Всех очень заинтересовал таинственный выступ на носу бомбардировщика. Сразу появились предположения что это или нечто, скрывающее один из элементов БКО, или же обтекатель, скрывающий штангу дозаправки в воздухе. На первый вариант хоть похоже, но не очень, и вот почему: именно в этом примерно месте у всех «Бэкфайров», имевших, в отличие от Ту-22М3, штангу-приемник дозаправки в воздухе, она и располагалась. Но на обтекатель, под которым штанга находится сейчас — тоже не очень похоже. Скорее всего, это обтекатель, скрывающий место установки убираемой штанги в будущем.
Но позвольте, спросит искушенный читатель. Ведь «Бэкфайр» (это название и в ВКС прижилось, еще с советских времен, причем несмотря на то, что оно натовское) лишен штанги по настоянию американцев и после долгих с ними переговоров, чтобы не нарушал Договор ОСВ, да и под СНВ-3 он с ней бы подпадал. Причем американцы, понимая, что конструктивно он сохранил эту способность (Ту-22М2 полностью, а Ту-22М3, скорее, теоретически) дозаправляться в воздухе, потребовали, чтобы и на учебных Ту-134УБЛ штанг не было, а то будут хитрые русские учить экипажи дозаправляться на них, а так — не смогут. Что же, теперь Ту-22М3М будет тяжелым стратегическим бомбардировщиком и значиться в списке носителей СНВ-3?
Весьма вероятно, что так, но ничего страшного в этом нет. Подпадут под это только модернизированные машины, и от 30 лишних носителей, зачтенных в Договоре, РФ ни холодно, ни жарко, потому что запас по недостающим носителям у нас более 150 штук, которые мы не добираем до разрешенных 700 размещенных носителей. За ними будет зачтено 30 боезарядов, как за любым бомбардировщиком, по 1 заряду на самолет учитывается в этом договоре. Тоже, в общем, не страшно.
Но это в случае, если СНВ-3, заканчивающий действие в 2021 г., будет продлен. Несмотря на красивые речи об этом после саммита Путина и Трампа, слишком многие действия РФ в сфере СЯС показывают, что на такой сценарий у нас не очень-то и рассчитывают. Например, заказ целых 6 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения типа «Борей-А» в дополнение к построенным и строящимся крейсерам. Это уже показывает вкупе с планами по модернизации РВСН, что мы рассчитываем совсем не другой примерный уровень по числу носителей и боезарядов в следующем десятилетии. Хотя заключения нового Договора также нельзя исключать.
И недаром серийные поставки начнутся в основном с 2021 г., когда проблема так или иначе может решиться — окончанием действия СНВ-3 или заключением нового соглашения с новыми условиями учета. В этом случае самолет может еще более доступный ему арсенал вооружения, ведь ограничений-то не будет, хоть Х-102 вешай. Но это, конечно, предположения, а как на самом деле у нас «разрулят» вопрос с этими бомбардировщиками, мы через несколько лет узнаем.