Россия планирует исследовать Луну при помощи роботов с элементами искусственного интеллекта. Об этом ТАСС сообщили в пресс-службе Роскосмоса.
"Участие человека в этой программе гармонично сочетается с использованием автоматических космических аппаратов и робототехники с элементами искусственного интеллекта", - отметили в госкорпорации.
Там подчеркнули, что роботизированные системы будут максимально задействованы во время исследования и освоения Луны, чтобы снизить "возможные для здоровья человека риски и стоимость программы в целом". Головная научная организация Роскосмоса ЦНИИмаш в рамках разрабатываемой концепции лунной программы подразумевает "исследование, освоение и использование" естественного спутника Земли.
Место для строительства лунной базы выберут после краткосрочных пилотируемых экспедиций, которые входят во второй этап российской лунной программы. Об этом сообщили ТАСС в пресс-службе Роскосмоса.
"По результатам второго этапа должны быть определены оптимальные места для размещения элементов будущей лунной базы и уточнены требования к ее функциональным характеристикам", - отметили в госкорпорации.
Там пояснили, что второй этап реализации программы начнется после 2030 года. Он предусматривает краткосрочные полеты космонавтов на естественный спутник Земли. Во время экспедиций будут апробированы работа транспортных систем, систем жизнеобеспечения, робототехника.
По завершении второго этапа, подчеркнули в Роскосмосе, "предполагается перейти к реализации экспедиций периодического обитания человека на Луне". К этому моменту в РФ "должны быть разработаны средства обитания и передвижения по поверхности" естественного спутника Земли.
В конце 2018 года Совет Российской академии наук (РАН) по космосу принял концепцию отечественной лунной программы, однако поручил ее дополнить. В госкорпорации проинформировали, что эта программа будет реализована в несколько этапов до 2040 года. В презентации генерального директора Роскосмоса Дмитрия Рогозина, показанной во время лекции в МГУ, говорилось, что российские космонавты впервые побывают на поверхности Луны в 2030 году.
МОСКВА, 7 июля. /ТАСС/. Россия будет возводить крупногабаритные сооружения лунной базы при помощи аддитивных технологий (3D-печать) и местных ресурсов. Об этом сообщили ТАСС в воскресенье в пресс-службе Роскосмоса.
"В это время [во время третьего этапа освоения Луны, после кратковременных экспедиций] стартует строительство крупногабаритных сооружений с использованием местных ресурсов и аддитивных технологий", - рассказали в госкорпорации.
В пресс-службе отметили, что тогда же будет проводиться "оснащение научных и промышленных установок аппаратурой и оборудованием" и формирование инфраструктуры для жизнедеятельности и производственных возможностей.
После завершения третьего этапа исследования и освоения Луны планируется создать на ее поверхности условия для долгосрочного пребывания экипажей и "реализации полномасштабных научно-производственных и, возможно, опытно-промышленных проектов".
Ранее НПО им. С. А. Лавочкина (изготовитель космических аппаратов) предлагало использовать для строительства на Луне 3D-принтер с зеркалами - концентраторами солнечной энергии, который будет заправляться реголитом (грунт естественного спутника Земли)
БАЙКОНУР /Казахстан/, 21 июля. /ТАСС/. Модернизация стартового стола № 1 на космодроме Байконур - "Гагаринского старта" - начнется сразу после запуска пилотируемого корабля "Союз МС-15", назначенного на 25 сентября. Об этом сообщил в воскресенье на пресс-конференции на Байконуре генеральный директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин.
"Сразу после 25 сентября, когда эмиратский астронавт отправится в составе экипажа на МКС, мы планируем не консервировать стартовый стол № 1, а приступить к соответствующим работам - разработке рабочей документации, поставке технологического оборудования - и за внятный период вернуться к пускам с "Гагаринского старта", - отметил Рогозин.
По его словам, временные рамки модернизации будут понятны, когда появится проектная документация. "Она уже заказана, скоро у нас будет на руках", - уточнил гендиректор Роскосмоса, добавив, что поставлена задача за короткий период восстановить "Гагаринский старт".
Инвестировать в проект будет в том числе Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и ОАЭ.
Ранее генеральный директор РФПИ Кирилл Дмитриев в ходе встречи президента РФ Владимира Путина с членами международного экспертного совета РФПИ сообщил, что фонд в партнерстве с ближневосточными инвесторами, АО "Главкосмос пусковые услуги" и при поддержке госкорпорации "Роскосмос" инвестирует $87 млн в проект модернизации инфраструктуры космодрома Байконур.
"В перспективе недалекой можно будет осуществлять пуски кораблей "Прогресс", тем самым разгрузить 31-ю площадку [Байконура] на период модернизации "Гагаринского старта", - сказал Рогозин.
По словам главы Роскосмоса, сейчас вызывает опасения тот факт, что с началом модернизации 1-й стартовой площадки все пуски к МКС будут осуществляться с одной площадки на Байконуре.
"Мы остаемся на Байконуре только на 31-й площадке. Это представляет собой серьезные риски концентрации всех пусков - и пилотируемых грузовиков, и автоматических - с одной стартовой площадки", - пояснил гендиректор Роскосмоса.
"Гагаринский старт" предназначен для запуска ракет "Союз-ФГ" с транспортными пилотируемыми кораблями "Союз МС". В сентябре ожидается завершающий полет носителей такого типа. После этого миссии к МКС планируется запускать при помощи ракет "Союз-2.1а" с 31-й площадки.
БАЙКОНУР /Казахстан/, 21 июля. /ТАСС/. Антропоморфный робот "Федор", который должен отправиться на Международную космическую станцию (МКС) 22 августа на корабле "Союз МС-14", пробудет на орбите полторы недели. Об этом сообщил в воскресенье генеральный директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин на пресс-конференции на Байконуре.
"Он будет на станции порядка полутора недель", - сказал Рогозин.
По словам главы госкорпорации, в ближайшее время робот будет доставлен на космодром Байконур в монтажно-испытательный корпус. "Я сегодня посетил монтажно-испытательный корпус, где уже стоит корабль "Союз МС-14", который полетит вместе с этим небесным роботом, мы его назвали Skybot F-850, это его порядковый номер", - добавил Рогозин.
В будущем робот отправится на Луну. Такие полеты будут осуществляться до полета человека на естественный спутник Земли, пояснил глава Роскосмоса.
"У нас в этом вопросе [вопросе освоения Луны] сначала будет предварительный этап - будет человекоподобный робот там, а потом человек, когда мы поймем все риски и научимся их компенсировать", - заключил Рогозин.
Д.Рогозин: Уважаемый Владимир Владимирович, разрешите Вам доложить итоги работы госкорпорации «Роскосмос» по первому полугодию, включая и пилотируемую программу, и общеэкономические данные.
В целом на сегодняшний момент мы произвели пусков столько, что практически приблизились к показателям прошлого года.
В.Путин: За тот же период, да?
Д.Рогозин: Нет, в прошлом году за весь год мы провели пусков столько же, сколько примерно за первое полугодие этого года. Поэтому, как я Вам и докладывал ещё зимой этого года, мы планируем, около 40 пусков у нас будет. Это, конечно, зависит от готовности самих наших партнёров по нагрузкам, по космическим аппаратам, тем не менее.
В.Путин: В Гвианском центре больше пусков, чем на Восточном?
Д.Рогозин: Да. У нас в следующем году на Восточном будет минимум четыре пуска, а дальше по нарастающей. Там вся инфраструктура готова, и хочу сказать, что в этом году мы провели очень значимый пуск, фактически мы запустили космический аппарат «Метеор» – это тот самый, который потеряли в конце 2017 года. То есть восполнили группировку.
Из важных пусков хотел бы отметить также запуск космической лаборатории «Спектр-РГ». Это важнейшая работа для Российской академии наук. Аппарат уходит сейчас в точку Лагранжа, и мы планируем получить очень серьёзные данные для нашей фундаментальной науки. Вместе с Академией наук это проводили, волновались, но всё прошло успешно.
Важно также, ещё хотел бы доложить, уважаемый Владимир Владимирович, то, что мы уже приступили к подготовке пуска на Международную космическую станцию нового модуля. То есть мы, в отличие от наших партнёров – американцев, европейцев, планируем последовательно в 2020-м, 2021-м и в 2022 году запустить три модуля и значительно расширить российский сегмент.
"Роскосмос" завершил первый этап проектирования уникального космического "буксира", говорится в отчете госкорпорации за 2018 год.
...
В отчете указано, что разработана конструкторская документация, изготовлены и прошли автономные испытания некоторые составные части макета наземного прототипа ТЭМ. Реализация проекта продолжится в рамках Федеральной космической программы, в чем будут заключаться последующие шаги, не уточняется.
В июне стало известно, что технический комплекс для подготовки спутников с ядерным "буксиром" планируется построить на космодроме Восточный к 2030 году.
"По решению Совета безопасности России мы должны представить такую программу совместно с РАН в конце осени этого года", - сказал он.
"Проект документа по основам государственной политики в области освоения космоса подготовлен и передан правительством РФ на рассмотрение в Администрацию президента России и Совет безопасности Российской Федерации. В настоящее время документ по результатам его рассмотрения дорабатывается в правительстве РФ", - отметили в госкорпорации.
Секретарь Совбеза Николай Патрушев в апреле сообщил, что правительству поручено подготовить основы госполитики освоения космоса и Стратегию развития Роскосмоса к 15 июля. По его словам, действующий документ был выработан еще в 2013 году, при этом научно-технический прогресс не стоит на месте.
Кроме того, по словам секретаря Совбеза, в то время Россия рассчитывала на международное сотрудничество, а в условиях санкций многое придется делать самостоятельно.
"На 2020 год предварительно запланировано 12 пусков ракет-носителей "Союз" со спутниками OneWeb. Два из них - с космодрома Куру, остальные - с российских космодромов. Конкретные даты и количество согласуются с заказчиком", - сказал Лоскутов.
"Надо отметить, что с учетом большого количества запланированных пусков по программе OneWeb в следующем году нас ожидает насыщенная пусковая программа", - отметил он.
"Естественно, мы готовы рассмотреть любые варианты, в том числе на "Протоне", - сказал он.
По его словам, речь идет о развертывании второго этапа создания группировки.
Ранее сообщалось, что OneWeb может заказать в России более 10 ракет "Протон" для запуска своих спутников после завершения контракта на 21 пуск на ракетах "Союз".
"Сотрудничество может быть самым разным - от выведения нашими ракетами космических аппаратов Китая в случае развертывания многоспутниковой группировки до возможных поставок ракетных двигателей со стороны России. Со стороны Китая, соответственно, поставка части радиоэлектронной техники, которая нам может подойти и в которой мы можем нуждаться", - сказал Рогозин, отвечая на вопрос о перспективах российско-китайского сотрудничества в космосе.
Кроме того, возможно взаимодействие и в сфере национальных навигационных систем. "Это и сотрудничество в сфере взаимодействия ГЛОНАСС и навигационной системы "Бейдоу", размещение станций наших в Китае и китайских - на территории Российской Федерации", - добавил глава Роскосмоса.
"Ракета не соответствует требованиям, которые к ней предъявляет основной заказчик. Но то, что Минобороны выбрало "Ангару" основным носителем для формирования спутниковой группировки, никто не подвергает сомнению", - сказал Борисов в интервью, опубликованном в газете "Ведомости".
По его словам, "из-за срывов Роскосмоса по "Ангаре" было потеряно много времени".
"У нас нет конечных параметров, в том числе стоимостных. Программа создания ракеты-носителя сверхтяжелого класса варьируется от 1 трлн до 1,7 трлн руб. Это огромный разброс, так нельзя планировать. Роскосмос должен закончить эскизный технический проект, составной частью которого будут технико-экономическое обоснование и порядок дальнейших работ", - сказал он.
К научным планам и освоению дальнего космоса надо подходить прагматично. Нужна ли лунная программа? Какая? С какой целью? Просто побывать на Луне – это не цель. Нужно четко понимать, что мы получим в результате, – возможно, новые знания либо иные дивиденды от вложений, которые мы сделаем в лунную программу.
Лунная программа пока не принята. Предполагается, что ее ключевым элементом должна стать ракета-носитель сверхтяжелого класса.
Это в первую очередь реализация космической программы в интересах национальной обороны. Есть ГОЗ, есть планы по формированию космической группировки, известны требования заказчика. Рассуждать тут нечего, нужно строго соблюдать правила и договоренности – простая дисциплина.
Что касается космоса в интересах народного хозяйства – стране нужна группировка связи, дистанционного зондирования земли (ДЗЗ), метеоспутники. Это одно из самых слабых мест «Роскосмоса». Сосредоточившись на пилотажной космонавтике и пусковых услугах, мы отстаем в реально востребованном экономикой страны сегменте космической индустрии.
МОСКВА, 3 сентября. /ТАСС/. Роскосмос намерен заключить контракт на разработку новых высокотемпературных композиционных материалов для ракетно-космической техники. На эти цели госкорпорация планирует потратить 436,45 млн рублей, говорится в документах на сайте госзакупок.
Целью соответствующих научно-исследовательских работ (НИР) является "разработка технологий получения высокотемпературных композиционных материалов... и нового поколения армирующих наполнителей из углеродных волокон на основе пека (смола из нефти или каменного угля - прим. ТАСС), керамических SiC-, SiCN-волокон для изготовления деталей перспективных летательных аппаратов", - говорится в техническом задании.
Разработка технологий для перспективных изделий ракетно-космической техники будет носить шифр "Прорыв-1".
Исполнителю, которого выберут в ходе открытого конкурса, предстоит выполнить НИР к 15 ноября 2023 года. Работы включают патентные исследования, разработку технологической документации, проведение предварительных испытаний опытных образцов.
При этом отмечается, что "стоимость работ не может превышать цены, установленной государственным контрактом, и может изменяться в пределах, установленных законодательством Российской Федерации".
МОСКВА, 8 сен — РИА Новости. "Роскосмос" проведет испытания модернизированного разгонного блока "Фрегат" в 2020 году при запуске метеорологического спутника "Метеор-М" № 2-3 с космодрома Восточный, говорится в материалах на сайте госзакупок.
Ранее сообщалось, что "Роскосмос" собирается создать модернизированный разгонный блок "Фрегат" с новой системой управления до 30 ноября 2020 года, на эти работы планируется потратить 672 миллиона рублей.
В материалах отмечается, что испытания модернизированного разгонного блока "Фрегат" будут проведены при запуске спутника "Метеор-М" № 2-3 ракетой-носителем "Союз-2.1б" с космодрома Восточный, который предполагается осуществить в 2020 году.
На слайде презентации, размещенном на сайте "Роскосмоса", сообщается, что стоимость изготовления ракеты "Союз-2.1б" составляет около 1,28 миллиарда рублей, а ракеты с двигателем на метане - около 900 миллионов рублей.
Кроме того, отмечается, что стоимость пуска новой ракеты будет на 10% дешевле, чем у "Союза-2.1б" - 40,5 против 45 миллионов долларов.
При этом новая ракета сможет выводить с космодрома Восточный на низкую околоземную орбиту 9 тонн, на геопереходную - 2,2 тонны. У "Союза-2.1б" эти показатели составляют 8,2 и 2 тонны соответственно.
В мае Рогозин заявил, что Россия создаст новую ракету грузоподъемностью 9 тонн на метановом двигателе, которая заменит ракету "Союз". Он отметил, что использование метана "позволит выйти на многоразовость".
В июле 2018 года генеральный директор НПО Энергомаш Игорь Арбузов сообщил РИА Новости, что предприятие приступило к разработке ракетного двигателя РД-169, работающего на метане. По его словам, испытания могут пройти уже через три-четыре года.
Согласно документам, в этом году на эту программу может быть потрачено 251,7 млрд рублей. В 2020 году расходы федерального бюджета на реализацию программы составят 198,5 млрд рублей, в 2021 году - 209,1 млрд рублей, в 2022 году - 208,7 млрд рублей.
Ранее в проекте бюджета на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов говорилось, что бюджет на реализацию Федеральной космической программы (2016-2025 годы) до 2022 года составит свыше 350 млрд рублей.
Бюджет на реализацию федеральной целевой программы "Развитие космодромов на период 2017-2025 годов в обеспечение космической деятельности РФ" на 2020 год предусмотрен в объеме 31,207 млрд рублей, на 2021-й - 33,289 млрд рублей, на 2022-й - 39,11 млрд рублей.
Бюджетные ассигнования на реализацию федеральной целевой программы "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы" в 2020 году составят 28,847 млрд рублей, говорилось в проекте бюджета.
Кроме того, в документе отмечалось, что бюджетные дотации на содержание объектов инфраструктуры города Байконура составят более 3 млрд рублей до 2022 года.
Российская Ракетно-космическая корпорация (РКК) "Энергия" планирует представить сегмент окололунной орбитальной станции для десантирования на Луну на 70-м Международном астронавтическом конгрессе в Вашингтоне, следует из тезисов доклада, который специалисты компании покажут на конгрессе.
"В докладе представлен концепт сегмента для лунной орбитальной станции. Основное назначение сегмента – поддержка и снабжение миссий на поверхности Луны", - говорится в материалах.
Дополнительных подробностей о том, как будет работать такой сегмент, не приводится. Не уточняется также, создается модуль для высадки человека на Луну или для отправки на неё роботов.
Наработки, которые будут протестированы во время полетов российских автоматических станций на Луну, будут использованы для создания роботов-помощников для космонавтов на поверхности и орбите Луны, следует из тезисов доклада, который специалисты ЦНИИмаш (головной научный институт "Роскосмоса") покажут на 70-м Международном астронавтическом конгрессе в Вашингтоне.
"Эти аппараты будут не только решать научные задачи, но также протестируют ряд систем и подсистем. Их платформы служат в качестве прототипов для новых роботизированных космических аппаратов, которые будут использованы не только для подготовки пилотируемых миссий, но и для их поддержки", — говорится в материалах.
В докладе уточняется, что, например, на базе орбитального аппарата "Луна-Ресурс-1" и посадочного "Луна-Грунт" можно будет создать многоразовые системы взлета и посадки.
ОМСК, 6 ноября. /ТАСС/. Гора Эльбрус рассматривается в качестве одной из площадок для испытания роботов, которые в будущем будут строить лунную базу, сообщил генеральный директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин во время посещения ПО "Полет" в Омске.
"Мы там (в лунной программе - прим. ТАСС) будем рассматривать мобильные системы, которые должны работать на поверхности Луны, обеспечивая сборку и эксплуатацию научной базы. Это будут робототехнические системы, скорее всего, нечто среднее между луноходом и антропоморфным роботом. Мы рассматриваем в качестве возможности таких испытаний Эльбрус", - сказал Рогозин.
По его словам, такое предложение поступило от разработчиков. Рогозин подчеркнул, что робот должен будет автономно преодолеть весь маршрут.
Глава Роскосмоса также отметил, что лунная программа совсем скоро будет направлена в правительство на рассмотрение.
...
— На каком этапе находится работа над лунной программой РФ?
— В конце года Роскосмос внесет концепцию программы изучения и освоения Луны в правительство. Сейчас головная научно-исследовательская организация ракетно-космической промышленности ЦНИИмаш совместно с Российской академией наук разрабатывает развернутый сценарный план, который будет рассчитан на период, выходящий за пределы действующей Федеральной космической программы, то есть далеко за 2025 год. Конкретные суммы в этот документ не войдут, но будут очерчены разумные границы по объему работ. Самое главное — будет прописан системный взгляд на наши планы.
— Каковы ключевые элементы программы?
— Главная задача — строительство научной лунной базы. Для нее выбран район на Южном полюсе Луны. Он благоприятен с точки зрения рельефа и условий — достаточно света для работы солнечных батарей и есть кратеры с постоянным затемнением и запасами льда, который можно будет использовать в качестве топлива, сырья и как научный объект для изучения эволюции Вселенной.
На этой базе планируется разместить аппаратуру для изучения дальнего космоса и спецтелескопы для отслеживания угрожающих столкновением с Землей астероидов и комет. Эти телескопы вместе со спутниками в точках либрации системы Солнце — Земля потом войдут в глобальную систему мониторинга астероидно-кометной опасности, которая будет наблюдать за потенциально опасными объектами на фоне Солнца и в глубине космоса.
Также на Луне планируется создать полигон для отработки технологий, которые понадобятся для продвижения дальше в космос. В дальнейшем в рамках освоения Солнечной системы интерес для Роскосмоса представляют малые тела и астероиды. Это и вопросы планетарной безопасности, и научные интересы, и источник сырьевых ресурсов. Но это дело дальнесрочной перспективы.
Для лунной базы в сотрудничестве с Росатомом мы разворачиваем работу по ядерным энергетическим модулям небольшого размера. Предполагается, что будет сформирована специальная подпрограмма по развитию космической ядерной энергетики, в рамках который эти модули будут разрабатываться.
...
— Кто будет работать на этой базе?
— Обслуживанием инфраструктуры должны заниматься робототехнические системы. Постоянно обитаемая база на Луне не предполагается. Периодическое посещение поверхности спутника Земли людьми возможно, но только для решения задач, которые роботы выполнить не в состоянии.
— Как соотносится с лунной программой проект создания ракеты-носителя сверхтяжелого класса (СТК)?
— Эскизный проект по СТК разрабатывается независимо. Ракетно-космическая корпорация "Энергия" должна представить его в Роскосмос в конце года, где пройдет его защита. Параллельно мы ждем утверждения правительством отдельной программы по сверхтяжу. Мы предложили, чтобы в рамках этой программы с самого начала разрабатывались варианты полезных нагрузок, которые эта ракета должна выводить. Масштаб нагрузок регулирует стоимость программы. Проект СТК будет синхронизирован с лунной программой в широком смысле.
— Какова может быть финансовая отдача от лунной программы?
— Быстро вернуть выделенные на лунную программу деньги не получится. Хотя бы потому, что на Луне сейчас нет, например, сверхценного сырья, добыча которого компенсировала бы все затраты.
Но это логичный следующий шаг в освоении космоса для человечества. Мы уже десятки лет поддерживаем существование человека на низкой околоземной орбите. Луна — это необходимый следующий шаг к освоению практических навыков использования планет и малых космических тел, умению заблаговременно распознавать внешние космические угрозы и их парировать.
Одновременно лунная программа заставит существенно "подтянуть" производство российской электронно-компонентной базы, обеспечит дальнейшее импортозамещение в робототехнике, энергетике и материалах, даст мощнейший толчок развитию искусственного интеллекта и направлений его использования. Вспомните, какой гигантский технологический скачок в смежных с космической индустрией отраслях совершила наша страна благодаря программе "Энергия — Буран". В конце концов, это демонстрация технологического могущества страны — способности создания в агрессивной космической среде за пределами околоземной орбиты условий для жизни и работы человека.
— Глава Роскосмоса заявил о планах по созданию российских ракет на метане. О чем идет речь?
— По ракете-носителю на метане у нас создан большой задел. Работы по созданию двигателей на метане ведутся предприятиями отрасли с 1998 года. Кроме того, изначально опытно-конструкторская работа (ОКР) "Феникс", которая позже была переориентирована на разработку "Союза-5", предполагала создание перспективной ракеты носителя среднего класса именно на метане. С этой ОКР была синхронизирована разработка соответствующего двигателя. В воронежском КБ химавтоматики ведется разработка опытного образца двигателя тягой 85 тонн. Опытный образец получил индекс РД-0177, а перспективное летное изделие — РД-0169.
Сейчас мы предлагаем сделать новую ракету носитель среднего класса на метановых двигателях. РКЦ "Прогресс" разработало в инициативном порядке основные разделы ее эскизного проекта. Новая ракета, в отличие от "Союза-2", не будет иметь боковых блоков, а получит тандемную схему — один блок на первой ступени, один на второй, то есть это будет "карандаш", по компоновке внешне похожий на "Зенит". Соответственно, планируется интенсифицировать работы в КБ химавтоматики по метановому двигателю, чтобы создать уже летный образец для проведения советующих испытаний. На первой ступени нового носителя планируется использовать воронежские РД-0169, на второй — тот же РД-0169, но с высотным соплом. Этот двигатель в перспективе будет сертифицирован на многоразовое применение.
— Эта ракета заменит "Союз-2"?
— В ближайшее время заменять "Союз-2" мы не планируем, потому что он нужен для пилотируемой программы, обеспечен заказами Министерства обороны и имеет огромную статистику успешных стартов. Одна из главных причин создания новой ракеты — задел по технологиям на многие годы вперед. Кроме двигателей, она получит новую систему управления, новые материалы и технологии производства. Носитель будет предельно прост и надежен в эксплуатации и технологичен в изготовлении.
Метан позволяет применять новые конструктивно-компоновочные схемы при проектировании, за счет этого число деталей и сборочных единиц по сравнению с "Союзом-2" уменьшится вдвое, что существенно повысит технологичность и удешевит себестоимость выпуска ракеты. Ее стартовая масса будет меньше, чем у "Союза-2", а грузоподъемность даже немного больше — до 10 т на низкую околоземную орбиту при пуске с космодрома "Восточный". Ракета получит головной обтекатель увеличенного размера — до 5 м в диаметре, что сегодня очень важно для заказчика, так как ограничение по диаметру обтекателя ограничивает типы космических аппаратов, которые можно выводить.
Другая изюминка нового носителя в исходно заложенной предельной цене пуска. Мы хотим изначально в техническом задании прописать стоимость пусковой услуги. Она должна быть конкурентоспособной. Причем не на момент принятия решения о постановке работ, а по состоянию на момент ее первого пуска.
— И когда может быть выполнен первый старт нового носителя?
— РКЦ проработал компоновку ракеты и варианты стартовых комплексов под нее. Теперь нужно делать полноценный эскизный проект. Его мы планируем закончить к концу следующего года. При выделении необходимых денег создать летный вариант ракеты на метане можно будет к концу 2024 года, а первый старт выполнить в 2025 году.
— Какая выгода от метановых двигателей?
— Про упрощение конструкции ракеты я уже сказал. Это достигается, собственно, за счет применения двигателя с умеренными параметрами в камере сгорания (давление, температура), также положительно сказывается на характеристиках и хорошая охлаждающая способность метана, его более высокий удельный импульс (двигатель будет более экономичен), применение надежной системы турбонасосных агрегатов и удачная компоновка баков. Температура жидкого метана в баке горючего (–160 °C) близка к температуре жидкого кислорода в баке окислителя (–183 °C). По сравнению с использованием керосина в качестве горючего, который требует поддержания его при температуре +40 °C, это позволяет существенно упростить систему термостатирования, сделать ее единой и выполнить баки для окислителя и горючего с совмещенными днищами. Все это упрощает и повышает надежность изделия.
С метаном удобно реализовывать схему горячего резервирования за счет того, что он создает меньшее давление и температуру в камере сгорания по сравнению с керосиновым двигателем при одинаковом уровне тяги. То есть пять-семь двигателей первой ступени номинально работают в щадящем режиме, и в случае отказа одного из них есть возможность форсировать работу остальных, обеспечив тем самым успешный пуск и выполнение миссии.
Ну и доступность, а также меньшая стоимость сырья позволят снизить и стоимость запуска. Мы называем двигатель метановым, потому что применяем гостированный сжиженный природный газ марки А, который на 99% состоит из метана. Это то, что серийно выпускает "Газпром", и разработка нового вида топлива не требуется. Именно на таком топливе мы и проводили предварительные прожиги изделий. Все решения по транспортировке и хранению этого вида топлива коллегами-энергетиками уже придуманы и доведены практически до совершенства. Тут, безусловно, мы рассчитываем на их помощь.
— Недавно на МКС побывал антропоморфный робот "Федор". Об успехах известно, а какие проблемы были выявлены?
— Для кардинальной переработки этой системы наземного исполнения для использования в космосе было мало времени, поэтому робот получился излишне габаритным и тяжелым. Хотя его можно было бы облегчить, например, заменив отдельные металлические элементы на полимерные и композитные. Также требуют доработки задающие устройства, например костюм для оператора, алгоритмы работы с задающими устройствами и некоторые настройки.
— Когда на МКС полетит следующий робот?
— В первую очередь следует отметить, что Роскосмос в значительной мере меняет подход к проведению научно-прикладных исследований в пилотируемом космосе — формируется нормативно-регулирующая база проведения целевых работ (здесь это аналог понятия "космический эксперимент"). Работы будут проводиться проектным методом по направлениям: научные фундаментальные исследования, отработка технологий освоения космического пространства, а также решение практических задач в интересах сторонних заказчиков и реализация образовательных мероприятий.
Пока дата полета следующего робота не определена. Ведутся работы по созданию робототехнического комплекса для внекорабельной деятельности — целевая работа "Теледроид", и у нас есть неплохой задел по проекту "Косморобот". Программа предусматривала полуавтономное передвижение на этот раз совсем не похожего на человека робота по внешней поверхности научно-энергетического модуля. Сейчас концепция пересматривается: на новом модуле должен стоять европейский манипулятор "Эра", и есть предложение по интеграции робота с этой "рукой". Аналогично системе из манипулятора Canadarm и робота Dextre.
— Какой робот полетит на "Орле"?
В первых тестовых полетах корабля "Орел" будет использоваться робот для внутрикорабельной деятельности, создаваемый на платформе "Федора". Шифр целевой работы — "Испытатель". Робот получил предварительное название ARTEM — Automatic Research and Testing Machine.
— Будет ли он управлять кораблем?
— Да, он будет делать то, о чем нас так долго все просили: нажимать кнопки, выполнять определенные операции. Пока не могу сказать, какой именно объем управления кораблем у него будет. Но стыковку со станцией, которая должна быть выполнена в рамках второго полета "Орла", он, конечно, проводить не будет — это проблематично с точки зрения безопасности.
— Чем он будет отличаться от "Федора"?
— Я подозреваю, что очень многим. После предварительной обработки результатов полета "Федора" на МКС очевидно, что в конструкцию "Артема" будет внесена масса изменений. Каких конкретно, пока говорить рано.
Внешний антропоморфный вид его сохранится, но я надеюсь, он станет элегантнее. Сейчас "Федор" довольно "топорно" выглядит, на первый взгляд, но это сделано целенаправленно — в рамках опытной отработки важные узлы расположены снаружи для удобства обслуживания, а не закрыты "для красоты" пластиковыми накладками. "Федор" в этом смысле, как автомат Калашникова, который разбирается руками и выколоткой, в то время как для обслуживания американской M16 нужно с собой носить набор специальных инструментов.
— Какие роботы разрабатываются для работы на других планетах, в чем будут их особенности?
— Рассматриваются разные концепции, в том числе с антропоморфными элементами. Антропоморфность будет востребована для выполнения нестандартных задач в режиме копирования действий человека-оператора с помощью задающего устройства. Для работы по программам с высокой степенью автономности зачастую более удобны спроектированные специально под задачу не похожие на человека роботы.
В целом уже есть определенность с платформой, на которой могут размещаться напланетные робототехнические комплексы. Это будет шагающая колесная тележка, которая может и катиться, и переступать через препятствия. Опытный образец такой тележки был создан еще в СССР в Центральном научно-исследовательском институте робототехники и технической кибернетики в Ленинграде, его концепция взята за основу. Выглядеть это будет так: колеса с гребущими лопатками или перфорированные колеса крепятся на шарниры, которые в случае необходимости могут двигаться, и тогда платформа способна переползти через камни, "перешагнуть" через трещины.
Гусеницы, например, для Луны не подойдут. В таком шасси большое число роликов, а лунный реголит — это очень абразивная пыль, которая быстро будет приводить такую платформу в негодность.
— Планируется ли создавать на Земле испытательный полигон для роботов?
— Да, такой полигон может появиться в ближайшие несколько лет на Кавказе или на Камчатке. В этих регионах подходящий ландшафт и грунт для отработки робототехнических комплексов. Есть места, где рельеф и грунт по некоторым свойствам похожи на те, которые есть на небесных телах. Европейское космическое агентство для этих целей уже давно "облюбовало" склоны вулкана Этна в Италии.
Не исключаю, что отработка следующих этапов миссии "Экзомарс" будет проводится на этом полигоне. Там же можно будет испытать роботы на шагающей платформе и образцы специального назначения, например, для разминирования. Этот полигон можно будет использовать также для тестирования робототехнических комплексов для нужд Минобороны, МЧС, Росатома, ФПИ, других организаций и компаний.
...
— Возвращаясь к Луне, ранее предлагалось добывать там гелий-3. Как обстоит дело с этой историей сейчас?
— Довольно часто, к сожалению, циркулирующее предложение о добыче в лунном грунте изотопа гелия Не-3 и спасения человечества от энергетического голода основано на нескольких заблуждениях.
Во-первых, этого изотопа в поверхностном слое лунного реголита очень мало. В солнечном ветре гелий (Не-4) составляет около 4%, и действительно есть очень небольшая доля изотопа Не-3. Эти частицы при столкновении с Луной имплантируются в ее грунт, но на очень маленькую глубину, поскольку частицы солнечного ветра имеют относительно малые энергии. Поэтому имплантированные частицы быстро улетучиваются с поверхности. Для того чтобы добывать этот изотоп в необходимых объемах, нужно создать на Луне промышленность, соизмеримую с золотодобывающей отраслью на Земле. При этом доля Не-3 в лунном грунте столь мала, что если бы золото на Земле содержалось в таком же количестве, его добыча оказалась бы экономически невыгодной.
Во-вторых, единственным преимуществом управляемой термоядерной реакции Не-3 по сравнению с обычной реакцией дейтерий — тритий, которую пока безуспешно в течение более чем 50 лет пытаются осуществить в разных странах, является то, что продуктами реакции являются заряженные протоны, а не нейтроны, как в случае реакции дейтерий — тритий. Протоны легче остановить магнитными полями, забрать у них энергию и сделать реакцию немного более чистой. Впрочем, на строящейся сейчас международной установке ITER в городе Кадаракш (Франция) эта проблема выхода нейтронов уже решена. Стоит отметить, что плата за это небольшое преимущество оказывается очень высока: для дейтерий-тритиевой плазмы термоядерный синтез возможен при температурах, превышающих 100 млн градусов. Для реакции с изотопами Не-3 нужна температура в девять-десять раз больше, то есть порядка миллиарда градусов. Конечно, не исключено, что в будущем человечество решит и эту задачу сверхвысокотемпературного термоядерного синтеза, но и тогда изотопы Не-3 не понадобятся — близкую критическую температуру для синтеза (1,3 млрд градусов) имеет реакция с атомами бора, который в неограниченных количествах можно добывать в земных океанах.
Таким образом, пока вопрос практического использования лунного Не-3 в термоядерной энергетике на повестке не стоит. Есть ряд неразрешимых на сегодня технологических проблем, которые не позволяют создать на Земле реактор на гелии-3. Плюс цена добычи и доставки гелия-3 с Луны совершенно нивелирует его потенциальные преимущества и пока относит эту тему в разряд спекуляций.
... американский специализированный сайт spacenews.com.
Сайт, ссылаясь на информацию от технического директора компании International Launch Services Джима Крамера, отметил, что в 2020 году намечены три пуска "Протона" и два старта "Ангары", среди них не будет ни одного коммерческого.
"Мы подтвердили американским коллегам, которые прислали нам проект меморандума, что мы готовы участвовать в переговорах. Для нас крайне важны здесь не только вопросы, связанные с железом, а прежде всего - с принципом. Надо искать те принципы, которые работают при принятии сложных решений", - сказал Рогозин.
...
До последнего времени не было ясно, будет ли Россия участвовать в американском проекте или же попытается создать свою национальную станцию. На итоговой пресс-конференции 2019 года на космодроме Восточный Рогозин говорил, что два модуля (узловой и научно-энергетический), которые планировалось пристыковать к МКС в 2021 и 2023 годах, могут оставить на Земле. По его словам, их можно будет приспособить под окололунную станцию.
"Есть уже ее [ракеты] рабочее название - "Союз-СПГ". Почему СПГ? Да потому что это и есть сжиженный природный газ - новое топливо для метанового двигателя", - сказал он.
По словам Рогозина, новая ракета среднего класса, которая придет на замену носителям "Союз-2", будет многоразовой.
Рогозин напомнил о проекте возвращаемой ступени "Крыло-СВ" - совместной работе Фонда перспективных исследований (ФПИ) и ЦНИИмаш, головного научного института Роскосмоса.
"Специально для этих целей сейчас создается опытное конструкторское бюро имени выдающегося советского авиаконструктора Роберта Бартини, куда мы набираем талантливых молодых инженеров. Они будут готовить демонстратор ракеты в легком классе. С учетом нашей географической специфики садиться ступень должна по самолетному, а не "вертикальной свечкой", как у [американской многоразовой ракеты] Falcon", - отметил Рогозин.
"Если мы это отработаем и увидим, что самолетный вариант возвращения более прост и эффективен, чем возвращение в стиле Falcon, то мы сможем это применить на ракете среднего класса", - добавил глава Роскосмоса.
1) Двинуть вперед новые разработки, к которым я отношу тяжелую экологичную «Ангару» (на замену «Протона», которому после 2025 года будет запрещено взлетать с арендованного нами у Казахстана Байконура). Надеюсь, что Центр Хруничева этим летом передаст на космодром Плесецк доведенную до ума ракету и осенью мы возобновим ее лётные испытания. В течение 2021-2023 годов эти испытания будут вестись регулярно, а в конце 2023 года «Ангара» уже взлетит с новой стартовой площадки космодрома Восточный...
К новым разработкам также относится и двухступенчатая ракета полутяжелого класса «Союз-5», работу над которым ведется в самарском ракетном центре «Прогресс». Она должна быть готова к лётным испытаниям в 2023 году. Ее уникальность в том, что на ее основе будут созданы и ракета среднего класса «Союз-6» со знаменитым двигателем РД-180 (причем «Союз-5» и «Союз-6» смогут взлетать с одного универсального стартового стола), и ракета «Союз-7» для «Морского старта»...
К новым нашим разработкам, конечно, относится и новый пилотируемый многоразовый корабль «Орёл», разработка которого, наконец, сдвинулась с мёртвой точки. На конец 2023 года мы ставим начало его летных испытаний в безэкипажном варианте, а в 2025 году он должен доставить космонавтов на МКС. Этот корабль создается для работы в дальнем космосе, его аналогом является американский «Орион». На его основе будет создан и возвращаемый на Землю грузовой корабль. Для выведения «Орла» к Луне мы уже начали работу по созданию ракеты сверхтяжелого класса. В основе ее конструкции — модули «Союза-5» и «Союза-6». Таким образом, все вновь создаваемые ракеты-носители во всех классах — от легкого до сверхтяжелого — создаются в рамках единой технической политики.
Являясь мировыми лидерами в ракетном двигателестроении, мы открыли работы по перспективным направлениям, в частности по метановому ракетному двигателю. Это очень интересная тема, над которой работает воронежское КБ химавтоматики. Двигатель, работающий на топливной паре кислород-метан, — это верная дорога к созданию многоразовых ракетных систем...
Прорыв в космических технологиях мы ожидаем и от совместной с Росатомом работы над транспортно-энергетическим модулем. В нашей отрасли за него отвечают Центр Келдыша и санкт-петербургское КБ «Арсенал»...
Не будем забывать и о работе Ракетно-космической корпорации «Энергия» и Центра Хруничева над новыми модулями для МКС. Модуль «Наука», Узловой модуль и Научно-энергетический модуль...
Наши КБ, специализирующиеся на боевой тематике, и военные заводы планово, в соответствии с графиком работ проводят тестирование отдельных систем новейшего стратегического ракетного комплекса «Сармат», готовя его к началу лётных испытаний...
Научно-производственное объединение имени Лавочкина в следующем году возобновляет отечественную Лунную программу. В конце 2021 года мы планируем отправить к спутнику Земли станцию «Луна-25». За ней последует отправка аппарата на лунную орбиту и посадочного аппарата для исследования грунта Луны. «Информационные спутниковые системы» имени академика Решетнева уже в этом году начинают обновление глобальной навигационной группировки «ГЛОНАСС» космическими аппаратами нового поколения...
2) Параллельно идет процесс создания на российской территории универсального космодрома, откуда будут выводиться все названные выше космические средства... Сложнейшее технологическое оборудование и конструкции приходится доставлять туда по Северному морскому пути, поскольку их транспортировка в силу размеров по железной дороге невозможна. Но стройка набирает обороты, и у меня нет сомнений, что готовность пуска «Ангары» с кораблём «Орел» к концу 2023 года будет достигнута, а для этого необходимо основные строительные работы закончить в 2022 году. Плюс к концу 2023 года нужен свой аэродром, чтобы тяжелыми транспортными самолетами доставлять ... космические аппараты...
4) Крайне важно уже в ближайшее время приступить к практической реализации наших планов по созданию профильных холдингов. Их будет четыре — по ракетостроению, по спутникостроению, по наземной космической инфраструктуре и по науке. При этом КБ и инженерные центры мы сливать не будем, сохраняя дух конкуренции между ними в борьбе за новые работы. А вот производство необходимо мобилизовать для решения текущих и перспективных задач, при этом обновив его и создав единые центры технологических компетенций.