Реклама Google — средство выживания форумов :)
..Аналогичные исследования (правда, лишь на исследовательском, а не на проектном уровне) проводились и в СССР. Американский проект имел мощную поддержку со стороны ВВС, его реалистичность оценивалась как сопоставимая с проектом «Ровер» (специфичные проблемы ударно-импульсного ЯРД признавались не более сложными, нежели задача разработки сложной конструкции ЯРД с твердофазным реактором). Однако после заключения в 1963 г. Московского договора о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой интерес к таким двигателям в обеих странах стал угасать, и вскоре работы были прекращены.
Совсем недавно (уже в 90-е годы) интерес к ударно-импульсным ЯРД вновь возродился в связи с исследованиями проблемы астероидной опасности для Земли и постановкой задачи о возможности изменения орбиты некоторых астероидов с целью использования составляющего их материала для земных нужд. На этом этапе вновь подтверждены перспективные возможности таких двигателей, однако современные исследования не вышли за пределы изучения концептуальных вопросов.
Для «Нуклона» будет создан особый научный комплекс с несколькими основными компонентами, который станет нагрузкой для буксира. В 2030 г. буксир и целевая нагрузка будут раздельно выведены на орбиту, после чего состоится стыковка. В том же году комплекс совершит полет к Луне, где проведет ряд исследований и сбросит орбитальный аппарат.
Второй этап миссии предусматривает полет к Венере. На этом этапе возможно проведение испытаний по дозаправке буксира в полете – на борт передадут ксенон, выполняющий функции рабочего тела в особом ракетном двигателе. На орбите Венеры состоится второй сброс полезной нагрузки в виде орбитального исследовательского аппарата.
Следующий этап полета начнется с гравитационного маневра, после которого «Нуклон» отправится к Юпитеру. Третий блок научного оборудования предназначается для проведения исследований одного из спутников газового гиганта. Продолжительность такого многоэтапного полета не уточнялась. Также не называются дальнейшие планы по космическому буксиру – сможет ли он использоваться в новых проектах.
Главные проблемы и сложности были связаны с отработкой ЯЭДУ и ее отдельных компонентов. Основой этой установки является высокотемпературный газоохлаждаемый ядерный реактор. В качестве теплоносителя используется гелий-ксеноновая смесь. Расчетная энергетическая мощность установки – 1 МВт. Сложность создания такой установки связана с необходимостью поиска прочных, термостойких и устойчивых материалов и сплавов, пригодных для длительного использования в условиях космоса.
Отдельной задачей являлось создание средств охлаждения для сброса излишков тепла в космическое пространство. Рассматривались несколько конструкций, в т.ч. принципиально новые. По известным данным, по итогам исследований был выбран холодильник-излучатель капельного типа. Агрегаты такого излучателя имеют максимально возможную площадь и фактически образуют внешние обводы ТЭМ.
Специально для ТЭМ разработаны ионные двигатели двух типов – принципиально новая для нашей космонавтики технология. В качестве маршевого предлагается более мощный ИД-500, также предусматриваются маневровые двигатели с ограниченными характеристиками. Двигатели для ТЭМ уже разработаны и прошли испытания в условиях стенда.
В традиционных ядерных тепловых ракетах и связанных с ними конструкциях ядерная энергия вырабатывается в каком-либо реакторе и используется для нагрева рабочего тела для создания тяги. Это ограничивает конструкцию температурой, которая позволяет реактору оставаться целым, хотя продуманная конструкция может повысить эту критическую температуру до десятков тысяч градусов. КПД ракетного двигателя сильно зависит от температуры отработанного рабочего тела, и в случае самых современных двигателей с газовым сердечником он соответствует удельному импульсу около 7000 с I уд . Температура реактора обычной конструкции - это средняя температура топлива, подавляющее большинство которого не вступает в реакцию в любой данный момент. Атомы, подвергающиеся делению, имеют температуру в миллионы градусов, которая затем распространяется на окружающее топливо, в результате чего общая температура составляет несколько тысяч. При физическом размещении топлива в виде очень тонких слоев или частиц фрагменты ядерной реакции могут улетучиваться с поверхности. Поскольку они будут ионизированы из-за высокой энергии реакции, с ними можно будет обращаться магнитно и направлять их для создания тяги. Ракета-осколок - Fission-fragment rocket - Wikipedia
В большинстве схем с ЯРД ядерное топливо обеспечивает нагрев рабочего тела, пропускаемого через реактор той или иной конструкции: смешивание их считается нежелательным. В предложенной Зубриным концепции ядерное топливо, по сути, одновременно играет и роль рабочего тела, выбрасываемого из сопла двигателя. Таким топливом служит водный раствор тетрабромида урана, обогащенного до 20 % по изотопу U-235. Концентрация этой соли в водном растворе может достигать 30 %. Для такого раствора (в случае одной ёмкости хранения) критическая масса составит несколько десятков килограммов. Для предотвращения начала цепной реакции в емкостях последние должны быть выполнены из материалов, поглощающих нейтроны, соответствующей геометрии- например, в виде тонких труб из карбида бора, графита. Устройство собственно двигателя выглядит следующим образом. Топливо из емкостей хранения подаётся в реакционную камеру в таком количестве и с такой скоростью, чтобы цепная реакция (начавшись в камере), достигала своего максимума вблизи окончания корпуса двигателя (соответственно, корабля). В сущности, непосредственно за соплом двигателя создаётся область постоянного «ядерного горения» или «медленного ядерного взрыва». Высокая температура в зоне реакции испаряет воду рабочего тела и создаёт тягу выхлопом высокотемпературного газа.
Критические параметры смеси изотопов америция. Присутствие в смеси изотопов 241Am и 243Am увеличивает минимальную критическую массу 242mAm.
Для водных растворов существует такое соотношение изотопов, при котором система всегда подкритична. При массовом содержании 242mAm в смеси 241Am и 242mAm менее 5 % система остается подкритической вплоть до концентрации америция в растворах и механических смесях диоксида с водой, равной 2500 г/л. 243Am в смеси с 242mAm также увеличивает критическую массу смеси, но в меньшей степени, так как сечение захвата тепловых нейтронов для 243Am на порядок ниже, чем у 241Am.
Зависимость минимальной критической массы 242mAm от его содержания в смеси 242mAm и 241Am (критическая масса рассчитана для AmO2 + H2O в сферической геометрии с водяным отражателем):
Содержание 242mAm, % = Критическая масса 242mAm, г
100% = 17г
20% = 40г
10% = 160г
8% = 420г
6,25% > 2000г
Поскольку в Обнинске проектировали реактор на америции-242, предназначенный для получения нейтронного излучения в медицинских целях, то были приведены некоторые данные о его получении. 1 грамм ам-242м образуется при облучении 100 граммов ам-241 (его получали на ныне демонтированном реакторе БН-350 в Шевченко, в Казахстане), и для получения этого количества достаточно переработать 200 кг выдержанного ОЯТ. Этого добра у нас порядочно: около 20 тысяч тонн ОЯТ и ежегодное производство еще около 200 тонн. Накопленного ОЯТ достаточно для производства порядка 1000 кг ам-242м.
По сообщению Министерства обороны РФ, причиной инцидента явился взрыв жидкостного ракетного двигателя. Позже государственная корпорация «Росатом» сообщила, что в двигателе использовался радиоизотопный источник питания.. Кроме того, появилась гипотеза, что при взрыве был повреждён малогабаритный ядерный реактор, а не радиоизотопный источник питания.
В дальнейшем, при анализе отобранных из воздуха и выпадений проб, Северное УГМС и НПО «Тайфун» обнаружили продукты распада этих газов — короткоживущие техногенные радионуклиды: 91Sr, 139Ba, 140Ba (последний при распаде образует также дочерний радионуклид 140La)[22]. У стронция-91 период полураспада составляет 9,5 часа, у бария-139 — 83 минуты, бария-140 — 12,8 дня, у лантана-140 — 40,3 часа. Это короткоживущие продукты деления урана или трансурановых элементов.