[image]

Российские ракетные двигатели Новости

 
1 2 3 4 5
+
-
edit
 

Полл

литератор
★★★★★
Leonar> Мое имхо нужно еще больше переделывать старт, для лучшей оптимизации рн в сторону ее технологической простоты и дешевизны.
Берется предполагаемое количество пусков РН.
Берется удешевление РН от внедряемых мер.
Умножается на количество пусков.
Сравнивается со стоимостью переделки старта.
После чего идея переделки старта выкидывается в мусорное ведро.

З.Ы. С чего ты взял, что соотношение по ступеням у "Союз 5 лайт" должно быть как у "Зенита", при заправке второй ступени через первую?
   66.066.0
Это сообщение редактировалось 21.05.2019 в 21:43
+
-
edit
 

Leonar

втянувшийся
Полл> Берется предполагаемое количество пусков РН.
Полл> Берется удешевление РН от внедряемых мер.
Полл> Умножается на количество пусков.
Полл> Сравнивается со стоимостью переделки старта.
Не, ну если рн вместо 50млн станет стоить 25
А переделка старта обойдется в 1000.
То по твоей логике конечно...
Полл> После чего идея переделки старта выкидывается в мусорное ведро.
Нахрена делать дешевле, если больше 100стартов по 60млн не предвидется...
А если если 1000 по 30?
Полл> З.Ы. С чего ты взял, что соотношение по ступеням у "Союз 5 лайт" должно быть как у "Зенита", при заправке второй ступени через первую?
А причем тут заправка через жопу и соотношение ступеней?
Я говорил про минимум изменений в старте
А это - должно быть минимум изменений в геометрии рн
А минимум изменений в геометрии рн - то же соотношение ртз по ступеням
То же соотношение ртз по ступеням - те же движки.
   1717
RU Alexandrc #03.06.2019 18:24
+
+1
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Петр Левочкин рассказал о РД-171МВ
Новейший ракетный двигатель РД-171МВ, который однажды даст старт российской сверхтяжелой ракете, открывает нашей космонавтике будущее, но имеет уже довольно долгую биографию. Как выясняется, многие технологии, созданные в эпоху холодной войны, опередили свое время и оказались вполне актуальными для дня сегодняшнего или даже завтрашнего.

12 апреля 1981 года — в совсем не случайно выбранную дату — в небо поднялся STS-1 Columbia — первый из американских шаттлов.

Это была новая демонстрация превосходства американских технологий в космическом соревновании двух систем. Космонавты СССР так и не добрались до Луны, и, хоть страна активно поработала в сфере запуска и эксплуатации орбитальных станций, она все еще не имела аналога «шаттла» — системы, способной не только доставить многотонный груз на орбиту, но и вернуть его на Землю.

НЕ ПО ПЯТАМ...

У нашей страны был свой путь создания тяжелых космических систем, и он был, как известно, нелегок. Чтобы победить в лунной гонке или хотя бы повторить успех американских астронавтов, С. П. Королев и его ОКБ-1 разрабатывали тяжелую ракету Н-1. Программу закрыли уже в 1970-е, через несколько лет после смерти знаменитого конструктора. Четыре запуска огромной ракеты — четыре неудачи. В условиях дефицита времени и отсутствия стендовых испытаний всей сборки советским инженерам так и не удалось скоординировать работу 30 двигателей первой ступени. В 1974 году королевское КБ, названное тогда НПО «Энергия», возглавил В. П. Глушко. Бразды правления в ракетостроительной «фирме» взял в свои руки корифей советского ракетного двигателестроения. Примерно в это же время руководством страны была поставлена задача создать аналог разрабатываемого в США корабля-челнока и системы запуска к нему. Утвержденные американцами решения уже были известны, но советские конструкторы решили не идти по пятам, а создать свой вариант «челночной системы». Как известно, американский корабль «сидел» на огромном баке, заправленном водородом в качестве горючего и кислородом в качестве окислителя. В стартовом положении по бокам располагались два твердотопливных ускорителя с тягой 1000 т каждый, игравшие роль первой ступени. После отстрела ускорителей «шаттл» включал собственные двигатели и, сжигая содержимое внешнего бака, достигал орбиты.

«Валентин Петрович Глушко не любил водород, — рассказывает главный конструктор интегрированной структуры ракетного двигателестроения АО «НПО „Энергомаш им.академика В. П. Глушко“ Петр Левочкин. — Он всячески противился использованию его в ракетных двигателях. При низкой плотности даже в сжиженном виде (при температуре −253 °С) водороду требуются огромные баки. Также нужна мощная теплозащита. Тем не менее создать носитель с заданными характеристиками без водорода не удалось.

Кроме того, в СССР, учитывая климатические условия, использование порохов было ограничено. В итоге решено было, что роль первой ступени в ракете „Энергия“ сыграло четыре боковых блока с мощными четырехкамерными кислород-керосиновыми двигателями (блоки стали бы аналогами американских твердотопливных ускорителей). Для центральной ступени выбор был сделан в пользу четырех кислород-водородных двигателей РД-0120 (Воронежское КБ химической автоматики). Свои собственные движки корабль „Буран“ использовал только для маневрирования. Но главная идея Глушко заключалась в том, чтобы боковые блоки „Энергии“ были унифицированы с разрабатываемой днепропетровским КБ „Южное“ им. Янгеля ракетой „Зенит“ средней грузоподъемности. Так появился проект ракеты „Зенит-2“, первая ступень которой была бы практически идентична боковому блоку „Энергии“. Отличие заключалось лишь в том, что на „Энергии“ (двигатель получит название РД-170) камеры качались в одной плоскости, а на „Зените“ (РД-171) — в двух. Логика унификации была понятна: тяжелая ракета будет летать редко, ракеты типа „Зенита“ — значительно чаще. Если же первые ступени выпускать сразу для двух ракет, это позволит избавиться от недостатков штучного производства, снизить стоимость и повысить качество изделий».

ОБУЗДАТЬ ОГОНЬ

Работы над РД-170/171 начались в 1976 году в подмосковных Химках, где сейчас расположено головное предприятие НПО «Энергомаш». Речь шла о создании самого мощного в мире жидкостного ракетного двигателя с тягой 800 т (для сравнения: однокамерный двигатель F-1 от ракеты Saturn V имел тягу 680 т).

«Дело шло непросто, — рассказывает Петр Левочкин. — У этого двигателя мощность турбины, которая приводит в действие насосы, составляет 246 тыс. л. с. (что сравнимо с мощью пяти атомных ледоколов „Ленин“ — по 44 тыс. л. с.), а весит агрегат всего 300 кг. И это при общей массе двигателя 10 т. Задачей конструкторов было не дать вырваться гигантской мощности наружу, и задача решалась очень тяжело. Основной проблемой стало обеспечение работы турбонасосного агрегата (ТНА). В СССР был накоплен большой опыт работы с мощными двигателями, где в качестве топлива использовался несимметричный диметилгидразин, а окислителем выступал азотный тетраоксид. Но когда перешли с высококипящих компонентов на пару „кислород-керосин“, выяснилось, что в кислороде горит буквально все. Понадобилась новая культура производства. Нельзя, например, было допускать попадания жировых пятен в кислородный тракт: наличие органики приводило к мгновенному окислению, а дальше — пожар. У некоторых конструкторов даже появилось мнение, что надо бросить бесплодные попытки достраивать постоянно горящий двигатель (вместе с которым горели и сроки), и перейти к созданию силовой установки меньшей мощности.

Эта точка зрения дошла до коллегии Министерства общего машиностроения СССР, где Валентин Глушко и министр Сергей Афанасьев пообщались на высоких тонах. В итоге НПО „Энергомаш“ получило задание на проектирование силовой установки половинной мощности — на 400 т тяги. К счастью, это не означало полного прекращения работ над большим двигателем — работы по его доводке были продолжены. И к тому самому моменту, как 400-тонный РД-180 был воплощен пока лишь в эскизном проекте, РД-170 гореть перестал. Решение было найдено. Более того, в процессе отработки двигатель был сертифицирован на 10-кратное полетное использование».

«ЗЕНИТ», ATLAS, «АНГАРА»

Серийный выпуск двигателей РД-170/171 предполагалось организовать на базе омского ПО «Полет». Ракета «Энергия» слетала два раза. У «Зенита» оказалась более счастливая судьба. Ее запускали с Байконура, затем использовали в проекте «Морской старт». «В своем классе „Зенит“ является одной из лучших ракет в мире, — говорит Петр Левочкин. — „Зенит“ стал квинтэссенцией умения и опыта советских двигателистов и управленцев. На „Морском старте“ ракета демонстрировала полностью автоматизированный пуск: сама выезжает, заправляется, прицеливается и улетает». В 1990-е, в сложный для российской промышленности период в НПО «Энергомаш» пришлось вспомнить о разработке, которую готовили для замены упрямого РД-170. О том самом 400-тонном двигателе. В те времена правительство России разрешило НПО «Энергомаш» выйти на конкурс, который проводила компания Lockheed Martin (США) по модернизации ракеты-носителя Atlas. Предложения российской компании оказались конкурентоспособными и по цене, и по качеству, и с тех пор — с 1996 года — началось сотрудничество с американскими ракетчиками. В этом году ракета Atlas c РД-180 должна вывести на орбиту перспективный пилотируемый корабль Boeing Starliner. Это будет тестовый полет, следующий планируется с астронавтами на борту. В 1997 году ГКНПЦ имени М. В. Хруничева начал проект по созданию ракеты-носителя на замену «Протону» — старой надежной ракете, работающей на токсичных высококипящих компонентах, а также целой линейки ракет меньшей грузоподъемности — речь идет о носителях «Ангара». Сразу был предложен модульный принцип: каждая из ступеней ракеты в зависимости от грузоподъемности собиралась из универсальных ракетных модулей (УРМ). Для первой и второй ступени должны применяться УРМ-1 на базе двигателя РД-191 (это уже четверть от РД-170 с тягой 200 т). В самом легком варианте используется только один УРМ-1, в тяжелом носителе A-5 — уже 5. Двигатель разработан и производится, осталось только дождаться, когда программа «Ангара» все-таки выйдет на стабильный график. «Стоит отметить, что технологии, заложенные в РД-170, транслировались и в РД-180, и в РД-191, — объясняет Петр Левочкин. — Но происходила и эволюция. В РД-180 проще система управления, там использованы цифровые приводы. На РД-191 они тоже есть, при этом они меньше и легче в два раза. Эволюционировала также система защиты от возгорания».

СТУПЕНИ К МАРСУ

Один из самых перспективных проектов ракеты средней грузоподъемности (около 17 т полезного груза на околоземную орбиту) — это «Союз-5» (известный также как «Иртыш»), создаваемый РКК «Энергия». Именно для него анонсирована самая последняя новинка НПО «Энергомаш» — двигатель первой ступени РД-171МВ. Ракета считается отчасти более современной и технологичной заменой «Зениту», однако в перспективе может стать модулем первой ступени новой ракеты сверхтяжелого класса (пока известной как «Енисей», или РН-СТК). «Енисей», первые испытания которого начнутся на рубеже 2020-2030-х годов, откроет российской пилотируемой космонавтике дорогу к Луне, Марсу, позволит отправлять в далекий космос тяжелые исследовательские аппараты.

«В модернизированную версию, — говорит Петр Левочкин, — мы внедрили весь опыт, который получили при создании РД-180 и РД-191, а также продвинулись дальше. Это и повышенная защита от возгорания, новые фильтры, покрытия, самые современные материалы и технологии их обработки, новая система управления, более быстродействующая система аварийной защиты, видящая проблему на более ранней стадии и мгновенно отключающая двигатели.

Есть и еще одно важное достоинство нашего двигателя, которое обязательно должно быть использовано в будущем. Дело в том, что боковые блоки „Энергии“ планировались многоразовыми. Была создана технология их парашютирования, предусматривалось место хранения парашюта. После полета или огневых испытаний на стенде двигатель не требует разборки: нами создана технология термовакуумной очистки полостей двигателя и кислородного тракта от остатков компонентов. Так что мы постоянно объясняем ракетостроителям, что, если бы у нас существовала работающая технология возврата первых ступеней, им не пришлось бы покупать у нас довольно дорогой двигатель всего на один полет.

Сегодня такие технологии начали разрабатываться. И ракетчиками, и нами. Для обеспечения оптимальных условий полета ступени в плотных слоях атмосферы при посадке требуется включить двигатель повторно — а это проблема. Ведь надо сделать так, чтобы топливо и окислитель находились внизу, у заборных устройств, а не болтались по бакам. Иначе обеспечить управляемый полет практически невозможно.

Но мы работаем над этим».

Автор: Олег Макаров
Статья опубликована в журнале «Популярная механика» № 6 (200), июнь 2019.
 
   74.0.3729.13174.0.3729.131
RU Alexandrc #22.07.2019 19:29
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Огневые испытания двигателя для "Союза-5" пройдут во второй половине декабря

"Энергомаш" также начал сборку второго, третьего и четвертого образцов ракетного двигателя РД-171МВ //  tass.ru
 
СОЧИ, 22 июля. /ТАСС/. Огневые испытания первого ракетного двигателя РД-171МВ для ракеты "Союз-5" запланированы на вторую половину декабря 2019 года. Об этом ТАСС в понедельник сообщил глава НПО "Энергомаш", разрабатывающего изделие, Игорь Арбузов.

"Во второй половине декабря пройдет серия огневых испытаний этого двигателя. Все в соответствии с утвержденным и графиками, мы идем сегодня строго по тем срокам, по той хронологии, которая утверждена госкорпорацией "Роскосмос" и выполняем все наши обязательства по контракту с РКЦ "Прогресс" по поставкам, и как макеты, так и проведение испытаний", - сказал он.
...
Кроме того, "Энергомаш" начал сборку второго, третьего и четвертого образцов ракетного двигателя РД-171МВ для ракеты-носителя "Союз-5".

"Сегодня собирается не только второй [образец двигателя], собирается и второй, и третий, и четвертый, потому что там целая программа проведения этих испытаний", - сказал Арбузов.

Он отметил, что один макет двигателя уже отправлен в РКЦ "Прогресс" для проведения динамических испытаний.

"[Испытания пройдут] в соответствии со сроками. Мы в 2021 году должны поставить летный вариант двигателя в РКЦ "Прогресс", делаем все, чтобы выполнить наши обязательства. Пока сегодня идет работа по отработке этого двигателя, весь конец 2019 года и весь 2020 год - это серия испытаний, подтверждающих готовность двигателя к проведению летных испытаний", - пояснил Арбузов.

Об изготовлении на НПО "Энергомаш" первого образца двигателя РД-171МВ сообщили в феврале. Предприятие поставит эти двигатели в 2023 году для первого пилотируемого запуска ракеты-носителя "Союз-5", намеченного на 2024 год.
 
   75.0.3770.14275.0.3770.142
RU Alexandrc #23.07.2019 12:46
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

 
   75.0.3770.14275.0.3770.142
?? Alexandrc #27.08.2019 16:45
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Самый мощный жидкостный ракетный двигатель РД-171МВ готовят к испытаниям

Самый мощный жидкостный ракетный двигатель РД-171МВ для первой ступени перспективной ракеты-носителя "Союз-5" и сверхтяжёлой ракеты "Енисей" готовится к огневым РИА Новости, 27.08.2019 //  ria.ru
 
"У нас сейчас готовятся к прожигу, к огневым испытаниям двигателя РД-171МВ", - сказал Рогозин на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2019.
Как уточнил генеральный директор НПО Энергомаш (предприятие Роскосмоса) Игорь Арбузов, огневые испытания РД-171МВ состоятся до конца года, в 2021 году будет поставлен первый двигатель для лётных испытаний.
 
   66
?? Alexandrc #29.08.2019 11:51
+
+1
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

На "Энергомаше" заявили, что работы по двигателю для "Союза-5" идут по графику

Гендиректор предприятия Игорь Арбузов отметил, что на данный момент это единственный двигатель для дальнего космоса //  tass.ru
 
"Создание двигателя идет в графике, который утвержден руководством госкорпорации. До конца года выходим на огневые испытания, как это и было предусмотрено планом, ну и дальше в 2021 году у нас поставка для летных испытаний", - отметил Арбузов.
 
   66
?? Alexandrc #01.09.2019 07:58
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Роскосмос запускает производство самых мощных в мире ракетных двигателей

Двигатели предназначены для первых ступеней новых ракет «Союз-5» и «Енисей». //  tvzvezda.ru
 
Предприятие Роскосмоса АО «НПО Энергомаш» начинает изготовление самых мощных в мире жидкостных двигателей для ракет «Союз-5» и «Енисей». Об этом свидетельствуют данные сайта Госзакупок.

«НПО Энергомаш» производит закупку сортового проката литейных сталей и сплавов РД-171. В техническом задании уточняется, что товар будет использоваться в основном производстве для комплектации двигателей РД-171МВ. Стоимость закупки оценивается в 19,5 млн рублей.
 
   44
RU Alexandrc #09.09.2019 15:20
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Компиляция из сообщений ТАСС и РИА Новости:
В понедельник на сайте госзакупок был размещен контракт:"
"Головной исполнитель по заданию Заказчика обязуется выполнить научно-исследовательскую работу на тему: "Прикладные инновационные исследования технологий создания ракетных двигателей, двигательных и энергетических установок изделий перспективной ракетно-космической техники и их ключевых элементов", - говорится в проекте госконтракта.

Работы будут вестись по шифру "Форсаж". Они должны быть выполнены в срок до 15 ноября 2021 года. Начальная сумма контракта составляет 525,65 млн рублей.

Планируется, что научно-исследовательские работы будут вестись по теме бортовой энергетики, электроракетных двигателей, применению композиционных и керамических материалов в ракетных двигателях. В частности, в техническом задании поставлена задача исследовать эффективность "применения комбинированных энергодвигательных систем на основе тепловых ракетных двигателей и электроракетных двигателей в составе марсианского экспедиционного комплекса".

В ходе работы, в частности, планируется исследовать применение ядерной электроракетной двигательной установки (ЭРДУ) для грузовой транспортной системы и солнечной ЭРДУ для межорбитальных буксиров в пилотируемой программе освоения Луны.

Также будет оценена необходимость использования твердотопливных ускорителей в ракетах-носителях среднего класса для наземного и морского старта.
 

Работа по семи направлениям, как следует из прилагаемого ТЗ ;)
   76.0.3809.13276.0.3809.132
RU Alexandrc #09.10.2019 17:11
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

КБХА начнет реконструкцию производства ракетных двигателей в следующем году

Воронежское Конструкторское бюро химавтоматики (КБХА) начнет в 2020 году реконструкцию и техническое перевооружение производства жидкостных ракетных двигателей, РИА Новости, 08.10.2019 //  ria.ru
 
"С 2020 года на предприятии приступят к реконструкции и техническому перевооружению производства жидкостных ракетных двигателей. В том числе будет создан центр компетенций по литейному и инструментальному производствам, а также специализированное производство титановых шаробаллонов", - говорится в сообщении.
 
   77.0.3865.9077.0.3865.90
Последние действия над темой
1 2 3 4 5

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru