Возможности шумопеленгования резко снижаются с уменьшением размеров (подводного водоизмещения) цели. И если еще для суперторпеды снизить скорость до величин порядка 20 узлов, да еще применить для нее водометный движитель, то задача ее шумопеленгования в огромной акватории, как верно отметил в размещенном в сети комментарии Андрей Бахарев, - «посложнее, чем найти иголку в стоге сена». Известно, что из двух погруженных движущихся с одинаковой скоростью хода ПЛ в среднем меньше шумит та, у которой меньше габариты. Поэтому-то, например, дизельная «Варшавянка (пр.877, подводное водоизмещение около 3000 т) с относительно высокой скоростью оборотов гребного винта (с большим кавитационным эффектом схлопывания пузырьков на лопастях винта, приводящим к турбулентным шумам, самым демаскирующим современную ПЛ относительно шумов обтекания, вибрационных от плохо амортизированных механизмов и прочих) более малошумная, чем наши тоже малошумные «Звери» (ПЛА пр.971) с подводным водоизмещением около 13000 т. И в том, и в другом проектах приняты конструктивные меры по снижению вибраций механизмов и агрегатов, по улучшению обтекаемости и пр. Поэтому, логично предположить, что можно создать современную суперторпеду (несущую термоядерную боевую часть) с подводным водоизмещением порядка 100 т, которая будет при одинаковых скоростях хода иметь шумность еще меньшую, чем «Варшавянка».
Посмотрим на действие подводного взрыва 100 кт на глубине около 50 м. Он соответствует приведённой глубине 1 м/т1/3, для которой есть достаточно информации: взрыв Бэйкер 23 кт на глубине 27 м (Операция «Перекрёстки» в 1946 г., США) и испытание торпеды Т-5 в 1955 году 3,5 кт на глубине 12 м (полигон на Новой Земле, СССР). Подобным образом будут выглядеть взрывы 1 кт на глубине 10 м, 1 Мт на глубине 100 м, 100 Мт на глубине около 500 м и т. д., отличаясь размерами последствий.
Опытно-конструкторское бюро «Гидропресс» занимается разработкой новых ядерных реакторов с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем для российских военных. Как сообщает РИА Новости, в отчете конструкторского бюро за 2017 год говорится о проведении научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ по созданию новых реакторов. Подробности о проведенных работах и перспективных разработках в отчете не раскрываются.
Ядерный реактор с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем использует в качестве вещества для передачи тепловой энергии металлический сплав на основе свинца. В советское время и в России активно проводились исследовательские и конструкторские работы по созданию ядерных реакторов с жидкометаллическим теплоносителем, в качестве которого использовался свинцово-висмутовый сплав. Такой сплав считается более безопасным по сравнению с натриевым теплоносителем, и его использование позволяет значительно упростить конструкцию реактора за счет отказа от ряда систем безопасности в режиме ожидания.
Не исключено, что разработка новых ядерных реакторов с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем ведется в рамках более масштабного проекта «Статус-6», предполагающего создание автономных необитаемых подводных аппаратов «Посейдон» с ядерной энергетической установкой. Такие аппараты будут вооружены ядерными боевыми блоками мощностью до двух мегатонн. Принять их на вооружение планируется до 2027 года; разработку и закупку новых роботов включили в государственную программу вооружений на ближайшее десятилетие.
Ядерные реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем уже использовались на флоте. В частности, ими были оснащены атомные подводные лодки проекта 705 «Лира», спроектированные в первой половине 1970-х годов. В общей сложности с 1977-го по 1981 года ВМФ СССР получил шесть таких кораблей, которые вывели из состава флота в 1990 году. Подлодки были оснащены ядерными реакторами с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем ОК-550 мощностью 155 мегаватт. Позднее наработки по этому реактору были использованы при создании многоцелевого реактора СВБР-100.
При анализе транспортных характеристик электрических торпед необходимо согласиться с выводом известного специалиста ЦНИИ «Гидроприбор» А.С. Котова «электрические торпеды превзошли по транспортным характеристикам тепловые» (для электрических с батареями AlAgO и тепловых на топливе ОТТО II). Выполненная им расчётная провека данных по торпеде DM2A4 с AlAgO батареей (50 км на 50 уз) оказалась близкой к заявленной разработчиком (52 уз на 48 км).
Несмотря на то что батареи AlAgO имеют рекордные показатели по энергетике, сегодня в зарубежном торпедизме появилась устойчивая тенденция применения значительно менее энергоемких, но обеспечивающих возможность массовых торпедных стрельб универсальных литий-полимерных батарей (торпеды Black Shark (калибра 53 см) и Black Arrow (32 см) фирмы WASS), — даже ценой существенного снижения ТТХ (снижение дальности на максимальной скорости примерно вдвое от DM2A4 для Black Shark).
В.В.П.В 2017 году завершены испытания компактного ядерного реактора, который будет снабжать энергией перспективные беспилотники. Он получился в 100 раз меньше, чем силовые установки обычных подводных лодок, мощнее и в 200 раз быстрее набирает максимальную мощность
Заявление Владимира Путина о том, что дрон имеет два режима скорости с быстрым переходом между ними поставили точку в дискуссиях экспертов как организованы стелс-средства дрона. Эксперты как Максим Климов или Константин Сивков, предполагавшие только скоростной режим оказались неправы.
При этом оказались верными оценки разработчиков гидроакустических систем обнаружения для российских подводных лодок «Дельта» из НПП «Союз», главного конструктора Валентина Лексина и его брата, известного учёного-гидроакустика Виктора Лексина, которые считали, что дрон будет скорее использовать классические для АПЛ стелс-средства на тихоходном режиме «подкрадывания» с быстрым переходом на крейсерскую скорость при обнаружении H. I. Sutton также согласен с учёными предполагая, что дрон будет скорее похож не на торпеду, а на АПЛ или на стелс-торпеду как «Физик-1», использующую современные стелс-средства АПЛ как водомётный движитель с закрытыми саблевидными лопастями винтов, а также крупные раскладывающиеся рули, менее шумные при обтекании водой. Саттон отметил, что на презентации Владимира Путина были показаны эти технические компоненты дрона.