В рапорте капитана СБС «Алтай» и выписках из судового журнала было указано, что гражданский экипаж вместе с военными выполнял задачи боевой службы в восточной части Средиземного моря. В частности, буксир обеспечивал боевую устойчивость тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», удерживал его в боевом порядке других судов и помогал ему осуществлять маневрирование. В том числе благодаря помощи спасателей «Адмирал Кузнецов», указано в иске, успешно использовал против террористов свою главную силу — палубную авиацию.
В Средиземном море впервые в истории российского флота было осуществлено боевое применение палубных истребителей Су-33 и МиГ-29К. При заходе на посадку, по официальным данным, два самолета были потеряны. В феврале 2017 года «Адмирал Кузнецов» вернулся в Североморск и встал на капитальный ремонт, который продлится до 2020 года.
Однако вместе с полученным статусом морякам достались только льготы, предусмотренные п. 3 ст. 16 закона «О ветеранах». В соответствии с ним они могли претендовать на меры социальной поддержки ветеранов в виде преимущественного обеспечения путевками в санаторно-курортные организации при наличии медицинских показателей; имеют первоочередное право на приобретение садовых земельных участков или огородов и установку квартирного телефона, а также использование ежегодного отпуска в удобное для них время.
Моряки же рассчитывали стать полноценными ветеранами (п. 1 ст. 16 того же закона), то есть получить льготы по пенсионному обеспечению и налоговому обложению, при оплате жилья и услуг ЖКХ, медицинскому обслуживанию и проч. Представитель административного ответчика выступал против удовлетворения заявленного требования.
В тот день, 26 октября 5-я эскадра создав несколько корабельных ударных групп (КУГ) начала проведение учений против АУГ и десантных соединений в восточном Средиземноморье, используя фактические американские суда как цели моделируемых нападений. По заключению адмирала У.Бэгли, «…русские разместили свои корабли и подводные лодки так, что они были способны нанести немедленный удар по нашим силам сразу с нескольких направлений».
КУГ-1 под командованием командира 150-й бригады капитана 1 ранга Н.И. Рябинского, заместитель командира КУГ по политчасти - замкомбрига 150-й бригады капитан 2 ранга Г. Ребрин в составе - РКР пр.58 (по классификации НАТО - Kynda) «Грозный» (к-1р. В.Корнейчук), БПК пр.61 (по классификации НАТО - Kashin) «Проворный» и ЭМ пр.56 (по классификации НАТО - Kotlin) «Пламенный» вело слежение за АУГ ВМС США во главе с ударным авианосцем CVA 62 «Индепенденс».
КУГ-2 в составе: крейсер пр. 68-бис (по классификации НАТО - Sverdlov) «Мурманск» (к-1р. Е.Скворцов, он же командир КУГ) и БПК пр.61 (по классификации НАТО - Kashin) «Сметливый» (к-3р. А.Гармашов) с 26 октября вело слежение за АУГ ВМС США во главе с ударным авианосцем CVA 42 «Франклин Д. Рузвельт».
КУГ-3 под командованием командира 30-й дивизии контр-адмирала Л. Васюкова, заместитель командира КУГ по политчасти начпо 30-й дивизии капитан 1 ранга С. Рыбак, в составе - крейсер пр. 68-бис (по классификации НАТО - Sverdlov) «Адмирал Ушаков» (к-2р. Ю.Шумихин), БПК пр.61 (по классификации НАТО - Kashin) «Решительный» (к-3р. Р.Клявзо) и БРК «Неуловимый» (к-3р. В.Плохих) с 27 октября вело слежение за амфибийным оперативным соединением ВМС США с десантным вертолетоносцем LPH 7 «Гуадалканал».
27 октября существенное пополнение надводных сил эскадры пришло с Северного флота через Гибралтарский пролив, это был БПК пр.1134A (по классификации НАТО - Kresta II) «Адмирал Макаров». Это единственный корабль 1 ранга прибывший в Средиземное море этим путем. Однако, это судно осталось в западном Средиземноморье до его возвращения обратно в ноябре.
28 октября из Севастополя в Средиземное море были направлены дополнительные силы поддержки в составе РКР пр.58 (по классификации НАТО - Kynda) «Адмирал Головко», БПК пр.61 (по классификации НАТО - Kashin) «Красный Крым», эсминца пр.56 (по классификации НАТО - Kotlin) «Находчивый», командир отряда - командующий 11 бригадой противолодочных кораблей капитан 1 ранга Н.Г.Легкий, со штабом. 29 октября они вошли в Средиземноморье и сразу же включились в боевую службу.
КУГ-4 под командованием командира 11-й бригады капитана 1 ранга Н.Г.Легкий, заместитель командира КУГ по политчасти - капитан 2 ранга М. Машинский, пропагандист 11-й бригады, в составе: РКР «Адмирал Головко» (к-1р. Н.Гайдук), БПК «Красный Крым» (к-2р. Н.Головченко) и ЭМ «Находчивый» (к-2р. А.Старовойтов) 31 октября начал преследовать АУГ ВМС США во главе с ударным авианосцем CVA 67 «Джон Ф. Кеннеди».
КУГ-5 под командованием командира 70-й бригады капитана 1 ранга Н.Я.Ясакова, заместитель командира КУГ по политчасти замкомбрига 70-й бригады капитан 2 ранга И. Гончар, в составе: ЭМ пр.56 (по классификации НАТО - Kotlin) «Сознательный» (к-3р. В.Саможенов), БПК пр.61 (по классификации НАТО - Kashin) «Красный Кавказ» (к-3р. Ю.Кручинин) и «Отважный» (к-3р. И.Винник) начала преследовать амфибийное оперативное соединение ВМС США с десантным вертолетоносцем LPH 2 «Иво Джима» около острова Крит.
Непосредственный участник тех событий вице-адмирал в отставке Н. Г. Легкий, назначенный в сентябре 1973 г. командиром 11-й бригады противолодочных кораблей Черноморского флота, вспоминал: «28 октября ракетный крейсер "Адмирал Головко", гвардейский БПК "Красный Крым" и ЭМ "Находчивый" под флагом командира бригады покинули Севастополь и взяли курс на Босфор. Когда мы вошли в зону оперативной деятельности эскадры, командир перехода был приглашен на переговоры с начальником штаба эскадры капитаном 1 ранга А. Ушаковым. От него мы получили полную информацию об обстановке в районе ближневосточного конфликта, в деталях были уточнены наши задачи. Нам предстояло осуществлять слежение за авианосной многоцелевой группой во главе с авианосцем "Кеннеди"... За авианосцем "Индепенденс" с кораблями охранения непосредственное слежение осуществляла КУГ ракетных кораблей в составе РКР "Грозный", БПК "Проворный" и ЭМ "Пламенный", идущий под флагом капитана 1 ранга Н. Рябинского.
30 октября корабли КУГ прибыли в восточную часть Средиземного моря, произвели дозаправку топливом и приступили к слежению за американской АМГ. Обстановка в восточной части Средиземного моря была сложной. За 3 авианосцами с кораблями охранения следили 3 наши ударные группировки. В основном это были корабли соединения надводных кораблей. Командир соединения контр-адмирал Л. Я. Васюков держал свой флаг на крейсере "Адмирал Ушаков". Крейсер был нацелен на один из авианосцев.
К концу первой декады ноября нас сменила КУГ под командованием капитана 1 ранга Н. Ясакова. Он держал свой флаг на крейсере управления "Жданов".
Чтобы исключить применение оружия со стороны авиации Израиля, корабли КУГ бригады были направлены в военно-морскую базу Александрия. Более шести суток мы находились в Александрии, выполняя все положенные мероприятия по противовоздушной и противодиверсионной обороне базы.
Постепенно обстановка разряжалась. Корабли 6-го флота ВМС США начали смещаться в западную часть Средиземного моря. Это позволило нам уменьшить число кораблей. А 16 декабря 1973 г. в Севастополь возвратились из Средиземного моря и корабли бригады.
Такой вывод блогеры делают из сообщения, которое изначально появилось на сайте U.S. Naval Institute, о присутствии в нейтральных водах близ Гавайских островов российского БПК «Адмирал Виноградов» с судами обеспечения, который осуществлял слежение за американскими УДК «Америка» и ДВКД «Сан-Диего» (основой экспедиционной ударной группы).
«Слежение велось с расстояния в одну-две морских мили (1,85-3,70 км), временами сокращавшегося примерно до километра», – говорится в блоге NAVY_KORABEL в «Живом Журнале».
«ВМФ России, похоже, возвращается к хорошо отработанной во времена СССР практике нейтрализации ударных группировок ВМС вероятного противника путем угрозы уничтожения их ядра несбиваемым залпом ПКР с близкого расстояния (почти в упор)», – делают вывод авторы.
«Легко представить, что будет с перегруженной топливом «Америкой» (универсальный десантный корабль, УДК типа «Америка» – прим. ВЗГЛЯД) с готовящейся к взлету (и опять же заправляющейся) авиагруппой после попадания, скажем, четырех 85РУ УРК-5 «Раструб», одна из которых с большой степенью вероятности будет оснащена СБЧ (специальные боевые части ракет с ядерным зарядом – прим. ВЗГЛЯД) – по крайней мере, так должен считать противник», – сказано в блоге.
«Подобная угроза (всего лишь угроза) на расстоянии прямой видимости, при выполнении соответствующего навигационного маневра и открытых крышках ПУ КТ-100М (пусковые установки ракет УРК-5 «Раструб» – прим. ВЗГЛЯД) может запросто сорвать очередную операцию гегемона с целью насаждения демократии там, где этого делать не надо», – говорится в сообщении.
«Адмирал Виноградов» – большой противолодочный корабль проекта 1155. Бортовой номер – 572. Заложен на заводе «Янтарь» в Калининграде 5 февраля 1986 года. Спущен на воду 4 июня 1987 года. Вступил в строй 30 декабря 1988 года, введен в состав Тихоокеанского флота 1 мая 1989 года.
УРК-5 «Раструб-Б» – советский универсальный ракетный комплекс. Используется для вооружения больших противолодочных кораблей проекта 1134-А, 1134-Б, 1155 и сторожевых кораблей проекта 1135 с целью уничтожения подводных лодок (ПЛ), а также боевых надводных кораблей (НК) и транспортов вероятного противника. Комплекс является модернизацией комплекса УРПК-3 «Метель».
Ракета 85РУ универсальна по целям. Боевое снаряжение подвешивается к ракетной части и представляет собой гондолу, в которой размещается противолодочная малогабаритная торпеда УМГТ-1 (разработчик – НИИ «Гидроприбор»). Скорость торпеды УМГТ-1 – 41 узел, дальность хода 8 км, глубина хода 500 м, радиус реагирования системы самонаведения 1,5 км.
В Средиземном море впервые в истории российского флота было осуществлено боевое применение палубных истребителей Су-33 и МиГ-29К. При заходе на посадку, по официальным данным, два самолета были потеряны.
Ранее стало известно, что в рамках проекта 11442М был заключен контракт на поставку главных элементов обновленного комплекса вооружений. Крейсер лишится имеющихся наклонных пусковых установок ракетного комплекса П-700 «Гранит», являвшегося основным ударным средством корабля. Вместо них будут смонтированы 10 универсальных пусковых установок 3С-14-11442М. Каждая такая установка имеет в своем составе восемь ячеек для установки транспортно-пусковых контейнеров с ракетой того или иного типа.
По имеющимся данным, предлагаемые пусковые установки позволят крейсеру брать на борт и использовать крылатые ракеты различного назначения семейства «Калибр», противокорабельные «Ониксы» и даже перспективные изделия «Циркон». Общий боекомплект установок 3С-14-11442М должен состоять из 80 ракет. Количество изделий того или иного типа будет определяться в соответствии с поставленной боевой задачей, чему поспособствует универсальность установок.
При помощи универсальных пусковых установок корабль сможет использовать все доступные ракеты различного назначения. Так, в семействе «Калибр» имеются противокорабельные ракеты, оружие для атаки береговых целей, противолодочные боеприпасы и т.д. Благодаря предлагаемой модернизации комплекса ударного вооружения получится значительно повысить его боевой радиус. В зависимости от решаемой задачи, будет возможно поражение целей на дальностях не менее 1000-1500 км.
Без сомнения из всех боеприпасов примененных ВВС и ВМС США против Югославии, самым мощными были крылатые ракеты. Их удары повлияли не только на военную стратегию, но и на американскую политику, так как куда безопаснее было применение крылатых ракет, без нарушения воздушного пространства неприятельской страны.
В войне 1999 года в бывшей Югославии было применено около 1000 крылатых ракет. КР морского базирования BGM-109 "Tomahawk"применялись с кораблей и подводных лодок в Адриатическом море, а ракеты воздушного базирования AGM-86 со стратегических бомбардировщиков В-52Н и В-1В. В последнем случае бомбардировщики производили пуски КР по территории Югославии над воздушным пространством Албании, Венгрии и Хорватии.
Применительно к нашему случаю, вместо одной 3М-45 доработанная пусковая установка, может, чисто геометрически, вмесить три П-800 «Оникс» и еще больше - 3М-14/3М-54/91Р комплекса «Калибр». Благо, что габариты первой - длина около девяти, диаметр корпуса 0,85 метров – превосходят таковые у более современных. При этом можно использовать опыт, накопленный при разработке, строительстве и испытаниях АПЛ проекта 885 «Ясень». Напомним, что на головном корабле проекта – АПЛ «Северодвинск» установлены универсальные вертикальные пусковые установки длиной десять и диаметром два метра. Правда, полной аналогии не получится: на проекте 949А пусковые контейнеры СМ-225А диаметром 1,82 метра вварены в элементы силового набора корпуса под углом 45 градусов, а не вертикально, как СМ-346 на «Ясене».