Жертвами Boeing стали 30 000 человек
Крупнейший авиапроизводитель США объявил о массовых увольнениях
Подобно тому, как расходятся круги от брошенного в воду камня, последствия террористических актов в Америке все шире распространяют воздействие на экономику. Первой жертвой террористов стала авиационная отрасль. Всего лишь два дня «закрытого неба» над США, отказ тысяч людей от авиаперелетов и ужесточение правил безопасности уже обошлись американским авиакомпаниям примерно в 1 млрд долл. Будущие потери, по прогнозам аналитиков, окажутся еще больше. Так, если до трагедии совокупные убытки американских авиаперевозчиков за нынешний год оценивались в 1,5 млрд долл., то теперь звучит цифра 4 млрд долл.
Оправившись от первого шока и предварительно оценив предстоящие потери, авиакомпании всего мира начали экстренно реализовывать кризисные планы, предусматривающие уменьшение количества авиарейсов и сокращение числа рабочих мест. Печальное лидерство пока принадлежит авиаперевозчикам Соединенных Штатов. О предстоящем увольнении 20 тыс. служащих заявила компания United Airlines, два самолета которой были захвачены террористами. (Как известно, один из «Боингов» UAL, следовавший рейсом из Бостона, был направлен террористами на южную башню Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, другой - потерпел катастрофу в Пенсильвании.)
Сокращают штаты и другие авиакомпании. О сокращении персонала на 12 тыс. человек заявила Continental Airlines. Не менее 11 тыс. работников будут уволены компанией U.S. Airways. По оценке Ассоциации воздушного транспорта США (ATA), количество потерявших работу в авиакомпаниях в течение следующих нескольких месяцев может превысить 100 тыс. человек.
Вслед за авиаперевозчиками настал черед авиастроителей. Крупнейшая в мире самолетостроительная компания Boeing Co. объявила о намерении сократить численность персонала на 30 тыс. человек до конца 2002 г. Как сообщают информагентства, увольнения затронут в основном предприятия, расположенные на территории США. «Мы глубоко сожалеем, что эта акция нанесет удар по жизням многих и многих наших высокочтимых служащих», – заявил президент компании Алан Мулалли (Alan Mulally), отметив, что такой шаг является крайней и вынужденной мерой. «Никогда ранее мы не могли предположить подобного, – подчеркнул он. – Но сейчас речь идет о выживании».
Представители Boeing пояснили, что главной причиной сокращения персонала стали ожидания спада заказов на новые самолеты со стороны авиакомпаний. По оценке компании, поставки самолетов могут упасть с ожидавшихся до терактов 538 до 500 единиц в 2001 г. В 2002 г. по тому же прогнозу продажи «Боингов» могут упасть с 510-520 до 400 единиц. Самые крупные клиенты Boeing – это наиболее пострадавшие от террористической атаки американские авиакомпании American Airlines, Delta Air Lines Inc. и Continental Airlines Inc.
Хотя компания Boeing является вторым по величине в США производителем боевой авиатехники, специалисты полагают, что ущерб от спада продаж в секторе коммерческих самолетов не перекроет возможная прибыль от выполнения заказов оборонного ведомства. По оценкам экспертов, каждый реактивный «Боинг» стоит 60 млн долл. и его поставка приносит 6,6 млн долл. прибыли. Если объем поставок упадет до 400 лайнеров в следующем году, прибыль компании может уменьшиться до 3,20 долл. за акцию против 3,85 долл., предполагаемых на нынешний год, полагает Крис Мекрей, (Chris Mecray) аналитик Deutsche Bank.
Будущее авиационной отрасли видится компании–лидеру мирового авиастроения в мрачных тонах. По мнению Алана Мулалли, спад в отрасли самолетостроения может продлиться вплоть до 2003 г. Что же до авиаперевозчиков, то многие из них, как считает президент Boeing, могут быть поставлены на грань финансового выживания. «Это является одной из ключевых проблем и для нас», – подчеркнул он. Впрочем, Алан Мулалли отметил и несколько светлых пятен на общем черном фоне. По его словам, клиенты Boeing пока только отсрочили запланированные поставки самолетов, но не предприняли более жестких мер, таких как аннулирование ранее сделанных заказов. «Мы надеемся также, что авиакомпании найдут способ выжить», – отметил президент крупнейшей в мире самолетостроительной компании, добавив, что переговоры с авиаперевозчиками относительно их потребности в самолетах еще продолжаются.
Аналитический отдел РИА "РосБизнесКонсалтинг"