«GlоЬаl Носk» имеет планер обычной аэродинамической схемы и один турбореактивный двигатель тягой 3400 кг ему требуется взлетно-посадочная полоса длиной 1500 м.(С)
На основе опыта боевого использования оперативно-тактического «Ргеdatога» США осуществили разработку стратегических по глубине и эффективности разведки беспилотников «Dark Star» и «GlоЬаl Носk». Наиболее опасен первый из них, выполненный по технологии «stealth». Необходимость постановки на вооружение аппарата с очень малой эффективной площадью рассеивания (ЭПР) обосновывалась в США тем, что существует вероятность ведения беспилотной разведки в условиях противодействия сильной ПВО противника (речь идет о территории СНГ). Беспилотник имеет аэродинамическую схему типа «бесхвостка» с одним турбореактивным двигателем.
Помимо разведки и наблюдения с использованием бортовой оптоэлектронной либо радиолокационной аппаратуры видовой съемки (с режимом селекции наземных движущихся целей), «Dагk Stаг» обеспечивает захват целей и сопровождение их лазерным целеуказателем с соответствующими для наведения оружия энергией, размерами и стабильностью пятна подсветки цели. При этом целеуказатель управляется, в основном, дистанционно-наземным оператором с другого континента. Управление «Ргеdatorom», «Dark Starom» и «GlоЬаl Носkom» и передача разведданных с них осуществляется одной унифицированной наземной станцией по описанной выше схеме. Поставка двух опытных «Dагk Stаг» была завершена в конце 1995 г Один из них потерпел аварию, но после устранения недостатков, летные испытания второй машины были продолжены. К концу 1999 г. на вооружении в США состояло не менее трех аппаратов «Dагk Stаг».
При взлете с аэродромов в странах Прибалтики, этот ДПЛА, пройдя все рубежи российской ПВО, может незаметно находиться на боевом патрулировании над Москвой и столичной областью в течение 10 ч. Имея возможность поиска наземных движущихся (со скоростью более 7 км/ч) целей «Dаrk Stаг» - теоретически - может в ясную погоду подсветить лазерным целеуказателем такую цель как президентский кортеж с обладателем ядерного чемоданчика. По пятну подсветки цели могут быть наведены крылатые ракеты, с трудом сбиваемые ПВО, или, что еще хуже, баллистические ракеты с малым подлетным временем, запущенные с борта подводной лодки в Балтийском или Северном морях. Так что в принципе в течение 10 мин после принятия решения о нанесении упреждающего удара, Президент страны может быть устранен вместе с ядерным чемоданчиком первым же точечным ударом.
Радикально - до недель - увеличить время патрулирования и сбора разведданных позволяет разработанный в конце 90-х гг. ДПЛА геликоптерного типа «Сурhег» UAV-10. Он представляет собой «летающую тарелку» - тороидальный фюзеляж, в проеме которого располагаются два соосных, противоположно вращающихся винта, создающих вертикальную тягу. Внутри кольцевого фюзеляжа, выполненного из композитов, размещены двигатель, топливные баки, авионика, навигационное оборудование, полетный компьютер, аппаратура связи и часть полезной нагрузки. Сверху, на телескопически складывающихся штангах, располагается блок разведывательной аппаратуры, имеющий возможность азимутального (360°) и вертикального (±30°) сканирования. Внизу аппарата расположены три складные ноги посадочной системы, позволяющие приземляться даже на разрушенные здания, мосты, автострады. Бортовое разведывательное оборудование включает инфракрасные детекторы, телевизионные камеры для нормальной и низкой освещенности, В локатор, лазерный дальномер-целеуказатель. UAV-10 может управляться вручную по командам оператора наземной станции управления или автоматически, в соответствии с полетным профилем, заложенным в бортовой компьютер. При этом возможен полет с последовательной посадкой на нескольких разведываемых площадках, отключением полетных двигателей и питанием разведаппаратуры и аппаратуры связи от бортовых батарей. После разведки одной зоны последовательно осуществляется перелет на следующие. По выполнении очень длительного (несколько суток) разведзадания UAV-10 возвращается на транспортно-заряжающую машину комплекса.
ОТ ОПИСАНИЯ СЕРИЙНЫХ, стоящих на вооружении ДПЛА, перейдем к рассказу о новых конструкциях подобных аппаратов, разрабатываемых в соответствии с перспективными планами развития ВВС США и стран НАТО.
Во-первых, для разведывательных беспилотников решаются проблемы санкционированного и целенаправленного доступа всех потребителей к результатам воздушной разведки, автоматического распознавания целей, радиолокационного обнаружения замаскированных объектов. Во-вторых, создаются специализированные аппараты для всех родов вооруженных сил. Например, военно-морской флот США в 1997 г. получил патент США № 5615847 на устройство ДПЛА, запускаемого из-под воды, с борта подводной лодки.
В-третьих, время патрулирования и дальность полета доводятся до бесконечности за счет проведения автоматической дозаправки топливом в полете. Так, патент США 1999 г. № 5906336 описывает устройство и работу аппаратуры - лазерной связи между самолетом-заправщиком и беспилотным аппаратом при сближении для дозаправки.
(С)