В российском военном ведомстве призвали США уничтожить развернутые на суше универсальные пусковые установки Мk-41, разработанные для использования крылатых ракет Tomahawk, а также ракет-мишеней, сходных по своим показателям с баллистическими ракетами наземного базирования средней и меньшей дальности. Кроме того, в Минобороны выступили за уничтожение ударных беспилотников, подпадающих по характеристикам под предусмотренное в ДРСМД определение "крылатая ракета наземного базирования".
Подобное решение он охарактеризовал как «предательство» всех европейских союзников со стороны Соединенных Штатов. Интервью немецкого генерала было опубликовано в издании Bayerischer Rundfunk.
Он уверен, что последствия от расторжения будут хуже, чем можно себе предположить.
Однако США и Россия — не единственные стороны соглашения. 11 постсоветских государств стали преемниками Советского Союза в рамках договора о РСМД, и Украина оказалась в их числе. (Страны Балтии, которые считали свое включение в состав СССР незаконным и которые вернули свою независимость до 1991 года, не относятся к их числу.)
Аналогичным образом в Лиссабонском протоколе 1992 года Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина приняли на себя договорные обязательства СССР по Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений 1991 года (СНВ-1). Последние три государства также обязались ликвидировать все стратегические наступательные вооружения на своей территории и присоединиться к Договору о нераспространении 1970 года в качестве государств, не обладающих ядерным оружием.
Что эта короткая дипломатическая история значит для Украины? Поскольку США и Россия больше не подчиняются ограничениям договора о РСМД, довольно трудно привести аргументы в пользу того, что Украина и другие постсоветские государства должны и дальше это делать. Если Киев решит это сделать, он может свободно воспользоваться своим правом выйти из договора, как это сделал Вашингтон две недели назад.
Украина остается связанной другими соглашениями. Договор о нераспространении запрещает ей приобретать ядерное оружие. В соответствии с режимом контроля над ракетными технологиями, установленным в 1987 году, Украина обязана ограничить экспорт ракет, которые могут нести 500-килограммовую боеголовку на расстояние 300 и более километров.
СНВ-1 утратил силу в 2009 году и был заменен новым договором о СНВ — двусторонним американо-российским соглашением, подписанным в 2010 году. Можно было бы сказать, что Украина выполнила свои обязательства, взятые в период действия Лиссабонского протокола, об уничтожении всех стратегических вооружений на своей территории, но что она не брала на себя обязательства никогда не приобретать их в будущем. Однако попытка создать межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), несомненно, встретит сильное сопротивление со стороны США, которые подчиняются новому договору о СНВ, ограничивающему количество МБР и других стратегических вооружений.
Ракеты средней и меньшей дальности наземного базирования — это уже другой вопрос. У правительства США не будет никаких юридических оснований возражать, если Украина захочет выйти из договора о РСМД, поскольку в этом случае Киев будет просто следовать примеру Вашингтона. Более того, учитывая продолжающуюся агрессию России на Украине, у правительства США будет довольно мало оснований для возражений, если Киев решит, что ракеты средней дальности помогут ему предотвратить дальнейшую агрессию России — разумеется, при условии, что эти ракеты будут оснащены обычными, а не ядерными боеголовками.
Другие страны могут возразить. Россия обязательно это сделает, но Москва нарушила Будапештский меморандум о гарантиях безопасности, подписанный в 1994 году, применила военную силу, чтобы аннексировать Крым, вторглась в Донбасс, нарушила договор о РСМД, развернув запрещенные крылатые ракеты промежуточной дальности, которые могут нанести удар как по Украине, так и по другим европейским странам, и приостановила выполнение своих обязательств по этому договору. Киев можно будет простить, если он проигнорирует жалобы России.
Некоторые европейские государства могут выразить обеспокоенность. Технически они могут оказаться в радиусе действия украинских ракет промежуточной дальности. Однако у членов Евросоюза и других европейских государств будет не больше причин опасаться украинских ракет промежуточной дальности с неядерными боеголовками, чем польских самолетов F-16, несущих неядерные бомбы. Кроме того, до недавнего времени большинство европейских государств не выражали серьезных протестов по поводу нарушения Россией договора о РСМД.
Это вовсе не означает, что Украине следует приступить к разработке и развертыванию ракет промежуточной дальности наземного базирования. Украинскому правительству придется проанализировать ряд политических, военных и стоимостных факторов, а также сравнить потенциальную военную выгоду от обладания такими ракетами с масштабами возможной обратной реакции со стороны Москвы и, возможно, некоторых европейских государств. Но, если Киев решит выйти из договора о РСМД и рассмотреть возможность создания собственных ракет промежуточной дальности, у него должна быть возможность сделать это, не опасаясь негативной реакции со стороны США.
Ситуация в корне изменилась. В 1980-х главный аргумент был такой: Европе нельзя выходить из-под ядерного зонтика США. Сегодня же этот уход уже произошел. Трамп создал неопределенность в том, что касается гарантий безопасности и, похоже, сам запутался в собственной политике по отношению к союзникам.
По иронии судьбы, расторгнув договор, США лишь подыгрывают России. Акцент на ядерный мир, в котором ведущая роль принадлежит России и США, — ровно то, чего добивается Путин. Возобновление дебатов о ядерном оружии в Европе с Трампом в главной роли Путину лишь на руку.
Связь, которая призвана гарантировать участие США во всяком конфликте между Западом и Востоком, разорвана.
НАТО отчаянно пытается скрыть очевидные противоречия между США и другими членами альянса. Возобновление споров вокруг ДРСМД может разжечь новый внутренний конфликт. Опять двадцать пять.
Как мы до этого дошли? Путь к нынешнему кризису можно проследить, начиная с сентября 2009 года, когда президент США Барак Обама объявил о новом подходе к вопросу создания американской системы ПРО в Европе для защиты от иранских ракет большой дальности. Эта программа должна была стать заменой плана администрации Джорджа Буша-младшего создать наземные элементы ПРО в Польше и Румынии, и Обама назвал свой Европейский поэтапный адаптивный подход на основе системы морского базирования «Иджис» (Aegis) «более подвинутой и эффективной» системой обороны. На комплексах планировалось установить большее число перехватчиков меньшего размера и скорости, которыми должны были управлять корабельные многофункциональные боевые информационно-контролирующие системы «Иджис», обычно используемые на кораблях ВМС США.
Обама, по-видимому, не знал, что ни один из радаров, установка которых была предусмотрена в его программе, не мог обнаружить иранские боеголовки на достаточно большом расстоянии, чтобы запустить ракеты-перехватчики. Это был просчет, вопиющая ошибка, которую можно объяснить лишь тем, что Министерство обороны не предоставило достаточной технической информации, а чиновники Белого дома и Госдепартамента, занимавшиеся вопросами разработки стратегии, должным образом не изучили последствия предлагаемых изменений перед тем, как предоставить материалы президенту.
Президенту Обаме, вероятно, также не сказали, что «береговые комплексы „Иджис Эшор"» в Польше и Румынии можно быстро оснастить наступательными крылатыми ракетами, которые будут представлять угрозу немедленного и сокрушительного нападения на европейскую часть России в условиях кратковременного предупреждения.
Другими словами, решение о размещении в Европе береговых комплексов «Иджис Эшор» не обеспечило Соединенным Штатам надежных средств ПРО, а привело к появлению там комплексов, которые можно оперативно вооружить десятками — или сотнями — наступательных крылатых ракет.
Именно это и вызвало ответную реакцию русских вскоре после того, как Барак Обама решил приступить к реализации своего плана. Сегодня администрация Трампа заявляет, что причиной ее угрозы выйти из ДРСМД является то, что Россия создала крылатую ракету 9M729 (по классификации НАТО — SSC-8), что, по всей видимости, является нарушением ограничений дальности ракет, предусмотренных ДРСМД. О том, действительно ли русские нарушили условия договора, я говорить не буду — пусть об этом рассуждают другие. Вполне возможно, что нарушили. Но ракета 9M729, похоже, имеет характеристики, аналогичные характеристикам американской крылатой ракеты морского базирования «Томагавк» (Tomahawk). «Томагавки» можно легко хранить и запускать с комплексов «Иджис».
Западные СМИ часто называют обманом заявления России о том, что американские комплексы ПРО являются наступательным оружием. Но, судя по имеющейся в свободном доступе информации, ясно, что если установленные в Восточной Европе системы на основе «Иджис» будут оснащены крылатыми ракетами, это действительно будет нарушением условий ДРСМД.
Поскольку системы «Иджис» используются для перехвата иранских ракет дальнего радиуса действия в столь незначительной степени, российские военные стратеги и политические лидеры вполне резонно могли бы задаться вопросом, почему США решили разместить их в Восточной Европе. Может ли это решение свидетельствовать о стратегическом намерении со временем расширить и модифицировать эту систему ПРО (что происходит сейчас)?
Русские настаивают на том, что эти береговые установки двойного назначения «Иджис Эшор» являются нарушением ограничений по дальности наступательных вооружений, предусмотренных Договором РСМД. А власти США утверждают, что американские комплексы в Польше и Румынии не представляют угрозы для России, поскольку их компьютерное программное обеспечение несовместимо с системой запуска крылатых ракет.
Но механические и электронные компоненты, установленные на береговых комплексах «Иджис Эшор», не были модифицированы и не отличаются от тех, что установлены на военных кораблях, которые предназначены для одновременного запуска крылатых ракет и зенитных ракет. Чтобы признать позицию США, надо поверить и в то, что компьютер, предназначенный для считывания информации со стандартного флэш-накопителя одной марки, не сможет прочитать информацию со стандартного флэш-накопителя другого размера или другой марки.
В случае размещения американских ракет средней дальности в Европе Россия будет вынуждена развернуть средства, в сфере досягаемости которых будут как территории, где будут размещены эти ракеты, так и территории, где находятся центры принятия решений об их применении (то есть США), заявил в своем послании Федеральному собранию президент Владимир Путин. При этом подлетное время российских ракет будет адекватно подлетному времени американских, которое он оценил в 10-12 минут.
Путин подчеркнул, что Россия не собирается первой размещать в Европе ракеты средней и меньшей дальности. Президент повторил изложенную ранее официальную позицию России на выход США из договора о ракетах средней и меньшей дальности (РСМД), обвинив США в испытаниях баллистических ракет средней дальности и подготовке их производства под видом разработки ракет-мишеней, а также в размещении в Румынии пусковых установок противоракетными Мк.41, которые могут быть также оснащены крылатыми ракетами большой дальности.
По словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макеенко, с учетом географии возможно лишь два способа обеспечить такое короткое подлетное время до США, о чем говорил Путин. Можно разместить такие ракеты на морских носителях, или (чтобы радиус захватывал хотя бы западную часть США) разместить их на Чукотке
Первое заявление Путина заключается в том, что Россия будет «симметрично» реагировать на поведение США, но «асимметричными» средствами. Иначе говоря, если США развернут в Европе ракеты среднего радиуса действия, Россия отреагирует аналогичным образом (симметрия), но иными средствами (асимметрия), в частности гиперзвуковыми ракетами, которые могут быть запущены по территории США с подлодок или кораблей у побережья Америки. Главным станет возможность удара по американской территории с помощью оружия, которое было запрещено по договору 1987 года, но может быть использовано США против России.
Среди названных Путиным ракет стоит отметить в частности «Циркон», который может развивать скорость до десяти махов и устанавливаться на боевых кораблях и подлодках. Судя по всему, именно ему достанется роль угрозы «асимметричного ответа» после развала ДРСМД.
«Пропорциональным» ответом России на развал ДРСМД и развертывание атакующих американских ракет могла бы стать установка наземных ракет в нескольких сотнях километров от американской границы: это практически неосуществимо. Поэтому Путин ясно дал понять, что ответ на попытки развертывания в Европе наступательных американских ракет будет «асимметричным»: им станут гиперзвуковые ракеты на кораблях и подлодках неподалеку от американских границ.
Что еще больше усугубляет ситуацию, все будет разыгрываться не с существующим баллистическим оружием, а с гиперзвуковыми ракетами, которые сокращают окно принятия решения до двух-трех минут: за этот краткий срок необходимо понять, идет ли речь об испытании, ложной тревоге или настоящем термоядерном ударе.
На подводной лодочке с атомным моторчиком
Да с десятком бомбочек под сотню мегатонн
Пересек Атлантику и зову наводчика:
"Наводи, - говорю, - Петров, на город Вашингтон!"
Тру-ля-ля, тру-ля-ля,
Все могу за три рубля!
Здравствуй, новая земля
Неприятеля!
И на самолетике сверху друг мой Вовочка
Не с пустыми люками в гости прилетел,
На подводной лодочке да с атомным моторчиком
Экипаж веселую песенку запел.
Тру-ля-ля, тру-ля-ля,
Можем все за три рубля!
Ты гори, гори земля
Неприятеля!
Сладко дремлют в Норфолке огоньки по берегу,
Спят усталые игрушки, негры тихо спят,
Ты прости, Америка, хорошая Америка,
Но пять сотен лет назад тебя открыли зря.
Тру-ля-ля, тру-ля-ля,
Все могу за три рубля!
Пополам гори земля
Неприятеля!
Среди названных Путиным ракет стоит отметить в частности «Циркон», который может развивать скорость до десяти махов и устанавливаться на боевых кораблях и подлодках. Судя по всему, именно ему достанется роль угрозы «асимметричного ответа» после развала ДРСМД.