LtRum> Действительно тело погруженное в воду при движении вблизи поверхности вызывает волну,
А "вблизи" - это насколько глубоко? Просто АПЛ - это здоровая дура и 2 - 3 кратная глубина - это 30 - 40 м. А подводные лодки вынуждены всплывать на перископную глубину. Да и глубина пуска ракет небесконечна.
LtRum> Да, действительно, ПЛ оставляет за собой возмущенную среду, которая называется кильватерный след, там не только изменения в температуре, но и другие составляющие есть.LtRum> Но во-1 имеет ограниченный срок жизни, и поэтому не всегда может быть обнаружен на поверхности: есть конкретная зависимость от глубины прохода ПЛ и от размеров и типа ЭУ подводной лодки,
Само собой, универсальных способов не бывает. Однако нам надо наблюдать не за всем океаном /хотя и это возможно при очень обильном финансировании/, а только за интересующими нас районами. При этом даже если мы не обнаружим подлодку, мы здорово ограничим её деятельность - невозможность подниматься на определённую глубину, невозможность двигаться с определённой скоростью и т.д.
LtRum> а во-2 - его появление на поверхности имеет временной лаг, по отношению к ПЛ, соответственно он дает только уверенность, что ПЛ некоторое время назад тут была, т.е. факт прохода ПЛ, а не собственно ее обнаружение.
Ну а дальше в район можно выслать противолодочный самолёт, или подлодку, или дрон, которые будут искать предметно. Далеко уйти она всё равно не сможет.
LtRum> Проблема использования метода со спутников - облачность, и уверенно можно говорить только про обнаружение КС атомных ПЛ
Так они и самые опасные. Собственно, про другие я и не говорю.
LtRum> Слова "Обнаружение ПЛ по кильватерному следу" дают много ссылок, в том числе на образцы даже снятые с вооружения.
Ага, почитал. По инфракрасному методу:
Обнаружение по тепловому следу — разновидность инфракрасного метода, нацеленная на обнаружение атомных ПЛ.
В качестве охладителя внешнего контура реактора АПЛ используют забортную воду. После сброса обратно за борт вода оказывается теплее окружающей.
Способ получил распространение потому, что оставляемый лодкой тепловой след много больше по размерам чем сама лодка, и значит обнаруживается легче. Кроме того, след имеет свойство со временем подниматься к поверхности (одновременно размываясь и остывая). Вышедший на поверхность след обнаруживается даже из космоса. Но стойкость его невелика: меньше получаса.
Можно придумать комплексную систему, которая работает в радио- и ИК диапазонах, дополняя друг друга.
Всё-таки прогресс в датчиках, в компьютерах, в методах и способах сбора информации за прошедшие десятилетия колоссальный. Допустим, раньше на космических ИК-телескопах для охлаждения приёмников использовали жидкий гелий. Гелий испарялся за 2 -3 года - и всё, трандец, дорогостоящий спутник можно отключать, он бесполезен. Сейчас на телескопе им Д. Вебба установили криокулеры - холодильные машины, которые непрерывно охлаждают датчики и могут служить годами.
Радары. Лакроссы имеют массу порядка 14 - 15 т и стоят далеко за миллиард каждый. Современные ИСЗ с радарами весят порядка тонны и стоят сотни миллионов. Их можно изготавливать и запускать десятками. Это значит, что подлодка не сможет не то, что всплыть /об этом я и не говорю/, а просто подняться на перископную глубину, не рискуя быть обнаруженной.