Реклама Google — средство выживания форумов :)
Могу сказать, что в России разработаны беспилотные подводные аппараты, способные двигаться на большой глубине. Я бы сказал, на очень большой глубине и на межконтинентальной дальности со скоростью кратно превышающей скорость подводных лодок, самых современных торпед и всех видов даже самых скоростных надводных кораблей", - сказал президент.
К 1988 году был разработан и создан стенд К-1000 из трех камер диаметром 1200 мм на давление 1000/1400 атм.
Находясь на перископной глубине, подлодка медленно обследовала навигационные знаки, расположенные на побережье. Каждые три часа для проверки отсутствия слежения за ней советской подлодкой «Хэлибат» приходилось сворачивать на обратный курс. На поиски ушло больше недели. Наконец на берегу был замечен знак, который предупреждал о том, что в связи с нахождением в этом районе кабеля все подводные работы запрещены. На дно было спущено радиоуправляемое устройство с вмонтированной телекамерой и мощным прожектором. С помощью этого устройства удалось в мутной воде найти кабель. Лодка отошла подальше от берега и «нависла» над кабельной линией. Водолазы закрепили на кабеле специальную аппаратуру, которая могла принимать сигналы по нескольким каналам сразу, но только в течение нескольких суток. Питание устройства поддерживала литиевая батарея.
Летом 1980 года подводная лодка «Перч» не только сняла информацию с прослушивающих устройств в Охотском море, но и установила дополнительный «кокон» в Баренцевом море.
Пришедший к власти новый президент Рейган, прочитав доклад о подводных разведывательных операциях в российских прибрежных водах, одобрил дальнейшее их продолжение.
Так операция «Вьюнок» начала реализовываться в другом районе советской морской акватории. Но для выполнения этой миссии на этот раз была привлечена современнейшая атомная подлодка «Перч», приспособленная для ведения разведывательных операций. На подлодке была смонтирована модернизированная аппаратура для прослушивания. Прежде чем выйти в Баренцево море, «Перч» осуществила поход за данными, накопленными «коконом» в Охотском море. Поход в Баренцево море был задержан из-за проведения на высшем уровне американо-советских переговоров по ограничению вооружения. После подписания сторонами договора ОСВ-2 подлодка «Перч» вышла на задание. Поскольку операция представлялась очень рискованной, маршрут был избран необычный: Аляска - Берингов пролив - Северный полюс - Баренцево море. Основная команда не знала истинной цели похода – все считали, что проходит освоение нового маршрута.
Для размещения специальной группы радиоэлектронной разведки был перестроен торпедный отсек, также на лодке находилась взрывчатка для самоподрыва в случае критической ситуации. Теплым августовским вечером 1979 года подлодка вышла в поход. Аналитиками американских спецслужб было предложено искать кабель на выходе их Белого моря, поскольку кабель должен был связывать советский ремонтно-строительный центр подлодок с материком. По отработанной ранее технологии специалисты достаточно быстро нашли подводный кабель и установили рядом прослушивающее устройство. Результат работы команды «Перча» был по достоинству оценен руководством США и президентом Картером.
Американские разведчики оказались перед решением сложнейшей проблемы: означал ли провал операции в акватории Охотского моря то, что советские спецслужбы обнаружили прослушивающие устройства в Баренцевом море, не опасно ли посылать лодку «Перч» на съем информации к Кольскому полуострову? После длительного наблюдения всеми доступными средствами за ситуацией на советском севере, в 1982 году подлодка была направлена в Баренцево море очень замысловатым путем. Плавание длилось более пяти месяцев: вдоль побережья Южной Америки – мыса Горн – Фолклендских островов – через Атлантику в Баренцево море. На этот раз рядом с кабелем была установлена новая модификация «кокона», снабженная устройством подрыва в случае подъема на поверхность.
Удача команды была отмечена лично президентом Рейганом. Только в 1984 году лодка «Перч» вернулась в Баренцево море для съема информации с «кокона» - это был ее пятый поход по программе «Вьюнок».
Находясь на перископной глубине, подлодка медленно обследовала навигационные знаки, расположенные на побережье.
2. 15 ноября 1969 года атомная подводная лодка ВМС США «Гэтоу» в Баренцевом море на глубине 60 метров столкнулась с советской атомной подводной лодкой К-19, отрабатывавшей боевые упражнения в одном из полигонов Северного флота. Причем, до момента аварии наши моряки и не подозревали о том, что американцы рядом и ведут за ними слежение. Советский экипаж завтракал, когда последовал мощный удар по корпусу К-19, шедшей со скоростью всего в 6 узлов. Лодка начала проваливаться на глубину. Корабль спасли грамотные действия старшего на борту капитана 1 ранга Лебедько, который мгновенно приказал дать полный ход, продуть балласт и переложить горизонтальные рули на всплытие.
В базе в носовой части К-19 обнаружили огромную вмятину цилиндрической формы. Но лишь спустя годы выяснилось, что это отметина именно от «Гэтоу», которая скрытно шпионила за советским кораблем.
Как оказалось, командование ВМС США сделало все, чтобы скрыть свою причастность к инциденту. Дело в том, что авария произошла в 5,5 км от острова Кильдин, то есть в территориальных водах СССР, куда иностранным кораблям заходить запрещено международным правом. Поэтому в документах о боевом патрулировании «Гэтоу» было записано, якобы она вернулась с боевого патрулирования в базу еще за двое суток до столкновения. И лишь 6 июля 1975 года газета «Нью-Йорк таймс» написала, что произошло на самом деле.
5. 11 февраля 1992 года советская атомная подводная лодка Северного флота К-276 проекта 945 «Барракуда» (командир — капитан 2 ранга Локтев) находилась в районе боевой подготовки недалеко от побережья полуострова Рыбачий на глубине 22, 8 метра. За действиями наших моряков скрытно наблюдал экипаж атомной подводной лодки «Батон Руж» типа «Лос-Анжелес» ВМС США. Причем, этот «американец» шел выше субмарины Северного флота — на глубине 15 метров.
В какой-то момент акустики «Батон Руж» потеряли советский корабль из виду. Как выяснилось, им помешали шумы винтов пяти рыболовецких судов, оказавшихся поблизости. Чтобы разобраться в обстановке, командир «Батон Руж» приказал всплывать на перископную глубину. Но на К-276, где не подозревали о том, что вероятный противник рядом, подошло время сеанса связи со штабом флота и там тоже переложили горизонтальные рули на всплытие. Устремившаяся вверх «Барракуда» рубкой врезалась в американский атомоход. Лишь небольшая скорость К-276 позволила американскому экипажу избежать гибели.