Реклама Google — средство выживания форумов :)
Все изменилось с появлением SpaceX. Новый космический игрок уже готовит к серийному запуску полнопоточный ракетный двигатель закрытого цикла Raptor. На его основе создается двухступенчатая ракета BFR, и прототип ее второй ступени должен подняться в воздух уже в этом году. Благодаря мощному многоразовому носителю SpaceX собирается снизить стоимость вывода грузов в космос, по словам Илона Маска, «в 50 тысяч раз». При этом даже в базовой версии она сможет доставлять на низкую околоземную орбиту 100 т, а впоследствии грузоподъемность будет увеличена еще в полтора раза. Даже если Маск не достигнет намеченной цели, запуск серийной BFR вряд ли будет дороже 5 млн долл. То есть доставка к цели одного «стержня бога» выйдет не дороже полумиллиона.
Казалось бы, это чересчур дорого. Однако каждый час полета B-2 стоит более 150 тыс. долл., а для удара по цели дозвуковой бомбардировщик требует не менее 10 летных часов. Да и стоит он более 3,3 млрд. При этом тротиловый эквивалент неядерных бомб, доставляемых В-2 к цели, составляет лишь 10−15 т, как у одного-единственного вольфрамового стержня (BFR сможет нести 10−15). Удар B-2 можно остановить ПВО. А вот уничтожить более десятка тугоплавких ломов на гиперзвуке будет трудно и перспективной С-500.
Вам — скорость, нам — деньги
Ракета BFR изначально разрабатывается для быстрой подготовки к пуску и высокой «оборотистости». Ее первая ступень, подняв на высоту вторую, сможет тут же садиться обратно и готовиться к следующему старту. При этом специальная модификация BFR Tanker дозаправит носитель прямо на орбите. Это позволит не слишком заботиться об экономии топлива (ведь стержни для сброса на Землю надо как-то притормозить) и активно уходить от ударов вероятного противника. В SpaceX планируют выйти на рабочий темп запусков с периодичностью всего в пару часов.
Судя по сложившемуся положению вещей, в ближайшие лет десять ни у России, ни у Китая, ни у какой-либо другой страны мира аналогов SpaceX BFR не будет. Дело не только в том, что наша космическая отрасль страдает от нехватки кадров и падения качества. Важнее другое: пока никто, кроме SpaceX, даже не ставит перед собой задачи создания сверхтяжелой и при этом полностью многоразовой ракеты, подходящей для быстрого запуска и дозаправки на орбите.
Если американские военные действительно используют BFR в качестве носителей, способных обеспечить быстрый глобальный удар, то на некоторое время они окажутся здесь монополистами. При этом такое орбитальное оружие будет вполне легальным, ведь оно не несет ядерных боеголовок. Остальным державам останется догонять одновременно и Пентагон, и SpaceX. Задача, прямо скажем, крайне трудная.
Статья «Орбитальные ломы» опубликована в журнале «Популярная механика» (№5, Май 2019).
Аббревиатура ICARUS расшифровывалась как Inter-Continental Aerospacecraft-Range Unlimited System (Межконтинентальный аэрокосмический корабль с неограниченной дальностью). Основной идеей проекта было создание транспорта способного перевезти 1200 морских пехотинцев в любую точку в пределах 14000 километров от космодрома менее чем за 45 минут (за счёт скорости до 27000 километров в час).
В транспортном варианте ICARUS вёз до 142 тонн любого военного груза на двух транспортных палубах.
Проект был принят в Корпусе Морской пехоты на "Ура". Боно и его команда получили поддержку не только от Управления по исследованиям, но и от главы штаба корпуса морской пехоты – Уолласа Грина-Младшего. Подобная ракетная система отлично входила в концепцию Морской пехоты как силы быстро реагирования. По мнению Грина-Младшего постановка на вооружение ICARUS позволит и серьёзно сэкономить - теперь не надо будет разворачивать и поддерживать военные базы в разных регионах планеты. Достаточно иметь готовую посадочную площадку и всего за 45 минут туда может быть доставлен практически любой контингент Морской пехоты.
Ещё одним вариантом применения был предварительный вывод ICARUS/Ithacus на низкую орбиту. В этом случае часть полезной нагрузки тратилось на размещение дополнительных объёмов воздуха, воды и систем жизнеобеспечения, но это позволяло достигнуть по настоящему неограниченной дальности. Запасов должно было хватить на 24 часа пребывания на орбите, за которые стало бы окончательно ясно, необходима ли высадка, или морпехам придётся вернуться домой. Кроме того, это должно было оказывать серьёзное психологическое давление. Несколько ICARUS/Ithacus, зависшие в космосе над противником, как занесённый меч, принуждали бы его к мирному решению проблемы. В остальном орбитальный вариант соответствовал обычным вариантам.
Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин 1 октября 2018 года заявил, что Илон Маск использует деньги от дорогих военных пусков, чтобы занижать цены на гражданские запуски компании SpaceX. Действительно, за последние годы «Роскосмос» практически потерял рынок коммерческих запусков. Но был ли демпинг этому виной?
Простейшие расчеты показывают, что демпинговать за счет военных запусков у SpaceX не получилось бы: на 60 стартов заокеанского конкурента лишь четыре военных. К тому же это нормальная мировая практика, когда «военный» запуск дороже «мирного». Настоящие причины, по которым Маск запускает коммерческие ракеты дешевле, представители «Роскосмоса» называли еще три года назад, и они лежат в области технологий, а не демпинга.