12345>> А вот на моей памяти американская пресса минимум трижды меняла свои оценки главных преимуществ Шаттлов.
Fakir> Это какие? Что-то я навскидку не смог столько припомнить. Интересно.
В период разработки и первых испытательных полетов главным преимуществом системы Спейсшаттл объявлялось радикальное снижение стоимости запуска 1 кг полезной нагрузки (цифры уже подзабыл, но не менее, чем на порядок). В перспективе планировалось постепенная передач всей системы в частные руки и перехода ее на полную самоокупаемость.
Однако уже после нескольких первых полетов стало понятно, что стоимость обслуживания системы, (несмотря на то, что она в бОльшей своей части может многократно использоваться) очень высока и вряд ли сможет стать ниже, чем одноразовые РН, акцент стал плавно переводится на преимущества регулярности полетов и снижение стоимости разработки и изготовления самих полезных нагрузок. Так как резко снизились весовые, а главное габаритные ограничения ПН. Вплоть до катастрофы "Челленджера" НАСА предпринимала огромные усилия, чтоб выйти или хотя бы приблизится к заявленному темпу запусков - порядка 50 в год. ЕМНИП в 1986 году хотели выйти на уровень порядка 20 пусков. Уже стояла огромная очередь коммерческих и правительственных ПН для запусков Шаттлами.
После гибели "Челленджера и вызванного ей вынужденного перерыва в запусках, стало ясно, что и с регулярностью запусков и со связанным с ней и с размерами грузового отсека удешевлением разработки ПН так же ничего не получилось. Главным достоинством системы Спейсшаттл стали называть обеспечение регулярного доступа человека в космос, а так же проведение научных исследований на орбите. А запуск спутников на орбиту постепенно сошел на нет.
Еще чуть позже приоритетной задачей системы стало создание и обслуживание международной космической станции. Однако после гибели Колумбии стало ясно, что риски эксплуатации Спейсшаттлов слишком велики и наносят больший имиджевый урон США, чем выигрыш.
Да, было еще одно важное, хотя и неглавное достоинство Шаттлов - возвращение спутников с орбиты. Но в реальности эта функция была использована всего несколько раз. (Точно не помню, а искать лень, кажется 2 или три раза. Точно помню снятие с орбиты 2-х недовыведенных спутников, один из которых индонезийский.)
P.S. Просьба к участникам обсуждения "летали - не летали" не комментировать данный пост. Я просто ответил на вопрос уважаемого Fakir.