Fakir> В эту сторону, конечно, думать тоже надо - но есть нюанс: чтобы предприятие сохранялось на плаву при переходе на многоразовые, его доходы вовсе не обязательно должны быть равны доходам при производстве одноразовых.
Так я о чем говорю? Нафиг она им сдалась, эта многоразовость, если они доходы потеряют? У нас же норма прибыли в процентах от суммы считается по нормативам.
Fakir> В т.ч. потому, что собственные затраты предприятия - далеко не 100% себестоимости. Тут и закупка комплектующих, и сырья, и амортизация оборудования и пр.
А чем меньше единиц изготавливается, тем большую долю в структуре расходов начинают занимать постоянные...
Fakir> Кроме того, практически ни одно из предприятий не производит ТОЛЬКО одноразовые РН. Есть и РБ и пр.
Fakir> Наиболее вероятно, что первые многоразовые будут иметь многоразовой только 1-ю ступень - спрос на 2-е, 3-и и РБ никуда не денется.
Да,такой момент есть, я тоже о нем думал...
Вот видишь, как быстро чисто экономические моменты начинают влиять на конструкцию?
То есть даже может быть 1-я ступень будет одна универсальная, а верх - набираться по необходимости, в зависимости от массы и целевой орбиты нагрузки.
Только вот даже в трехступенчатом носителе верхние ступени весят (и стоят) меньше половины РН...
Fakir> Есть даже определённый шанс, что может слегка возрасти, если эластичность рынка приведёт к приросту числа пусков.
Не-не, рынок эластичен только по цене ПН, а расходы на выведение занимают в общем бюджете проекта весьма малую долю. Спутник может стоить несколько сотен лямов + эксплуатация, и сколько после этого будет выведение - уже не принципиально. То есть в случае двух и более конкурентных предложений будет выбираться конечно подешевле (при прочих равных), но на число спутников это слабо влияет.
Вот уже несколько летают Флаконы - и что? Спутников стало
заметно больше? Да нету никакой ощутимой разницы...
Fakir> Сама по себе многоразовая ступень заметно дороже. Да, делать их будут меньше и реже - но тем не менее. Это тоже выручка предприятия. Межполётное обслуживание практически наверняка ляжет на тех же работников того же предприятия - как и вытекающие отсюда доходы.
Это все понятно (хотя еще совсем не факт,что межполетное обслуживание будет делать изготовитель), но суть проблемы остается - меньше изделий, меньше доходов, меньше прибыли.
Кстати, кстати, у нас же производство и пусковые услуги разделены?
Fakir> Так что никаких фундаментальных препятствий нет
Да все осталось, как было...
Fakir> - благо, многоразовую РН предприятия, делающие одноразовые, производить могут. В отличие от, к примеру, Кодака - который не имел возможности легко переключиться на цифру.
Между прочим, есть один мааааленький шанс
Если за многоразовую часть возьмется ОАК...