[image]

Одноразовые vs многоразовые

Теги:космос
 
1 36 37 38 39 40 74
RU Полл #08.01.2018 00:26  @Бывший генералиссимус#08.01.2018 00:20
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
Б.г.> А тут обещают 373 на синтине, который многократно менее ядовит.
Я правильно понимаю, что для синтина окислитель - жидкий кислород, а для "гептила" - АТ?
   57.057.0
+
+1
-
edit
 

Naib

аксакал

Полл> Я правильно понимаю, что для синтина окислитель - жидкий кислород, а для "гептила" - АТ?

В данном случае (РД 119) и для гептила кислород
   63.0.3239.8463.0.3239.84
RU Бывший генералиссимус #08.01.2018 00:53  @Полл#08.01.2018 00:26
+
+2
-
edit
 
Б.г.>> А тут обещают 373 на синтине, который многократно менее ядовит.
Полл> Я правильно понимаю, что для синтина окислитель - жидкий кислород, а для "гептила" - АТ?

Нет, это было бы нечестно. В РД-119 - одном из самых курьёзных серийных движков СССР, использовался гептил вместе с жидким кислородом.

С учётом того, что в первую ступень заправляли АК-27И, ТМ-185, ТГ-02 (пусковое горючее) и "продукт 030" - перекись водорода для привода ТНА, это было крайне неудобно :)
Впрочем, говорят, с "Союзом-2.1в" обращение не менее неудобное - там НК-33 требует одного керосина, а РД-0124 - другого, плюс, на одной ступени кипящий жидкий кислород, а на другой - переохлаждённый.
   63.0.3239.13263.0.3239.132
BY Naib #08.01.2018 01:17  @Бывший генералиссимус#08.01.2018 00:20
+
-
edit
 

Naib

аксакал

Б.г.> Не всё так просто! :) для блока ДМ-03М разрабатывается модификация 11Д58ФМ с охлаждением кислородом!!!
Б.г.> То есть, там не только камера использует жидкий кислород для регенеративного охлаждения, но и завеса кислородная! Обещают УИ 373 секунды на синтине!

Ракетные Маньяки. :eek:

Из чего же они двигатель сделали? Оксидная керамика или какой хитрый алюминиево-циркониевый сплав?
   63.0.3239.8463.0.3239.84
RU Бывший генералиссимус #08.01.2018 02:07  @Naib#08.01.2018 01:17
+
-
edit
 
Naib> Из чего же они двигатель сделали? Оксидная керамика или какой хитрый алюминиево-циркониевый сплав?

Не сознаются :) Ноу хау и коммерческая тайна. В патентование они не верят.
Хотя, с другой стороны, вопрос же только в достигаемой температуре стенки - ведь в турбине тот же кислый газ, и довольно-таки горячий в РД-170/180. А там просто никелевое покрытие. Никель стоек в атмосфере кислорода до типа 800 градусов Цельсия. На инконеле защитная плёнка окисла тоже держит примерно до этой же температуры. Но, вроде, не под давлением.
Но могли и иридиевое покрытие сделать - в двигателе разгонного блока вопрос цены стоит не так остро, всё равно, горючка уже по 10 миллионов долларов за тонну выходит на LEO.
   63.0.3239.13263.0.3239.132

Дем
Dem_anywhere

аксакал

☠☠☠☠
Дем>> Специалисты работают за деньги, однако. Иначе имеющиеся уйдут - а новых нет.
Naib> Есть творцы и мастеровые. Вторые работают исключительно за деньги, а у первых финансовый вопрос вторичен. Но прогресс именно творцы двигают большими рывками.
Не, финансовый у них тоже первичен. Просто они деньги на другое тратят.
И как увидят они, что после первой же неудачи на них повесят растрату и пошлют лес валить - то решат "ну его нафиг"
Дем>> Не извне - изнутри. Каналы в лопатках и т.д.
Naib> Угу. А что качать по каналам будем: топливо или окислитель?
Ну то же самое что и в сопле по стенкам, зачем велосипед изобретать? А потом в выхлопную трубу его, и там дожечь
Naib> У сажи? Миллионы и миллиарды. Это конденсированная фаза.
Нет - в выхлопе она ещё не успела сконденсироваться, там ещё огрызки керосина, от атомарного углерода до... а вот среднее как раз интересно.
   63.0.3239.10863.0.3239.108

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Naib> Могучая такая. До сих пор компьютеры спайсов догнать не могут. Что-то их расчёты не помогают поднять давление в КС до двигателя 50-летней давности. Видать, интуиции не хватает.

Повышение давления в КС - скорее всего неоправданная дурь, идефикс Глушко.
Прирост давления выше 100 атм и далее (150, 200) дают незначительный, измеряемый чуть ли не единицами секунд (ну максимум 10-20) прирост УИ, а удорожают значительно, требуют в разы более мощного, нагруженного и дорогого ТНА. Тепловые нагрузки становятся запредельными. Многоразовости добиться либо чудовищно дорого, либо вообще нереально. Овчинка выделки не стоит, так что как раз в плане давления Маск поступил весьма разумно.
   51.051.0
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
Fakir> Многоразовости добиться либо чудовищно дорого, либо вообще нереально.
У "Спейс Шаттла" многоразовый движок с 200 атм?
   57.057.0
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Fakir>> Многоразовости добиться либо чудовищно дорого, либо вообще нереально.
Полл> У "Спейс Шаттла" многоразовый движок с 200 атм?
   51.051.0
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
Fakir>>> Многоразовости добиться либо чудовищно дорого,
А цифры в подтверждение можно?
   57.057.0
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Fakir>>>> Многоразовости добиться либо чудовищно дорого,
Полл> А цифры в подтверждение можно?

А что, стоимости шаттлов и его судьба не говорят сами за себя?
Конкретные - можешь поискать сам.

Стоимость разработки с ростом давления растёт сверхлинейно, примерно как корень из куба давления (по крайней мере, для какого-то диапазона). Для разных топлив может быть по-разному, но от сверхлинейности никуда не деться.

Стоимость единичного движка обычно растёт медленнее, но растёт всё равно, и цена тонны тяги растёт.

Многоразовость сразу добавляет цены и в разработку, и в изготовление.
Для разных топлив разница становится еще большей - разные плотности, температуры, все мыслимые коэффициенты теплопереноса, плюс химия и т.п. Проблема охлаждения, эрозии, ресурса сразу встаёт во весь рост.

Делать многоразовый ЖРД высоконапряжённым весьма не есть разумно со всех точек зрения.
Ну, конечно, если хочется надёжный и недорогой.

Если кто-то его стал делать - то потому, что стал заложником ТЗ, каковое стало заложником противоестественного сочетания интересов, и т.д. и т.п.
Результаты - в музее.
   51.051.0

Naib

аксакал

Fakir> Повышение давления в КС - скорее всего неоправданная дурь, идефикс Глушко.

В НК-43 - 150 атм. Это вовсе не запредельно, как в семействе 170-х и возможно это и есть относительно легко достижимый оптимум. Впрочем, спейсы с открытой схемы пока слезть не могут.

Fakir> Прирост давления выше 100 атм и далее (150, 200) дают незначительный, измеряемый чуть ли не единицами секунд (ну максимум 10-20) прирост УИ, а удорожают значительно, требуют в разы более мощного, нагруженного и дорогого ТНА. Тепловые нагрузки становятся запредельными. Многоразовости добиться либо чудовищно дорого, либо вообще нереально. Овчинка выделки не стоит, так что как раз в плане давления Маск поступил весьма разумно.

Гептильники не согласны. :)
4 штуки РД-275 эффективнее в плане ХС, чем связка 9 Мер D. И первая ступень, собранная на них, была бы эффективнее и даже легче. По надёжности они как минимум сопоставимы и легко обеспечивают многопуск.
   63.0.3239.8463.0.3239.84

Дем
Dem_anywhere

аксакал

☠☠☠☠
Naib> 4 штуки РД-275 эффективнее в плане ХС, чем связка 9 Мер D.
Только там давно уже D+, который 2800/3145 против 2890/3160 у РД-275
а у блок5 тяга ещё на 8% выше.
Naib> и легко обеспечивают многопуск.
Для многопуска требуется много чего в движке переделать... например клапаны должны в обе стороны срабатывать. И не только.
   63.0.3239.10863.0.3239.108

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Naib> В НК-43 - 150 атм. Это вовсе не запредельно, как в семействе 170-х и возможно это и есть относительно легко достижимый оптимум.

И тем не менее это дофига.
Вполне возможно, раза в два больше оптимума.
Подчёркиваю, особенно для многоразового движка.

Naib> Впрочем, спейсы с открытой схемы пока слезть не могут.

Возможен расклад, когда с неё слезать нет никакого смысла.

Naib> Гептильники не согласны. :)

Нафиг нужно?
Удорожает пуск, работу стартовой команды. Само топливо дороже в разы.
   51.051.0

Naib

аксакал

Naib>> 4 штуки РД-275 эффективнее в плане ХС, чем связка 9 Мер D.
Дем> Только там давно уже D+, который 2800/3145 против 2890/3160 у РД-275

То есть даже D+ проигрывает РД-275. Хотя и немного, но если учесть возможности керосин/кислорода в сравнении с АТ/гептилом - всё-таки изрядно.

Дем> а у блок5 тяга ещё на 8% выше.

Это значит увеличенный расход топлива и только. УИ скорее всего даже несколько упадёт. Хотя прирост тяги - это конечно, только в плюс. Впрочем, ЕМНИП, и у Протона есть штатный режим 104% тяги.

Naib>> и легко обеспечивают многопуск.
Дем> Для многопуска требуется много чего в движке переделать... например клапаны должны в обе стороны срабатывать. И не только.

Ага. А Бризы-то и не знали.
   63.0.3239.8463.0.3239.84
+
+1
-
edit
 

zaitcev

старожил

Naib>> Впрочем, спейсы с открытой схемы пока слезть не могут.

Fakir> Возможен расклад, когда с неё слезать нет никакого смысла.

Вполне возможен, но пока вот так - с дожиганием и 300 атм почти:

Elon Musk Explains Raptor Engine at IAC Congress Mexico | SpaceX Raptor Engine test included
Elon Musk Explains Raptor Engine at IAC Congress Mexico. Raptor engine test included. September 26 SpaceX CEO Elon Musk twitted: "SpaceX propulsion just achieved first firing of the Raptor interplanetary transport engine" Elon Musk revealed more Sept. 27, 2016 at his talk at the International Astronautical Congress in Guadalajara, Mexico.
   57.057.0

Naib

аксакал

Fakir> Возможен расклад, когда с неё слезать нет никакого смысла.

Fakir, возможен и расклад, когда двигатели/баки настолько подешевеют, что спасать их смысла не будет.

Fakir> Нафиг нужно?
Fakir> Удорожает пуск, работу стартовой команды. Само топливо дороже в разы.

Топливо дороже в 2-3 раза, вряд ли более. Стартовая команда и так там почти всегда с вонючкой работает, закачают 300 тонн или 5 - не столь уж принципиально.
   63.0.3239.8463.0.3239.84

3-62

аксакал

Naib> Топливо дороже в 2-3 раза, вряд ли более. Стартовая команда и так там почти всегда с вонючкой работает, закачают 300 тонн или 5 - не столь уж принципиально.

А в многоразовом потом обслуживание двигателей вести - у гептильников будет муторнее?
   63.0.3239.10863.0.3239.108

Дем
Dem_anywhere

аксакал

☠☠☠☠
Naib> Это значит увеличенный расход топлива и только. УИ скорее всего даже несколько упадёт.
Это значит более высокое давление в камере. Кстати между РД-253 и РД-275 как раз 8%
Naib> Ага. А Бризы-то и не знали.
Их сразу такими делали. А вот вторую ступень Протона хрен перезапустишь.
   63.0.3239.10863.0.3239.108
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
Дем> А вот вторую ступень Протона хрен перезапустишь.
Ну так ее и не вернешь.
Так что если делать многоразовой - ее все равно делать заново.
   57.057.0
+
-
edit
 

Дем
Dem_anywhere

аксакал

☠☠☠☠
Дем>> А вот вторую ступень Протона хрен перезапустишь.
Полл> Ну так ее и не вернешь.
Дык если перезапускать - то сразу не надо третьей и разгонного блока.
   6363
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
Дем> Дык если перезапускать - то сразу не надо третьей и разгонного блока.
Не понял логики.
   57.057.0
+
-
edit
 

Дем
Dem_anywhere

аксакал

☠☠☠☠
Полл> Не понял логики.
Дык как отлично показывает Ф9 - даже на ГПО в две ступени запросто.
   6363
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
Дем> Дык как отлично показывает Ф9 - даже на ГПО в две ступени запросто.
"Фалкон 9" - это другая ракета.
Или у нас модернизация "Протона" пошла по пути модернизации Ту-22?
   57.057.0
RU Бывший генералиссимус #09.01.2018 18:34  @Дем#09.01.2018 17:59
+
+3
-
edit
 
Полл>> Не понял логики.
Дем> Дык как отлично показывает Ф9 - даже на ГПО в две ступени запросто.

Ну, с широты 28,5 и Протон бы мог на ГПО в две ступени летать. Ты с 51,6 на ГПО в две ступени доберись!

P.S. Критическая широта - когда "через бесконечность" и прямой поворот плоскости сравниваются по энергетике - 33 градуса.
   63.0.3239.13263.0.3239.132
1 36 37 38 39 40 74

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru