[Источник: ВИФ - 2]
Отправил Товарищ Рю 18 апреля 2000 года в 12:44
Атомный двигатель для космических ракет - казалось бы, далекая мечта писателей-фантастов - был, оказывается, не только разработан в сверхсекретных конструкторских бюро, но и изготовлен, а затем испытан на полигонах.
"КБхимавтоматики", хотя и име-ет отношение к химии (изготавлива-ет насосы для соответствующих от-раслей промышленности), на самом деле является одним из уникальных, ведущих в России и за рубежом цен-тров ракетного двигателестроения. Предприятие было создано в Воро-нежской области в октябре 1941 года. когда гитлеровские войска рвались к Москве. В то время КБ разрабатывало агрегаты для боевой авиационной техники. Однако в пя-тидесятые годы коллектив переклю-чился на новую перспективную те-матику - жидкостные ракетные дви-гатели (ЖРД). "Изделия" из Воронежа были установлены на "Востоках", "Восходах", "Союзах", "Молниях", "Протонах"...
Здесь, в "КБ химавтоматики", создан и самый мощный в стране однокамерный кислородно-водородный космический "мотор" тягой в двести тонн. Он использовался в качестве маршевого двигателя на второй ступени ракетно-космического комплекса "Энергия-Буран". Воронежские ЖРД установлены на многих военных ракетах (например, SS-19, известных как "Сатана", или SS-N-23, запускаемых с подводных лодок). Всего было разработано около 60 образцов, 30 из которых доведено до серийного производст-ва. В этом ряду наособицу стоит ядерный ракетный двигатель РД-0410, который создавался совмест-но со многими оборонными пред-приятиями, КБ и НИМ.
Один из основоположников оте-чественной космонавтики Сергей Павлович Королев рассказывал, что о силовой атомной установке для ракет мечтал еще с 1945 года. Очень заманчиво было использовать могу-чую энергию атома для покорения космического океана. Но в то время у нас и ракет-то не было. А в сере-дине 50-х советские разведчики со-общили, что в США полным ходом идут исследования по созданию ядерного ракетного двигателя (ЯРД). Эта информация была сразу же доведена до высшего руководст-ва страны. Скорее всего, с ней был ознакомлен и Королев. В 1956-м в секретном докладе о перспективах развития ракетной техники он под-черкивал, что ядерные двигатели будут иметь очень большие пер-спективы.
Впрочем, все понимали, что ре-ализация идеи сопряжена с огром-ными трудностями. Атомная электростанция, к примеру, занимает многоэтажный корпус. Задача со-стояла в том, чтобы превратить это большое здание к компактную уста-новку величиной с два письменных стола. В 1959 году в Институте атом-ной энергии состоялась весьма зна-менательная встреча "отца" на-шей атомной бомбы Игоря Курчато-ва, директора Института приклад-ной математики, главного теорети-ка космонавтики — Мстислава Келды-ша и Сергея Королева. Фотография "трех К". трех выдающихся людей, прославивших страну, стала хресто-матийной. Но мало кто знает, что именно обсуждали они в тот день.
- Курчатов, Королев и Келдыш вели разговор о конкретных аспектах создания ядерного двигателя, - комментирует фотографию веду-щий конструктор атомного "мотора" Альберт Белогуров, более 40 лет работающий н воронежском КБ. - Сама идеи к тому времени уже не казалась фантастической. С 57-го, когда у нас появились межконтинен-тальные ракеты, конструкторы Средмаша (министерства, занимавшегося атомной тематикой) стали заниматься предварительными про-работками ядерных двигателей. После встречи "трех К" эти исследования получили новый мощный импульс.
Атомщики труди-лись бок о бок с ракет-чиками. Для ракетного двигателя взяли один из самых компактных реак-торов. Внешне это срав-нительно небольшой металлический цилиндр диаметром около 50 сантиметров и длиной примерно метр. Внутри - 900 тонких трубок, в которых находится "го-рючее" - уран. Прин-цип работы реактора се-годня известен и школь-никам. Во время цепной реакции деления атомных ядер образуется ог-ромное количество теп-ла. Мощные насосы прокачивают через пек-ло уранового котла во-дород, который нагре-вается до 3000 градусов. Затем рас-каленный газ, вырываясь с огром-ной скоростью из сопла, создает мощную тягу…
На схеме все выглядело хоро-шо, но что покажут испытания? Обычные стенды для запуска полномасштабного ядерного двигате-ля не используешь - с радиацией шутки плохи. Реактор - это, по сути, атомная бомба, только замед-ленного действия, когда энергия выделяется не мгновенно, а в течение определенного времени. В лю-бом случае необходимы особые меры предосторожности. Испытания реактора решили проводить на атомном полигоне в Семипалатинске, а первую часть конструкции (как бы сам двигатель) - на стенде в Подмосковье.
- В Загорске имеется превос-ходная база для наземных запусков ракетных двигателей, - поясняет Альберт Белогуров. - Мы изготови-ли около 30 образцов для стендовых испытаний. Водород сжигали в кис-лороде и затем газ направляли с дви-гателя на турбину. Турбонасос перекачивал поток, но не в атомный реактор, как положено по схеме (ре-актора в 3aгорске, понятно, не было), а к атмосферу. Всего было проведе-но 250 испытаний. Программа за-вершилась полным успехом. В итоге получили работоспособный двига-тель, отвечавший всем предъявленным требованиям. Снежнее оказа-лось организовать испытания ядер-ного реактора. Для этого необходимо было построить специальные шахты и другие сооружения на Семи-палатинском полигоне. Столь мас-штабные работы были сопряжены, естественно, с большими финансо-выми затратами, а получить деньги и в то время было непросто.
Тем не менее стройка на поли-гоне началась, хотя и велась, по сло-вам Белогурова, "в экономном ре-жиме". Не один год ушел на соору-жение двух шахт и служебных поме-щений под землей. В бетонном бун-кере, расположенном между шахта-ми, находились чуткие приборы. В другом бункере, на удалении 800 метров, - пульт управления. Во
время испытаний ядерного реакто-ра пребывание людей в первом из названных помещении было катего-рически запрещено. В случае ава-рии стенд превратился бы в мощный источник радиации.
Перед экспериментальным за-пуском реактор аккуратно опускали в шахту с помощью усыновленного снаружи (на поверхности земли) козлового крана. Шахта была со-единена с выдолбленной на глуби-не 150 метров в граните и облицо-ванной сталью сферической емко-стью. В такой необычный "резерву-ар" закачивали под большим давле-нием газообразный водород (для использования его в жидком виде, что, конечно же, эффективней, не было денег). После запуска реакто-ра водород поступал снизу в урано-вый котел. Газ раскалялся до 3000 градусов и с грохотом огненной струёй вырывался из шахты наружу. Сильной радиоактивности в этом потоке не было, но а течение суток находиться снаружи в радиусе полу-тора километров oт места испыта-ний не разрешалось. К самой же шахте нельзя было подходить в те-чение месяца. Полуторакилометровый подземный тоннель, защищен-ный от проникновения радиации, вел из безопасной зоны сначала к одному бункеру, а из него - к другому, находящемуся возле шахт. По этим своеобразным длиннющим "коридорам" и передвигались специалисты.
Испытания реактора проводи-лись в 1978-1981 годах. Результа-ты экспериментов подтвердили пра-вильность конструктивных решений. В принципе ядерный ракетный дви-гатель был создан. Оставалось соединить две части и провести ком-плексные испытания ЯРД в собран-ном виде. Но на это денег уже не дали. Ибо в восьмидесятые годы практического использования в ко-смосе атомных силовых установок не предусматривалось. Для старта с Земли они не годились, ибо окру-жающая местность подверглась бы сильному радиационному загрязнению. Ядерные двигатели вообще
предназначены только для работы в космосе, И то на очень высоких ор-битах (600 километров и выше), что-бы космический аппарат вращался вокруг Земли многие столетия. По-тому что "период высвечивания" ЯРД составляет как минимум 300 лет. Собственно говоря, аналогич-ный двигатель американцы разра-батывали прежде всего для полета к Марсу. Но в начале восьмидесятых руководителям нашей страны было предельно ясно: полет к Красной планете нам не под силу [как, впрочем, и американцам, они тоже свер-нули эти работы).
Однако именно в 1981-м у на-ших конструкторов появились новые перспективные идеи. Почему бы не использовать ядерный двигатель еще и в качестве энергетической установки? Проще говоря, выраба-тывать на нем в космосе электроэнергию. При пилотируемом поле-те можно с помощью раздвижной штанги "отодвинуть" урановый котел от жилых помещений, в которых находятся космо-навты, на расстояние до 100 метров. Будет он лететь вдали от станции. При этом получи-ли бы очень мощный источник столь нужной на космических кораблях и станциях энергии. В течение 15 лет воронежцы вместе с атомщиками занимались этими перспективными исследованиями, проводили испы-тания на Семипалатинском полиго-не. Государственного финансирова-ния не было вообще, и все работы велись за счет заводских ресурсов и… энтузиазма. Сегодня мы имеем здесь очень солидный задел. Во-прос лишь и том, будут ли эти раз-работки востребованы.
- Обязательно, - уверенно от-вечает генеральный конструктор Владимир Рачук. - Сегодня на кос-мических станциях, кораблях и спут-никах энергию получают от солнеч-ных батарей. Но на ядерном реакто-ре выработка электричества намно-го дешевле - вдвое, а то и втрое. Кроме того, в тени Земли солнечные батареи не работают. Значит, нужны аккумуляторы, а это заметно увеличивает вес космического аппарата.
Конечно, если речь идет о неболь-шой мощности, скажем, о 10-15 ки-ловаттах, то проще иметь солнечные батареи. Но когда в космосе требу-ется 50 киловатт и больше, то без ядерной установки (которая, кстати, служит 10-15 лет) на орбитальной станции или межпланетном корабле не обойтись. Сейчас на такие зака-зы мы, откровенно говоря, не очень рассчитываем. Но в 2010-2020 го-дах ядерные двигатели, являющие-ся одновременно мини-электро-станциями, будут очень нужны.
- Сколько весит такая ядер-ная установка?
- Если говорить о двигателе РД-0410, то масса его вместе с ра-диационной защитой и рамой крепления -две тонны. A тяга - 3.6 тон-ны. Выигрыш очевиден. Для сравне-ния: "Протоны" поднимают на орби-ту и 20 тонн. А более мощные ядер-ные установки, конечно, будут повесомее - может быть, 5-7 тонн. Но в любом случае ядерные ракетные двигатели позволят выводить на стационарную орбиту грузы, имею-щие в 2-2,5 раза большую массу, и обеспечат космические аппараты долговременной стабильной энергетикой...
Я не стал говорить с генераль-ным конструктором на больную тему - о том, что на Семипалатинском полигоне (нынче это территория дру-гого государства) осталось немало ценного заводского оборудования, которое вернуть в Россию пока не удалось. Там же, в шахте, находится и один из испытательных атомных реакторов. Да и козловой кран все еще стоит на своем местe. Только вот испытания ядерного двигателя боль-ше не проводятся... В собранном виде он стоит сейчас в заводском музее. Ждет своего часа.
Виталий ГОЛОВАЧЕВ
Труд, 13.04.2000
Просто не все живут в России - да и Труд не все читают.
С уважением