
» "Кто владеет космосом, тот владеет миром"
| 24 апрель 2017 | Интервью |
Об освоении космоса обозревателю "Правды.Ру" Анатолию Салуцкому рассказал Герой Советского Союза Олег Бакланов. Он очень много сделал для развития космонавтики, когда был министром общего машиностроения СССР. Он и сейчас продолжает участвовать в работе Роскосмоса. Развитие космонавтики в России сталкивается со многими трудностями, но космос обязательно надо осваивать. В этом залог нашего успешного развития.
Олег БАКЛАНОВ: Кто владеет космосом, тот владеет миром
В космосе мы сейчас переживаем очень трудный период, потому что старшее поколение, которое создало нашу комическую технику, уже ушло, уходят немногие оставшиеся. Сейчас пришло новое пополнение. Мы в какой-то степени работаем на размерности наших ракет старого поколения, королевского поколения, которое прославило нашу Родину. Но нельзя топтаться на месте. Это мы сделали 30 лет тому назад. Сейчас наши технологические возможности намного больше.
— А сейчас что мы делаем?
— А сейчас мы пытаемся восстановить эту ракету, исходя из того, что она была 30 лет тому назад, в кармане уже мы вывели 105 тонн на опорную орбиту. Это позволяло нам работать по Луне и по Марсу. Это "Энергия" и "Буран". Тридцать лет назад была сделана эта ракета.
Я написал письмо президенту, но у него есть служба. И мне сказали, что это прерогатива Роскосмоса, обращайтесь туда. В Роскосмос пришли порядочные, умные люди, но у них нет опыта. Я им говорю, что надо делать сверхтяжелую машину и для чего это нужно делать. А они говорят: "Нам денег не дают". А я отвечаю: "Так вы перераспределите их!". Меня слушают, но не слышат.
Я написал не статью или книгу, я написал теорию. Сейчас буду продолжать писать, потому что я не добился того, что поставил перед собой. Я напишу послесловие и послепослесловие. Я буду об этом говорить. Если мы будем топтаться на месте, мы потеряем космос. А этого допустить никак нельзя. Кто владеет космосом, тот владеет миром. Американцы без всяких антимоний так говорят об этом, открыто. И правильно делают. И у нас есть очень много людей, которые понимают это.
- это с посадкой вблизи места старта. Траектория вывода видимо оптимизировалась с учётом возврата первой ступени к месту старта.Через 140 с после запуска первая ступень подняла ракету-носитель на высоту порядка 72 км, скорость полета при этом достигала 6000 км/ч (1667м/с). После произошло отключение двигателей первой ступени и ее отсоединение от остальных агрегатов ракеты. На четвертой минуте полета прошла команда на начало маневрирования перед возвращением на землю. Три двигателя обеспечили разворот ступени для перевода на нужную траекторию. На девятой минуте полета ступень начала вход в плотные слои атмосферы, после чего стартовало торможение при помощи двигателей. Непосредственно перед посадкой двигатели вновь заработали в режиме торможения, при этом были выпущены посадочные опоры. Через 9 мин 44 с после старта первая ступень ракеты-носителя успешно опустилась на посадочную площадку №1 космодрома на мысе Канаверал.
Основной особенностью предлагаемой многоразовой первой ступени является использование только типовых ракетных систем. Характеристики и количество двигателей, а также режимы их работы обеспечивают полет ступени от старта до приземления, в том числе, при отказе любого из маршевых или управляющих двигателей, что обеспечивает высокий уровень надежности выполнения решаемых задач.
Возвращение ступени осуществляется по баллистической траектории путем повторного включения штатных двигателей.
Грузоподъемность РН «Россиянка» при выведении полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту – 21,5 т. Возможно увеличение грузоподъемности до 35 т за счет соответствующего выбора размерности РН или, например, использования кислородно-водородной второй ступени. При этом конструктивно-компоновочная схема РН и принцип возвращения многоразовой первой ступени сохраняются.
Стартовая масса, т: 750
Грузоподъёмность, т: до 21,5
Тип топлива: Жидкий кислород + сжиженный природный газ
Кратность использования первой ступени: до 25
Двигатели РН «Россиянка» - это жидкостные ракетные двигатели нового поколения на экологически чистых компонентах топлива «жидкий кислород + сжиженный природный газ», многоразового использования, высокой надежности. Прорабатывается также применение двигателей на топливе «жидкий кислород + керосин».
Система управления
Результаты предварительных проработок показали возможность создания бортовой аппаратуры системы управления (БАСУ) с требуемыми характеристиками. За основной принят радиоинерциальный вариант построения БАСУ I и II ступеней на базе БАСУ РН «Союз-2», позволяющий обеспечить выполнение требований по выведению полезных нагрузок и решение задачи возвращения I ступени с безударной посадкой на оборудованную площадку 50х50 м, удаленную от точки старта ракеты на расстояние 3…5 км. Высокая точность возвращения обеспечивается за счет использования спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС, а также дополнительных бортовых навигационных приборов.
Как отмечает издание, российских инженеров не вдохновил опыт Илона Маска, основателя SpaceX, который сажает первые ступени ракеты Falcon 9 на баржу в Атлантическом океане. "Хруничев" проектирует "крылатую" первую ступень, которая сможет возвращаться на космодром, как самолет, и садиться на взлетно-посадочную полосу.
"Убежден, что для российских условий возвращаемая первая ступень с выходящими крыльями - это оптимальный вариант, - отметил А. Медведев. - Схема, по которой сажает первую ступень SpaceX, нам не подходит, поскольку с наших космодромов ракеты летят не над морем и у нас нет возможности подогнать в нужное место баржу. Даже если бы такая возможность была, не факт, что это оптимальный путь: в море почти всегда мешает боковой ветер и качка".
Полная длина ступени 40,8 м, диаметр — 5,1 м, сухой вес ступени — 26 400 кг.
Ракета-носитель Дельта IV собирается по схеме, которая по утверждению компании Boeing сокращает стоимость и дорогое пребывание ракеты на стартовой площадке. Блоки первой ступени производятся на фабрике в Дакатуре, штат Алабама, США. После этого они транспортируются по воде до необходимой стартовой площадки, где перевозятся в ангар горизонтальной сборки (Horizontal Integration Facility) для сборки со второй ступенью, которая также проделывает основной путь по воде. Также в ангаре собираются вместе три блока CBC для ракеты-ноcителя Дельта IV Heavy.
Как только информация о планируемых массированных запусках спутниковых группировок просочилась в долину, там начался бум инвестиций в космос. В 2014 и 2015 годах наблюдался такой ажиотаж, что Space был самым быстрорастущим сегментом венчурных инвестиций. Были заявлены десятки проектов по малым спутниковым группировкам, которые предназначаются для дистанционного зондирования земли, поддержки навигации и других прагматичных задач. Прогнозное удешевление стоимости вывода сделали коммерчески привлекательными множество проектов, и начался бум создания микро- и наноспутников. Космическая индустрия получила второе дыхание и тут уже принялась за совершенно амбициозные проекты.
К ним следует отнести такие сверхамбициозные проекты, как Planetary Resources и Deep Space Industries. Как следует из названия, компании предполагают добычу космических ресурсов на астероидах. Но с какой целью? Недавно это стало окончательно понятно. К слову, автор этих строк высказал почти год назад предположение об истинных планах этих компаний на заседании Экспертной коллегии Военно-промышленной комиссии, обсуждавшей стратегию Роскосмоса. И да, вскоре после этого в блогах компаний эта гипотеза была подтверждена. В чем она?
Суть в том, что на повестку дня поставлена задача создания в космосе промышленной инфраструктуры — крупных орбитальных станций, способных к производству значительного количества различных изделий. Именно для решения этой задачи в космосе необходимо обеспечить добычу воды, кислорода, водорода (как топлива), а также материала для крупногабаритных конструкций. Откуда же их брать? Вариантов немного: сборка и утилизация космического мусора (заброшенных и отработавших ресурсы спутников), Луна и околоземные астероиды (орбиты которых проходят недалеко от Земли и которых в настоящее время обнаружено уже несколько тысяч).
Проект «космического интернета» породил прорыв в удешевлении доставки грузов на орбиту. Снижение цены и появление «рынка доставки» сделало возможным планирование космического производства. Запуск десятков проектов по орбитальной добыче ресурсов и производству потянуло за собой амбициозные планы космического строительства. И у космоса появилось будущее как у гигантской инфраструктуры и индустриальной площадки. Об это недавно заявил и Джефф Безос, еще один миллиардер, вкладывающий ежегодно по $1 млрд личных денег (он аккуратно продает на эти цели небольшой пакет своих акций Amazon).
И все же при чем тут Марс?! Во-первых, это красиво! Во-вторых, это массово понятный бренд и цель. И в-третьих, до него земляне когда-нибудь долетят. Когда построят космические производства, способные собрать космический корабль на орбите. Когда удешевят доставку грузов на орбиту еще в 10-100 раз. Когда космос станет крупнейшей индустриальной площадкой. И когда в этом появится реальный практический смысл.
Пока же под красивые презентации о Марсе ведущие инвесторы и предприниматели мира делят ставший доступным пирог ближнего космоса. И планируют на этом сказочно обогатиться. Мы же, увы, в этом пока лишь зрители. И как показали последние дни, мы зрители, восторгающиеся мегашоу, но не понимающие, а что оно, собственно, означает.