Ракета «Союз-5» будет эксплуатироваться с середины 2020-х годов
Российская компания, оператор коммерческих пусков, говорит что не ожидает, что новая ракета средней грузоподъемности "Союз-5" будет доступна до середины 2020-х годов, несмотря на использование существующих конструкций и средств.
В интервью во время Международного конгресса астронавтики Евгений Солодовников, директор по продажам ГК "Пусковые услуги", сообщил, что ракета "Союз-5", конструкция которой прошла много итераций, скорее всего, не начнет летные испытания до 2023 года и не начнет коммерческие запуски до 2026 года.
Нынешняя конструкция ракеты включает модернизированный вариант двигателя РД-171, применяемого на первой ступени ракеты "Зенит" и вторую ступень, работающую на варианте двигателя РД-0124, применяемого на ракете "Союз-2". И первая, и вторая ступени будут построены ракетно-космическим центром "Прогресс". "Союз-5" будет использовать существующую разгонную ступень блока ДМ, построенную РКК "Энергия", которая также является генеральным подрядчиком ракеты.
"Союз-5" будет запускаться как с космодрома Байконур в Казахстане, так и с нового космодрома Восточный на Дальнем Востоке России. Солодовников сообщил, что "Союз-5" будет использовать существующую инфраструктуру на Байконуре, изначально построенную для ракеты "Зенит".
"Идея заключается в том, чтобы иметь максимальную совместимость с организационной структурой и инфраструктурой космодрома на Байконуре", - сказал он. Эти объекты включают в себя стартовую площадку и мощности, которые, по его словам, потребуют «определенной модернизации» для размещения кораблей "Союз-5".
Солодовников подчеркнул, что ключевым пунктом разработки "Союза-5" является наследие. «Разработчики максимально поддерживают наследие с помощью доступных систем», - сказал он. Хотя оба двигателя РД-171 и РД-0124 прошли глубокую модернизацию.
Несмотря на это наследие, разработка ракеты все равно займет несколько лет. По его словам, на 2021 год запланирован критический обзор конструкции "Союза-5", после чего начнутся полномасштабные разработки и наземные испытания. Летные испытания начнутся не ранее 2023 года, а коммерческие запуски начнутся в 2026 году.
"Союз-5" - ракета среднего класса, способная в своей нынешней конструкции вывести на стандартную низкую околоземную орбиту 17,3 тонны, а на геостационарную - 5 тонн. "Размер ракеты позволит ей запускать созвездия спутников и при этом иметь возможность конкурировать в секторе GEO", - сказал Солодовников.
Он отказался назвать примерную стоимость ракеты, сказав лишь, что она обеспечит «доступный» диапазон цен по сравнению с существующими и проектируемыми транспортными средствами в этой части рынка. Нет никаких планов, добавил он, по восстановлению и повторному использованию компонентов ракеты в попытке снизить затраты на запуск. ГК не планируете начать активно заниматься маркетингом ракеты для потенциальных клиентов, прежде чем она начнет летные испытания.
Союз-5 восполнит пробел в российских пусковых услугах, утверждает Солодовников. Ракета "Ангара-5", которая еще не приступила к регулярным запускам после длительного периода разработки, будет выводить большие полезные нагрузки. Он добавил, что "Союз-5" не заменит существующий "Союз-2", который по-прежнему будет использоваться для полетов экипажей в космос, а также запусков небольших спутников.
Первая ступень ракеты "Союз-5" также рассматривается в качестве ракеты-носителя для планируемой ракеты большой грузоподъемности, добавил он. Эта ракета будет использовать шесть первых ступеней "Союза-5" в качестве ускорителей для корабля, способного выводить более 100 тонн в LEO (низкая околоземная орбита). Такая тяжеловесная ракета будет готова к летным испытаниям «очень ориентировочно» в 2028 году.