В то же время Рогозин рассказал, что на МКС произошла нештатная ситуация, связанная с утечкой воздуха. По его словам, космонавты по очереди перекрывали отсеки, чтобы узнать, где именно произошла утечка. «В итоге мы локализовали проблему. Оказывается, все это на российском сегменте, а не на американском, и не на сегменте, а на корабле «Союз МС», — сказал Рогозин.
Глава «Роскосмоса» уточнил, что специалисты посчитали микротрещину результатом столкновения с микрометеоритом, ширина трещины — 1,5 мм. Рогозин сказал, что у космонавтов есть необходимый ремонтный комплект, сроки ремонта еще не определены.
Москва. 30 августа. INTERFAX.RU - Давление на Международной космической станции вновь начало снижаться, сообщил "Интерфаксу" источник в американских органах контроля и управления станцией.
"Клейкой ленты недостаточно для полной закупорки микротрещин. Давление вновь начало снижаться со скоростью 0,6 мм ртутного столба в час", - сказал источник.
Он сообщил, что космонавты компенсируют потерю давления наддувом воздуха на 10 мм ртутного столба из баков пристыкованного к МКС космического "грузовика" "Прогресс".
Космонавты намерены изучить микротрещины при помощи эндоскопа. Однако пока экипаж взял паузу и отправился поесть. При этом российский космонавт Олег Артемьев заметил, что "это лучшее предложение за сегодняшнее утро".
Ранее сообщалось, что астронавтам удалось установить источник утечки в бытовом отсеке на одном из сегментов МКС после того, как в четверг датчики зафиксировали незначительную утечку воздуха на одном из модулей станции.
Глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин подтвердил журналистам, что утечка произошла на борту пристыкованного к станции корабля "Союз" минувшей ночью, предположив, что причиной может быть микротрещина в результате попадания микрометеорита. Утечка воздуха в бытовом отсеке "Союза" не угрожает экипажу, сообщил "Интерфаксу" источник в американских органах контроля и управления станцией.
"Сигнал об утечке поступил около 2:00 ночи, давление падало незначительными темпами, что не вызывало тревог у управляющих полетом. Всего было обнаружено два отверстия размером по 2 мм каждое - оба в бытовом отсеке "Союз МС-09". Они заклеены при помощи каптоновой ленты. Этого достаточно для безопасного завершения миссии пристыкованного к МКС корабля. Угрозы утечка не представляет", - сказал источник.
"За последний час давление на станции стабилизировалось. Астронавты и космонавты готовятся смонтировать клеевые заплатки. Для этого необходимо расчистить от краски место вокруг отверстий", - сказал источник.
Ведущий эксперт ракетно-космической отрасли России Иван Моисеев рассказал, что штатное давление в корабле составляет 760 мм ртутного столба. "Поэтому скорость утечки 0,6 мм ртутного столба в час - это достаточно много", - сказал он, исключив при этом угрозу для экипажа. "Угрозы нет. Даже при самом плохом сценарии, если все места утечки найти не удастся и давление продолжит падать, можно задраить люки между станцией и кораблем и тогда давление на станции не пострадает. Однако это может осложнить доступ экипажа в спускаемый аппарат корабля для возвращения на Землю", - сказал он.
Между тем, Роскосмос создаст комиссию, которой предстоит выяснить причины утечки воздуха на Международной космической станции, сообщил в своем аккаунте в фейсбуке глава госкорпорации Дмитрий Рогозин. "Возможно, воздействие микрометеорита. Комиссия разберется", - написал он.
Москва. 30 августа. INTERFAX.RU - Российские космонавты закрыли заплатками отверстия на пристыкованном к Международной космической станции российском корабле "Союз МС-09", где произошла разгерметизация. Об этом сообщил "Интерфаксу" источник в американских органах контроля и управления станцией.
"Завершен монтаж заплаток и их герметизация", - сказал собеседник агентства.
Космонавты завершают последние манипуляции с герметиком.
"Герметик введен в отверстия. Течь остановлена, давление падать перестало. Однако герметик пузырится. Это явление не вызывает опасений и находится в границах нормы. Ожидается, что герметик высохнет через полтора-два часа, затем еще на протяжении 10-12 часов будет твердеть", - сказал источник.
После установки заплатки космонавты будут проверять герметичность бытового отсека, задраив люки.
Ранее сообщалось, что российские космонавты на МКС приступили к ремонту отверстия на пристыкованном к станции российском корабле "Союз МС-09" без участия американских коллегпо приказу из Центра управления полетами в Королеве.
Среди экипажа МКС возникли противоречия относительно способов устранения утечки воздуха.
Командир станции астронавт НАСА Эндрю Фейстел настаивал на том, что предложенная российской стороной схема ремонта путем установки заплаток требует более детального рассмотрения и предлагал подождать 24 часа, чтобы изучить все возможные способы ремонта", - сказал источник.
В результате возникших противоречий Фейстел прекратил участвовать в ремонте до того как "Роскосмос" и НАСА согласуют единый план действий.
Ранее сообщалось, что космонавты на МКС готовятся установить герметичные заплатки на отверстия в бытовом отсеке корабля "Союз МС-09", спровоцировавшие разгерметизацию, следует из трансляции переговоров космонавтов с Землей.
Космонавты надели респираторные маски и подготовили ремонтный комплект для устранения утечки.
Они начинают монтаж заплаток на отверстия, а также подготовили герметик чтобы обработать заплатки по периметру.
Ранее сообщалось, что давление на корабле "Союз МС-09" вновь начало снижаться. Космонавты компенсируют потерю давления наддувом воздуха на 10 мм ртутного столба из баков пристыкованного к МКС космического "грузовика" "Прогресс".
По данным СМИ, причиной утечки воздуха на корабле «Союз» стало лишнее отверстие, которое просверлили при производстве
Фото: Tim Peake / ESA / NASA / Getty Images
// СМИ назвали причину утечки воздуха на космическом корабле «Союз»
Найден виновный в утечке воздуха на МКС. Микротрещина на корабле «Союз МС-09» появилась еще на Земле. Работник не придумал ничего лучше, чем заделать ее клеем! Стоит отдать должное — он продержался два месяца
Выяснилась причина происхождения микротрещины в пристыкованном к МКС российском корабле «Союз МС-09». Оказывается, никакого метеорита не было. Был работник РКК «Энергия», который зачем-то просверлил отверстие во внутреннем корпусе бытового отсека корабля. Осознав свою ошибку, он решил её скрыть, и заделал дырку специальным клеем, поэтому она не была обнаружена во время проверки космического корабля на герметичность перед запуском и не давала о себе знать первые два месяца орбитального полета. «Однако в дальнейшем клей подсох и был выдавлен, открыв отверстие», – цитирует РИА «Новости» источник в ракетно-космической отрасли.
То есть вот прямо так, как в детском стихотворении, про «в кузнице не было гвоздя». Жизни десятков человек, оборудование стоимостью в сотни миллиардов долларов оказались под угрозой просто из-за того, что криворукий сотрудник посчитал, клей решит все проблемы.
Действительно, российский космический корабль «Протон-М» с блоком из трех космических аппаратов «ГЛОНАСС-М» в июле 2013 года разбился по не менее анекдотичной причине. Электромонтажник установил датчики угловых скоростей с поворотом на 180 градусов от штатного положения, то есть вверх ногами. Мастер, контролер и представитель Минобороны ошибки не заметили. Ракета упала и взорвалась, ущерб составил 5 миллиардов рублей, к счастью, никто не погиб.
«Воздействие было неуверенной рукой, мы можем сократить версию о том, что это какая-то технологическая ошибка какого-то специалиста. Там идет скольжение сверла по поверхности», - сказал Рогозин журналистам. Он подчеркнул, что рассматриваются все версии. «Дело чести РКК "Энергия" найти того, кто это сделал. Что это: брак или некие преднамеренные действия. Где эти действия производились? На земле или уже на орбите? Еще раз говорю: ничего не отметаем», - отметил Рогозин.
По его словам, «Союз МС-09» был доставлен на «Байконур» 18 февраля 2018 г., а выпущен он был в 2017 г. на заводе в подмосковном Королеве. Комиссия, расследующая причины разгерметизации, уже изучает технологические карты производства корабля, фамилии всех, кто имел доступ к работам по строительству «Союза». «Фамилию и имя (виновного) хотелось бы узнать. Узнаем, это точно», - подчеркнул руководитель «Роскосмоса».
Рогозин отметил, что пока не исключается преднамеренное повреждение корабля уже в космосе. «Потому что если кто-то пользовался подобного рода инструментами, он должен понимать, что должен быть упор для того, чтобы сделать в правильном месте отверстие (сверлом). А там несколько попыток воздействия сверлом, срыв сверла. Очень интересная история, выясняем», - отметил руководитель «Роскосмоса».
МОСКВА, 3 сен — РИА Новости. Комиссия "Роскосмоса" проверяет версию преднамеренного воздействия сверлом на обшивку корабля "Союз", в котором была обнаружена утечка воздуха, при производстве или в космосе, заявил глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин.
Эксперт прокомментировал версию о халатности, ставшей причиной ЧП на МКС
"Проверяется версия земная. Но есть и другая версия, которую мы не отметаем: преднамеренное воздействие в космосе. Там несколько попыток воздействия сверлом", — подчеркнул он.
Глава "Роскосмоса" отметил, что воздействие было неуверенной рукой.
"Мы можем сократить версию: что это какая-то технологическая ошибка какого-то специалиста. Идет скольжение сверла по поверхности", — сказал он.
"Где эти действия производились — на Земле или уже на орбите?" — задался вопросом глава "Роскосмоса".
РИА Новости Рогозин: обшивку корабля "Союз" могли просверлить в космосе - РИА Новости, 03.09.2018
Отверстие от сверла в корабле «Союз» появилось именно в цехе общей сборки, на Байконуре его сделать не могли, сообщает «РИА Новости»
Фото: Joel Kowsky/Zuma/TASS
// СМИ сообщили о появлении дырки в «Союзе» при сборке в Королеве
Комиссия РКК "Энергия" полагает, что отверстие от сверла в "Союзе МС-09", которое привело к утечке воздуха на МКС, появилось еще в цехе общей сборки кораблей в Королеве. Об этом рассказали РИА Новости три источника в ракетно-космической отрасли.
По словам одного из них, внутренняя комиссия изучает книгу с замечаниями, которая имеется по каждому выпущенному кораблю. В ней есть лист со всеми нарушениями, которые выявили в ходе производства или испытаний, и документы по их устранению.
Другой собеседник агентства уточнил, что некоторые сотрудники на предприятии знали об отверстии, поскольку пытались заделать его еще на Земле. Он пояснил, что, когда корабль был на финальном этапе сборки, отверстие заполнили специальным клеем. Вносились ли эти работы в лист замечаний, собеседник не уточнил.
Еще один источник объяснил РИА Новости, почему невозможно было бы просверлить какое-то отверстие на Байконуре.
"Это операция, не предусмотренная документацией. На полигон (космодром Байконур. — Прим. ред.) корабль должен поступать в готовом и укомплектованном виде, и там его только испытывают", — сказал собеседник агентства.
По его словам, если нужно устранить какое-то нарушение, то работы согласовывают с головной фирмой, собирают подписи; весь процесс тщательно контролируется.
"Допустить, что кто-то нештатно сверлил корабль на Байконуре, конечно, можно, но это сложно сделать в реальности, так как это должен делать одиночка, а там корабль без присмотра никогда не остается", — сказал он.
Кроме того, источник отметил, что при любой работе с кораблем вокруг находится толпа специалистов обеспечения и контролеров.
"Запустить токаря внутрь и всем уйти — такого не может быть в принципе", — отметил источник.
Рогозин заявил, что обшивку "Союза" могли просверлить в космосе
Версию того, что отверстие могли сделать сами космонавты, отвергли как маловероятную все три собеседника агентства.