Реклама Google — средство выживания форумов :)
Всего в рамках соглашения украинские военные получили шесть беспилотников, две (по другим источникам - три) наземные станции управления и сопутствующее оборудование, включая тренажеры. Также ранее украинская сторона сообщала о поставке боеприпасов (200 ракет) для беспилотников в соответствии с соглашением. Кроме того, в Турции в конце сентября этого года закончили обучение 50 военнослужащих ВСУ, проходивших подготовку по использованию и техническому обслуживанию беспилотников турецкого производства.
Bayraktar TB2 – ударный БПЛА средней дальности, спроектированный и производящийся турецкой компанией Baykar. Высота полета - свыше 7300 м, время нахождения в воздухе - до 24 часов. Расстояние от пункта управления - не более 150 км, может работать в двух режимах (дистанционное управление или автоматический режим, включая самостоятельный взлёт и посадку). Максимальная скорость беспилотника составляет 250 км/ч, крейсерская скорость – 130 км/ч.
Длина дрона составляет 6,5 м, размах крыльев – 12 м. Максимальная взлётная масса беспилотника – 650 кг, при этом полезная нагрузка составляет 55 кг. Bayraktar TB2 способен нести две противотанковые ракеты (бомбы).
Мы же видим, что в Ливии протурецкие силы наступают при поддержке почти исключительно дронов, заменивших авиацию. И наступают они успешно. А в Сирии преимущественное применение БПЛА сорвало в итоге наступление Асада в Идлибе.
Есть еще один важный плюс применения беспилотной авиации. Атакующая сторона может позволить себе потерять при атаке большое количество БПЛА, атаковав роем узкий участок фронта. В случае уничтожения ПВО и техники фронт неизбежно будет прорван и потери окупятся захватом инициативы и добиванием бегущего противника, как это происходит в Ливии. БПЛА можно производить очень быстро, у Турции только в ВС и только Bayraktar TB2 — около 120 шт. Политический же ущерб от потери дронов минимальный. Если даже один сбитый самолет будет обсуждаться в обществе любого государства и вызовет критику руководства, то потеря даже многих дронов такого эффекта не имеет. Летчики не гибнут: сбили «какие-то там наши беспилотники», и ладно.
Проведённые лётные испытания продемонстрировали, что дальность действия по цели с ЭПР 5 м2 составляет свыше 130 км в передней полусфере и 60 км в задней
Тактико-технические характеристики:
Дальность обнаружения/сопровождения цели с ЭПР 1м.кв: >40 км;
Количество одновременно сопровождаемых целей: >40;
Высота полёта обнаруживаемых целей: от 5 м до 20 км;
Радиальные скорости: 30-1200 м/c;
Применение дронов предполагает два основных типа задач: разведывательные и ударные. Типовая разведывательная миссия средневысотного БПЛА — это полёт на высоте ок. 6000 м. В этом случае РЛС «Панциря-С1» сможет засечь Bayraktar на расстоянии по горизонтали минимально за 7,0 км. При наиболее удачном стечении обстоятельств — на расстоянии до 15,3 км.
Дальность, на которой «Панцирь» будет обнаружен ОЛС дрона, не является константой, так как зависит от многих параметров: степени освещенности, атмосферных помех, применения маскировки, конфигурации камер ОЛС и пр. На Bayraktar устанавливается американский военный модуль ОЛС Wescam CMX-15D, возможности которого широко известны. Эта ОЛС применяется во многих странах, гражданскими и военными. На Youtube можно без труда найти видео работы с указанием дальности. Дневные камеры ОЛС имеют максимальную досягаемость: так, цель типа «танк», по некоторым каталогам, может быть обнаружена до 80 км. Нам необязательно доказывать правдивость этого заявления, достаточно посмотреть видео с уверенным ведением с 20 км колонны грузовиков. Качество практически позволяет рассмотреть в кабине водителя. Очевидно, что эта ОЛС значительно превосходит ОЛС «Панциря» и может его засечь из-за пределов радиуса поражения его ракет (дистанция обнаружения при помощи тепловизора гораздо меньше — ок. 12 км). Скорее всего, из-за пределов дальности обнаружения РЛС также. CMX-15D оснащена лазерными дальномерами с дальностью до 20 км. Соответственно, с 20 км, то есть из-за пределов действия ЗРК, БПЛА имеет возможность точно определить его местоположение. Конечно, работа ОЛС зависит от атмосферных факторов, уровня маскировки и пр, но в целом мы можем видеть, что у дрона-разведчика есть шансы засечь ЗРК первым, а значит получить инициативу. Далее задействуется ударный дрон, который с 14 км пустит по ЗРК ракеты с инерциальным наведением/GPS. Подсветка цели лазером необязательна (но возможна). Многое будет зависеть от обученности операторов, но видно, что исход противостояния не очевиден. У дронов есть шансы на весьма некомфортное сближение с ЗРК. Кроме того, турки часто применяли в Сирии беспилотники роями и активно поддерживали комплексами РЭБ KORAL и REDET EW. Это при том, что помехозащищенность у РЛС «Панцирь-С1» слабая, в отличие от «Панциря-СМ», она лишь ПФАР и работает на одной частоте (частоты меняются, но в предсказуемом диапазоне). Помехи же особенно эффективны, когда беспилотник малозаметный. Есть прямая пропорциональность между мощностью помех и ЭПР прикрываемой ими цели. Для маскировки малозаметного дрона нужна мощность помех, в 50-500 раз меньшая, нежели, например, для МиГ-29 с его ЭПР в 5 м2. Ракеты «Панциря» не имеют ГСН и зависят от РЛС ЗРК. Если РЛС получает в результате помех противоречивые данные, попасть ракетой в цель не выйдет, даже если цель видна. Попасть получится только когда цель приблизится совсем близко и малое расстояние нивелирует работу помех (что мы и наблюдали на недавнем видео со сбитием БПЛА в Ливии на расстоянии в 4 км).
Что касается применения Bayraktar в варианте с РЛС, то тут имеется ряд преимуществ перед ОЛС. РЛС сканирует рельеф с высоким разрешением, и обычная маскировка, дым, облака и пр. для неё не помеха. На Bayraktar, конечно, можно разместить только мини-РЛС с АФАР вроде французской Picosar от «Леонардо», которую активно экспортируют. Дальность сканирования с разрешением в 1 м — 20 км. С разрешением в 0,3 м, когда она гарантированно засечет «Панцирь», Picosar сканирует на расстояние до 14 км. На БПЛА Anka ставится гораздо более габаритная и мощная новая турецкая РЛС с АФАР Sarper, параметров которой мы не знаем, но очевидно, что она сильно превосходит мини-РЛС, минимум в полтора-два раза.
Также турки испытывают высотный беспилотник Akinci, который «Панцирь-С1» вряд ли сможет поразить в принципе. Он имеет потолок в 12 км, то есть ракеты смогут его достать лишь много ближе, чем 20 км, заявленные в ТТХ. Akinci будет оснащен полноценной РЛС с АФАР, способной засекать наземные цели гораздо дальше мини-РЛС Bayraktar, а также работать по воздушным целям. Akinci сможет применять бомбы Jdam с дальностью пуска 28 км, КР (дальность до 250 км) и ракеты «воздух-воздух». ОЛС там также будет стоять гораздо более мощная, способная обнаруживать наземные цели за несколько десятков километров. Это угроза, к которой следует отнестись вполне серьёзно.