Вот в известном блоге аналогичные сомнения и думания о переклассификации.
https://navy-korabel.livejournal.com (от 20 июня).
Не будем рубить сгоряча. У меня лично вот такие мысли со стороны (как неспециалиста, но не полного валенка). Материалы для размышления, так сказать.
Коротко мысли такие на бегу.
В СССР БПК в общем соответствовали натовским эсминцам (иногда натовцы некоторые проекты относили ажно к крейсерам, хотя зря они это делали), а БРК, пожалуй, натовским крейсерам.
В 70-е начали работы по созданию параллельно 956 и 1155, которые рассматривались в плане применения как своего рода неразрывная пара. 1155 был традиционно классифицирован как БПК, а 956 внезапно офоциально стал эсминцем. Откуда вывод 1: при позднем СССР начался переход к общемировой классификации, при этом т.к. 956 - эсминец, а 1155 - его "пара", то де-факто 1155 можно считать также эсминцем (БПК - рудимент советской классификации), т.к. корабли соответствуют по размерениям, водоизмещению.
Модифицированный 11551, оснащенный ПКР, вопреки логике, в конце 90-х так и остался БПК, хотя он и не особо... противолодочный. Это значит, что в 90-х при классификации вообще не учитывали характер вооружения корабля. Чем 956 "эсминистее" 11551? Если не вдаваться в детали и тонкости - почти ничем.
Т.о., вывод 2: в 90-х и далее в РФ БПК и эсминцы - синонимы де-факто.
Нынешняя модернизация 1155 (в условно 1155М) заключается в усилении и оразноображивании вооружения. При этом эсминец внезапно становится официально фрегатом, что поставило в тупик далеко не только меня (см. сайт Флот открытого моря и страницы форума выше). Да, в мире классы "поехали" в сторону роста водоизмещения. Но тогда логичнее было бы все 1155 переклассифицировать во фрегаты. Получается, что определяющим фактором в данном случая является ТОЛЬКО вооружение. Да и вообще, если заниматься классификацией кораблей, нужно или все типы переклассифицировать в соответствии с неким правилом (коего, очевидно, нет), или не трогать уже существующие корабли. Но нет. Получается, что 1155М оказывается "деклассированным элементом", а если нет, то в таком понимании в ВМФ РФ класс "фрегат" ныне считается более серьезным, нежели "эсминец", что как-то... необычно. Оставим пока так.
Вспомним о фрегатах 22350. В 80-х-90-х они однозначно стали бы эсминцами. А сейчас... Не стоит забывать, что они даже официально - ... не совсем фрегаты. Пока никто не отменял, что фрегат - это 2й ранг, а эсминца/крейсера - 1й. При этом 22350 официально относится к 1-у рангу. Т.е. подразумевается как эсминец...
Вывод 3: у руководства ВМФ некая каша в голове - они сами не понимают, чего хотят от классификации и какой она должна быть.
Фактически же в ВМФ появился новый класс кораблей - фрегаты 1-го ранга. Я его для себя в уме выделяю (иначе как?). Надо полагать, что 1155М ранг не снизит (ранг же определяется не только размерами и водоизмещением, но и мощью вооружения, а 1155М стал без вопросов мощнее). Очевидно, это 2-й проект, вошедший в класс фрегатов 1-го ранга.
Отсюда выводо-предположение: класс "эсминец" в РФ скатился в нечто "похилее фрегатов 1-го ранга". Фактически получается, что фрегаты 1-го ранга заняли место эсминцев, а собственно эсминцы переместились ниже.
Т.е. иерархия (от более мощного к менее) выстраивается де-факто так:
КРЕЙСЕРА (11442М, 1164) /в будущем в классе остается только 11442М, а 1164 опускаются ниже, в район "новых эсминцев" или даже фрегатов 1-го ранга/
гипотетические "новые эсминцы" (22350М, Лидер) /но их пока нету, но как бы "лишний" класс, или же по факту крейсера/
ФРЕГАТЫ 1-ГО РАНГА (22350, 1155М) /фактически - эсминцы/
ЭСМИНЦЫ (956, 1155, 11551) /1155 выбывает по модернизации, 956 по списанию, 11511 - опускается в обычные фрегаты/
ФРЕГАТЫ (обычного 2-го ранга) (11356Р, 11540, 1135, 01090)
КОРВЕТЫ (разноподклассье)
а ниже - можно продолжать насчет границы нынешних корветов, "больших" и "малых" театр... тьфу, корветов и т.п.
Как-то так вот на ходу мысли оформил как материал для обсуждения и дискуссии (у нас же не Госдума
, можно и подискутировать).