8 декабря 2016 года американская разведка сообщила о практическом испытании подводного беспилотного аппарата с ядерной силовой установкой, запущенного из подводной лодки «Саров» 27 ноября[7]. В марте 2018 года Пентагон официально включил «Статус-6» в ядерную триаду России через отчёт о стратегических угрозах для США Nuclear Posture Review[8]
В марте 2018 года президент РФ В. В. Путин в своем послании Федеральному собранию сообщил о разработке подводных беспилотных аппаратов:[9]
« В России разработаны беспилотные подводные аппараты, способные двигаться на большой глубине и на межконтинентальную дальность со скоростью, кратно превышающей скорость подводных лодок, самых современных торпед и всех видов надводных кораблей. »
18 марта 2016 года представители «Объединённой судостроительной корпорации», комментируя сообщения о «Статусе-6», подтвердили разработку «беспилотного подводного робота», достаточно крупного, чтобы нести собственные торпеды, а также разработку АПЛ-носителей для таких роботов[10], что подтверждает отношение «Статуса-6» к концепции АПЛ пятого поколения, где основным вооружением являются ударные беспилотные аппараты[11]
В июле 2018 года Минобороны РФ заявило о начале полигонных испытаний беспилотника.[12] В январе 2019 года появилась неофициальная информация о результатах полигонных испытаний ядерного беспилотника. Были подтверждены ранее заявленные характеристики лодки — неограниченная дальность хода на глубине до 1 км и скорость хода до 200 км/ч, что вдвое превосходит максимальную скорость современных атомных подводных лодок.[13]
В феврале 2019 года В. В. Путин в своем послании Федеральному собранию сообщил о продолжении испытаний аппарата под названием «Посейдон» и готовности к спуску на воду подводной лодки-носителя этого аппарата.[14]
Описание
«Статус-6» представляет собой полностью роботизированную быструю глубоководную малозаметную атомную подводную лодку миниатюрных размеров.[15]. «Посейдон», диаметр которого составляет 1,8 метра, а длина — 20 метров, и который весит около ста тонн, является самой большой торпедой в мире, она тяжелее стандартной торпеды в 30 раз. «Посейдон» настолько большой, что его могут перевозить только специально переоборудованные подводные лодки. Эта «торпеда Судного дня» имеет фактически неограниченную дальность действия.
Разработчик системы — ОАО «ЦКБ МТ «Рубин» и СПМБ «Малахит»[10]. В госконтрактах проект фигурирует под названием «Цефалопод» (от лат. Cephalopoda — «Спрут»).
Глубина скважин составляла около 127 м, глубина закладки зарядов равна глубине скважины[2][1] (по другим[каким?] данным, глубина закладки была 60 м), расстояние между скважинами составляло около 162—167 м.
...
Мощность каждого заряда составляла 15 кт, суммарная мощность всех зарядов — 45 кт.
...
23 марта 1971 года три ядерных заряда были одновременно подорваны.
...
В результате взрыва образовался канал длиной 700 м и шириной 380 м, глубина канала составляла от 10 до 15 метров.[1] Из-за падения грунта вокруг канала сформировался бруствер.
...
Мощность эквивалентной дозы от внешнего гамма-облучения вокруг озера в настоящее время варьируется от естественной нормы до 0,8 мкЗв/ч
...
Заборы, первоначально окружавшие озеро, проржавели и упали. В настоящее время оно является популярным местом рыбалки для жителей других близлежащих сёл, а его берега известны обилием съедобных грибов.
все они точно уверены, что внизу что-то есть, и это «что-то» обладает невероятной скоростью и манёвренностью. Полагая, что объект — это неизвестный советский подводный аппарат, команда спецназа извлекает одну ядерную боеголовку с подлодки и , действуя согласно заранее подготовленному чрезвычайному плану, подготавливают её для уничтожения субмарины, её оставшегося оружия и шифровальных книг, чтобы они не достались врагу.
...
Отличия режиссёрской версии
В режиссёрской версии фильма финальная сцена имеет политический подтекст. Пока Бад находится в воздушном кармане, инопланетяне транслируют ему земные новости: мир на грани ядерной войны. В океане происходят мощные подземные толчки, гигантские волны цунами нависают над побережьями всех континентов. На фоне гибели американской подлодки это вызывает политический кризис и тотальную панику.
Бад понимает, что цунами созданы технологией инопланетян, и спрашивает, для чего те угрожают человечеству. В ответ ему демонстрируют хроники атомных бомбардировок и испытаний, морских боёв и жестокие кадры войн с уничтожением мирных жителей. ... Инопланетяне уверены, что человечество неизбежно уничтожит само себя. Баду больше нечего возразить. Параллельно врезками показана паника в американских городах и люди, убегающие от берега в ужасе перед наползающими стенами воды.
Когда в 1966 г. испытывались реакторы «Киви» и NRX, то радиационные защитные экраны не устанавливались, вследствие чего испытатели могли подходить к стенду только через пять суток после испытаний, когда радиоактивность снижалась до безопасного уровня.
Первая серия из трех реакторов — «Киви-А» была предназначена для испытаний на газообразном водороде, начатых в 1959 г. Расчетная тепловая мощность для этих реакторов 100 Мвт. Затем, начиная с 1962 г., начались испытания второй серии реакторов — «Киви-В» (рис. 26) тепловой мощностью 1100 Мвт, презназначенных уже для работы на жидком водороде (всего испытывалось семь модификаций реактора «Киви»).
Является дальнейшем усовершенствованием прямоходной торпеды 65-73. Оснащена системой самонаведения.
Калибр торпеды 650 мм, длина — 11,3 метра, масса — 4,45 тонн. Скорость до 50 узлов (92 км/ч) [по другим данным до 70 узлов]. Дальность — 50 км, при крейсерской скорости 30-35 узлов (60 км/ч) дальность возрастала до 100 км. Субмарины могли стрелять торпедой с больших (до 480 метров) глубин, двигаясь со скоростью 13 узлов. Тип двигателя — тепловой (керосин + перекись водорода (Высококонцентрированная Перикись Водорода)).
Двигатель 2ДТ
Мощность 1070 кВт
Следует отметить, что возможно речь в сообщении ТАСС идет об технологии известной как Air Support Vessel (ASV), где не создается кавитационный пузырь и не используется экстремальная суперкавитация, а только «воздушная смазка» из относительно небольшого количества пузырьков. При этом для движения используются обычные гребные винты и рули. Аналогичные экспериментальные суда созданы в ЕС и Японии и получено увеличение их скорости на 25-50 % за счет «пузырьковой смазки»