ракеты — РД-0124МС, который производится в Воронеже. Благодаря принятому решению на сегодняшний день проведена закупка материалов, выполнена часть конструкторских работ. Так что сейчас мы находимся в комфортной для себя ситуации.
— Когда начнется производство первого двигателя для "Союза-5"?
— Его изготовление начнется в 2019 году, чтобы в 2020 году выйти на испытания двигателя.
— Какова ситуация с двигателями РД-171М для ракет "Зенит"? Ведутся ли переговоры с S7 space по их покупке для проекта "Морской старт"?
— Мы находимся в постоянном контакте с S7 по поводу сроков и объемов поставки, но пока нет каких-либо конкретных решений.
— Сможете сразу производить и новый РД-171МВ для "Союза-5", и РД-171М для "Зенита"?
— Каких-то сложностей мы не видим. Если проекты "Морской старт" или "Наземный старт" заработают в ближайшее время, имеющегося запаса двигателей должно хватить до момента, пока не будет возобновлено их производство.
— Когда завершится производство двигателей для ракет "Протон", раз принято решение поскорее отказаться от них и максимально перейти на использование ракет "Ангара"?
— Производство двигателей в рамках тех потребностей, которые нам сформулировал ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, будет остановлено в Перми в этом году. Если не возникнет каких-то новых контрактов на запуски ракет "Протон", со следующего года эти двигатели производиться уже не будут.
В сложившейся ситуации перед нами стоит задача загрузить "Протон-ПМ" другими заказами, в том числе заказами, связанными с диверсификацией. "Протон" успешно работает в области топливно-энергетического комплекса, предоставляя отечественным предприятиям услуги по испытаниям газотурбинных установок на базе авиационных двигателей, сборке и испытаниям газотурбинных электростанций, производству деталей насосов для изготовителей насосного оборудования для нефтегазовой отрасли. Производство новой продукции планируется сконцентрировать на загородной площадке предприятия (Новые Ляды) с учетом современных организационных, технологических и логистических принципов. Освоение и выпуск новых изделий требует не только иных подходов к организации производства, но и более эффективной экономики, сокращения накладных расходов, в том числе за счет оптимизации численности персонала. Эти мероприятия позволят снизить себестоимость изготовления новой продукции и в итоге повысить ее конкурентоспособность.
— Недавно в СМИ прошло сообщение о поставке в США 20 двигателей РД-180 до 2022 года. Действительно ли заключен такой контракт?
— Это не совсем так. По РД-180 у нас был заключен контракт на поставку двигателей до 2019 года. Недавно ситуация изменилась, мы подписали контракт уже на 2020 год, в рамках которого поставим нашим партнерам еще 6 двигателей РД-180.
— Запуски пилотируемых космических кораблей Starliner планируется проводить на ракетах Atlas 5. Сертифицирован ли РД-180, использующийся на первой ступени этой ракеты, для пилотируемых пусков?
— Да, на сегодняшний день РД-180 сертифицирован требованиям NASA к выполнению пилотируемых полетов. В прошлом году комиссия из представителей NASA и ВВС США провели на нашем предприятии в Химках аудит соответствия технологических процессов и системы менеджмента качества американским требованиям. Выдано заключение, что наша система обеспечивает выполнение требований для проведения пилотируемых миссий. В соответствии с текущими планами первый полет Atlas 5 с кораблем Starliner и экипажем на борту должен состояться в феврале 2019 года, а в ноябре нынешнего года должен быть проведен тестовый беспилотный старт.
— Осенью прошлого года ратифицировано соглашение между Россией и Китаем о защите интеллектуальной собственности в космической сфере. Какие направления сотрудничества теперь открываются перед нашими странами?
— Сегодня обсуждается целый перечень направлений возможного сотрудничества в области ракетного двигателестроения. Во-первых, Китай обратился к нам с просьбой провести экспертизу тех инженерных решений, которые они намерены реализовать в двигателе для своей сверхтяжелой ракеты. Речь идет фактически об аналоге нашего РД-180 — 500-тонном двигателе. Учитывая, что для них этот опыт первый, китайские коллеги не совсем уверены в разработанных технических решениях. Нам для проведения экспертного заключения необходимо распоряжение правительства. Естественно, никаких решений в технические характеристики этого двигателя мы вносить не намерены. Но это направление могло бы рассматриваться как первый шаг к развитию дальнейшего сотрудничества.
Во-вторых, наших китайских коллег очень интересует вопрос совместной разработки метанового двигателя. Мы рассматриваем такой вариант как возможность привлечения дополнительных инвестиций в создание метанового двигателя с последующим, как вариант, лицензионным соглашением по его производству в Китае.
В-третьих, коллеги проявляют очень серьезный интерес к тематике водородного двигателя. Тут нам предлагают широкий спектр возможностей для сотрудничества.
Отчетливые контуры сотрудничества могут определиться к ноябрю, когда в Чжухае пройдет совместная встреча. Но то, что тематика ракетных двигателей это приоритетная тема для Китая, никто не скрывает.
— Второй год Россия и Бразилия ведут переговоры о совместном сотрудничестве по развитию ракетных технологий и развитию бразильского космодрома Алкантара. В каком состоянии сейчас находятся переговоры?
— На сегодняшний момент подписан целый ряд протоколов и меморандумов, включая документы по участию российской стороны в развитии бразильского космодрома Алкантара. Нам стало очевидно, что на бразильский рынок нужно выходить уже с комплексным предложением, которое касалось бы не только двигателей, но и ракеты, и планов по модернизации космодрома. Некоторое время назад был проведен очередной раунд переговоров. Сейчас мяч на стороне Бразилии. Они взяли время на раздумье.
— Переговоры идут о ракетах легкого и среднего классов?
— Да.
— Как идет процесс создания двигателестроительного холдинга под управлением «Энергомаша»?
— У нас определен перечень предприятий, которые либо уже входят, либо будут входить в интегрированную структуру. Это сам АО «НПО "Энергомаш"», ПАО «Протон-ПМ», Воронежский механический завод (АО ВМЗ.— “Ъ”), Конструкторское бюро химавтоматики (АО КБХА.— “Ъ”), АО «НИИ Машиностроения», Конструкторское бюро химического машиностроения имени A. M. Исаева и опытно-конструкторское бюро «Факел».
— Как в целом вы оцениваете состояние этих активов?
— Оно очень разное. Есть существенная дистанция в доходах и в результатах финансовой деятельности между, скажем, нами и НИИМашем.
Есть проблема загрузки мощностей: у того же «Протон-ПМ» из-за прекращения производства ракет «Протон» загрузка составляет около 40%, а в «Энергомаше» обратная ситуация, связанная с переизбытком заказов.
Мы выстраиваем внутреннюю кооперацию между всеми предприятиями таким образом, чтобы загрузка была равномерно распределена по всем участникам интегрированной структуры.
— «Энергомаш» оказывает финансовую поддержку другим предприятиям. Этих средств хватает, или надеетесь на поддержку государства?
— Есть разные формы поддержки, в том числе идет кредитование под гарантии правительства по перспективным проектам. Кроме этого, НПО «Энергомаш» за счет своих ресурсов поддерживает часть предприятий в форме займов под бизнес-проекты. В совокупности с федеральными ресурсами и с предполагаемым объемом инвестиций по федеральным программам, которые сейчас должны появиться, включая средства, которые зарабатывают наиболее рентабельные предприятия, нам должно хватить на реализацию ключевых проектов.
— В Госдуме весной сообщили о подготовке законопроекта, ограничивающего круг возможных покупателей ваших жидкостных ракетных двигателей РД-180 и РД-181 таким образом, что туда не попадали США. Как вы отреагировали?
— Я считаю, что наши двигатели являются одной из немногих ниточек, которые связывают нас с США в высокотехнологичных отраслях. Они дают нам возможность контактировать, общаться, взаимодействовать. У нашего сотрудничества много положительных моментов, и оно выгодно обеим странам. России поставки двигателей дают возможность инвестировать средства в перевооружение предприятий, развитие технологий. НПО «Энергомаш» был и есть традиционно сильным в технических вопросах, и я полагаю, что американские специалисты смогли ознакомиться с нашими практиками. Это не только хороший и нужный опыт, но и блестящий пример того, как Россия и США могут успешно сотрудничать.
— Сейчас поставки РД-180 и РД-181 американцам идут в срок?
— Все обязательства выполняются в сроки, согласованные с нашими партнерами, что их очень сильно удивляет (смеется).
За все время работы мы отправили в США 113 двигателей. Все пуски — а их было 85 — успешные. На самом деле это рекорд, достойный Книги рекордов Гиннесса. Ни у одного другого двигателя пока нет такой успешной летной статистики!
— Насколько перспективным видите сотрудничество с Китаем? Вы в Чжухае с Китайской космической корпорацией науки и техники заявили о совместном плане заняться разработкой перспективных ракетных двигателей на водороде и метане. Расскажите подробнее об этом.
— У нас действительно есть совместная комиссия, которая на регулярной основе рассматривает вопросы сотрудничества в области космоса на фоне межправительственных соглашений. Если погрузиться в эти документы, 80% их содержания касаются сотрудничества в двигателестроении. Недавно состоялось 19-е заседание этой комиссии, где мы присутствовали с Дмитрием Олеговичем (Рогозиным.— “Ъ”). Проблема китайцев в том, что они бы хотели сотрудничать сразу по всем направлениям, но при этом не давали никакой конкретики. Начиная от «микрушечных» двигателей и заканчивая 480-тонным двигателем, который они создают самостоятельно. И в этот раз в Чжухае мы поставили перед ними вопрос о том, что от общего надо переходить к частному и определиться, что их интересует в большей степени. В результате вырисовались несколько направлений: во-первых, проведение инспекции по тем конструкторским и инженерным решениям, которые они реализуют в своем 480-тонном двигателе. Во-вторых, совместное создание метанового двигателя. В-третьих, обозначилась заинтересованность в сотрудничестве по созданию водородного двигателя для верхних ступеней. Поймите, у нас не идет речь о том, чтобы просто продавать Пекину двигатели. Нам важно наладить сотрудничество, которое было бы интересно и выгодно обеим странам, и вот в области метанового двигателя я как раз наш интерес вижу.
— А они в этот проект готовы деньги инвестировать?
— Насколько я понял с их слов, то готовы. В декабре будут конкретизированы эти предложения по каждому из направлений деятельности, и в январе мы уже четко сформулируем возможность реализации данных намерений.
— А насколько «Энергомаш» готов продавать технологии?
— Нисколько не готов. Зачем это нам?
— Трансферт технологий считается очень модным вариантом сотрудничества.
— Может быть, в других областях, но точно не в ракетном двигателестроении.
— Как у вас с Бразилией обстоят дела?
— Это очень специфический и сложный рынок. Во-первых, это Латинская Америка, своеобразный темперамент плюс внутренние проблемы их правительства. У них есть сложности с использованием космодрома Алькантара. Он для них стал таким «чемоданом без ручки»: и бросить жалко, и нести тяжело. Попытки реализовать проект с Украиной по ракетам «Циклон» провалились. Ищется решение, которое бы было в максимальной степени приемлемо для пуска с космодрома Алькантара. Тут тоже речь идет не о продаже одних только двигателей — Бразилии интересен готовый проект «под ключ». Поэтому мы под этот проект подтянули наших смежников и дали им целый набор предложений, который сегодня они рассматривают. Причем это все было сделано при предыдущем бразильском правительстве, которое, на мой взгляд, в большей степени было ориентировано на сотрудничество с Россией. Все те переговорщики, которые были до этого, ушли в отставку. И теперь возникло много вопросов.
— Например?
— Как будет настроено нынешнее руководство Бразилии к нам? Как оно будет относиться к сотрудничеству в этой области? Нужно ли им это?
— А для России это интересное сотрудничество?
— Для нас это в любом случае интересно. Новый рынок, новые возможности. Если речь пойдет о наших двигателях, то это будет либо лицензионное производство, либо совместное предприятие.
— Индия довольно сильно продвинулась в ракетостроении. Им ваши услуги нужны или же сами справляются?
— Мы встречаемся в январе с представителями Индийской организации космических исследований (ISRO). У них вызвали очень большой интерес наши предложения, которые были сформулированы в ходе сентябрьского визита Дмитрия Рогозина в Дели. Откликнулись быстро, потому что есть что обсудить.
— И что же?
— Знаете, там достаточно чувствительные темы, мне бы просто не хотелось делать фальстарт. Но если что-то будет — то вам расскажу первым (смеется).
— А как из-за санкций партнеры себя ведут?
— У меня сложилось ощущение, что период похолодания, который очень чувствовался прошлой зимой и весной, сменился потеплением. Во всяком случае, такое впечатление оставила недавняя поездка в США.
Думаю, что положительно сказались в том числе контакты новой администрации «Роскосмоса» с руководством NASA. Там ждут визита Дмитрия Олеговича уже в феврале 2019 года.
— Как идут переговоры с S7 Space по покупке двигателей РД-171М для проекта «Морской старт»?
— Собираются покупать, но контракт пока еще не подписан. Я так понимаю, потому что пока нет отчетливого понимания по тому, сколько и куда поставлять.
— А его модернизация не потребуется?
— Этот вопрос обсуждается, но на перспективу. Тот контракт, который везде анонсируется, на 12 ракет, скорее всего, будет комплектоваться двигателями старой конструкции. Что касается модернизированной версии двигателя, а именно РД-171МВ, то это первый двигатель, подлинником конструкторской документации которого будут не бумажные чертежи, а электронные 3D-модели. Все сроки по созданию РД-171МВ выполняются в полном объеме. В конце 2017 года мы разработали эскизный проект двигателя и передали его в ракетно-космический центр «Прогресс». Сейчас идет выпуск конструкторской документации, ведется подготовка производства и стендовой базы. Также в этом году создан конструкторский макет двигателя с учетом тех требований, которые адаптированы к новой ракете. До конца года будет поставлен динамический макет в РКЦ «Прогресс». Огневые испытания первого доводочного двигателя РД-171МВ запланированы на 2019 год. Первый товарный двигатель мы должны поставить заказчику в 2021 году для первого беспилотного запуска «Союза-5», который должен состояться в 2022 году. Для пилотируемого запуска ракеты, который запланирован на 2024 год, мы планируем поставить двигатель РД-171МВ в 2023 году. И у меня нет никаких сомнений в том, что мы выполним свои обязательства.
— Как сейчас ситуация на ВМЗ?
— За этот год нам удалось преодолеть проблему, которая называется «невыполнение контрактных обязательств». Если в прошлом году ВМЗ удалось выполнить лишь 50–60% от общего объема производства, то в этом году программа выполнена на 90%. Во-вторых, мы серьезно нарастили объемы по гражданской продукции, увеличив их за этот год практически в два раза. Сегодня соотношение объемов военной и гражданской продукции — 70/30, в следующем году мы выходим на объем с учетом перспективных контрактов 60/40, в 2020 году стоит задача выйти на 50/50. И самое главное, что усилиями наших специалистов удалось переломить негативную тенденцию тотального снижения уровня качества. Был проведен большой объем разъяснительной работы с коллективом, и я думаю, что даром это не прошло. Начали решать эту проблему и техническими средствами, то есть максимально уходить от зависимости от человеческого фактора. Все работы по двигателям, которые находились в переборке, завершены, и надеюсь, что к этой проблеме мы больше не вернемся. Сегодня также стоит задача найти оптимальное решение по загрузке производства. И одним из таких решений может стать создание единой научно-производственной площадки на базе активов АО КБХА и Воронежского механического завода — акционерного общества «Воронежский центр ракетного двигателестроения» (АО ВЦРД).
— В 2021–2022 годах планируется завершить сборку последних ракет-носителей типа «Протон-М». Какое количество двигателей «Роскосмосу» предстоит изготовить в этот период?
— Что касается двигателей для ракет-носителей «Протон-М», то по заключенным договорам «Протон-ПМ» осталось изготовить четыре комплекта РД-276. Их производство завершится в 2019 году. Дальнейшее изготовление двигателей для «Протонов» зависит от получения коммерческих заказов на запуски легкой модификации этого носителя.
Если говорить об РД-191, то еще в 2008 году было принято решение о переходе предприятия «Протон-ПМ» на производство узлов и агрегатов двигателя РД-191 для перспективных ракет-носителей «Ангара». Уже тогда стало понятно, что ракета «Протон» и ее модификации не вечны и требуют замены на новый носитель с двигателями на экологически чистых компонентах топлива. В соответствии с утвержденным графиком в следующем году ПАО «Протон-ПМ» планирует завершить освоение закрепленной за предприятием номенклатуры деталей и сборочных единиц РД-191 и с 2020 года приступить к серийному производству основных агрегатов этого двигателя.
— Дмитрий Рогозин еще в должности вице-премьера поручал после проблем, вскрывшихся на Воронежском механическом заводе, наладить совместную работу со студентами профильных вузов. У вас эта тема прорабатывается?
— Она не только прорабатывается, она реализуется. У нас есть отдельные соглашения со всеми ведущими техническими вузами — это МАИ, МГТУ имени Н. Э. Баумана, МГТУ «Станкин». Студенты этих вузов приходят к нам на практику, кто-то начинает здесь работать. Хотя, конечно, мы понимаем, что не все из них останутся. Для этого, естественно, на предприятии должны быть соответствующие условия, общая культура работы, зарплата, социальные возможности, качество рабочих мест.
— Какая сегодня средняя зарплата на предприятии?
— Зарплата сегодня — 67 тыс. руб. в среднем. Это несколько выше, чем в отрасли, но вы сами понимаете, что понятие «средняя зарплата» — это как «средняя температура по больнице». Есть сотрудники, в том числе рабочие на станках с программным управлением и в обрабатывающих центрах, которые получают и 100 тыс. руб., и выше, а есть менеджеры, которые получают 40 тыс.
— А с кадрами как дела? Не думаю, что открою секрет, сказав, что в отрасли есть дефицит молодых специалистов.
— Молодежь приходит, но нельзя сказать, что это массовое явление. Хотя этого и не требуется, на самом деле. Сегодня идет плавный переход от поколения, скажем, 1960–1970-х к тем, кто рожден в конце 1980–1990-х и обладает необходимыми навыками в рамках новых технологий. Конечно, у них иное понимание жизни, другие ценности и понятие зарплаты, но нам все-таки в определенной мере удалось стабилизировать этот кадровый поток. Для нас важно не заполнить какую-то вакансию, а формировать устойчивое настроение среди наиболее талантливых молодых людей, которых мы ищем разными способами. В частности, в рамках решения этой задачи у нас подписано соглашение с образовательным центром «Сириус». Мы уже начали отбор талантливых школьников, проявивших выдающиеся способности в естественно-научных и технических дисциплинах, и будем оказывать поддержку в их подготовке к поступлению в целевые вузы, с которыми сотрудничает предприятие, а в дальнейшем и содействовать их трудоустройству в НПО «Энергомаш». Формировать интерес к профессии нужно с раннего возраста. Для нас важен именно осознанный приход на предприятие, а не «загон молодых людей палками» на производство.
— Вы уже более трех лет руководите «Энергомашем». Что было, когда пришли на предприятие, и что удалось исправить?
— Главные задачи, которые ставятся перед руководством любого предприятия,— это повышение эффективности производства и качества выпускаемой продукции, выполнение государственного заказа, повышение конкурентоспособности на мировом рынке. Я считаю, что за три прошедших года в этом плане нам удалось добиться успехов. Большие средства вкладываются в развитие и модернизацию производства, в частности, в НПО «Энергомаш» внедрена система управления жизненным циклом продукта, применяется производственная система госкорпорации «Роскосмос». Много внимания уделяется повышению качества выпускаемой продукции: на предприятии постоянно проводятся аудиты, совершенствуется существующая система менеджмента качества. Мы не только серьезно повысили уровень технологических процессов, но и, самое главное, поменяли отношение работников к своему труду, к тому, что они делают.
Большой объем работ связан с внедрением цифровых методов проектирования (PLM), которые помогут ускорить процессы создания ракетного двигателя. Без тени сомнения могу сказать, что ключевым в нашей работе является деятельность конструкторского бюро. Это мозг предприятия. Поэтому, чтобы соответствовать мировым стандартам, удерживать лидерство, мы должны именно в КБ внедрять самые современные инструменты. Ключевая сложность, характерная, кстати, для многих промышленных предприятий в этом направлении,— возрастные разрывы между теми, кто обладает знаниями в физических процессах, и теми, кто имеет навыки цифрового проектирования. Наша задача объединить эти знания и превратить их в наше преимущество перед другими игроками на рынке. И для себя я вижу это направление как приоритетное.
Еще один важный результат — это финансовое состояние предприятия. Кредитный портфель компании, которую я принимал, насчитывал 8 млрд руб., а убыток составлял 1,5 млрд руб. Сегодня же мы лидеры в отрасли с наиболее высоким уровнем доходности. Кредитный портфель — ноль, заработная плата конкурентоспособна, и наш основной акционер получает достаточно высокий уровень дивидендов от результатов нашей деятельности.
Наконец, одной из наиболее трудоемких задач было создание интегрированной структуры, которая должна объединить ведущие предприятия ракетного двигателестроения.
"Особенностью ракет-носителей тяжелого класса "Ангара-А5" является пакетное расположение первой и второй ступеней (четыре блока первой ступени окружают блок второй ступени) и, как следствие, необходимость дросселирования (работа при пониженном давлении) и продолжительной работы двигателя центрального блока на режиме 30% от номинального значения тяги", - говорится в докладе специалистов "Энергомаша", который будет озвучен в ходе Королёвских чтений по космонавтике в Москве в конце января. Тезисы доклада опубликованы на сайте конференции.
При тяге ниже 38% в двигателях "Ангары" начинаются низкочастотные колебания, которые могут "привести к возникновению резонанса и разрушению конструкции ракеты-носителя", говорится в документе.
Для устранения этой особенности в конструкцию двигателя внедрен специальный клапан. "Установлено, что данный способ позволяет существенно уменьшить амплитуду колебаний", "но, тем не менее, на отдельных экземплярах двигателя отмечается проявление низкочастотных колебаний при работе на низких режимах, из чего можно сделать вывод, что эффект от использования трехпозиционного клапана может быть разным на различных экземплярах двигателя", - говорится в документе.
Таким образом, делают вывод специалисты, задача устранения низкочастотных колебаний сохраняет свою актуальность.
Сообщения, появившиеся в СМИ о дефекте в двигателях РН «Ангара», содержат недостоверную информацию, вырванную из контекста тезисов доклада специалистов АО «НПО Энергомаш» для Академических чтений по космонавтике. В связи с этим пресс-служба АО «НПО Энергомаш» дает официальный комментарий: «Для обеспечения требований от ГКНПЦ им. М.В. Хруничева на двигатель РД-191 центрального блока тяжелой РН «Ангара-А5» он должен дросселироваться до 30% от номинального режима. Такое требование по широте диапазона регулирования ракетных двигателей было заложено впервые в мире. Обычно диапазон регулирования составляет от 50% до 100%. Начав экспериментальную отработку, АО «НПО Энергомаш» столкнулось с неустойчивой работой двигателя на режиме глубокого дросселирования. Это проявлялось в низкочастотных колебаниях тяги, величина которых превышала требования ТЗ ракетчиков. В процессе отработки АО «НПО Энергомаш» разработало комплекс мероприятий, внедрение которых обеспечило устойчивую работу двигателя РД-191 и его соответствие требованиям ТЗ. Двигатель – это живой организм, и любой разработчик постоянно занимается его совершенствованием. Тем более, что двигатель РД191 планируется использовать не только в семействе РН «Ангара», но и в РН «Амур». На сегодня в АО «НПО Энергомаш» изготовлено и поставлено в ГКНПЦ им. М.В. Хруничева 5 летных комплектов, из которых 6 двигателей отработали без замечаний в составе РН «Ангара» легкого и тяжелого классов. Технология изготовления и объем испытаний при изготовлении двигателя РД-191 в полной мере подтверждают соответствие двигателя требованиям ТЗ».