Таким образом, Россия имеет возможность соединить атомные турбинные генераторы с технологией дронов для создания первой в мире ударной необитаемой атомной подводной лодки.
Исключение человека из этого уравнения не только просто освобождает больше места, но и значительно сокращает потребность в обеспечении электричеством. По данным Рейчел Полинг (Rachel Pawling), преподавателя в области проектирования и создания военно-морских кораблей Университетского колледжа Лондона, более 30% потребления электричества на борту подводной лодки, не считая расхода силовой установки, приходится на обслуживание пребывания на борту команды. Речь идет о жизнеобеспечении, освещении и о заморозке пищи.
Возможности такого рода автономной ударной подводной лодки, скорее всего, будут ограничены в сравнении с действующими ударными атомными субмаринами. Однако они будут иметь преимущество в результате неограниченной продолжительности своих миссий (пока не произойдет какой-то отказ), более низкой стоимости, а также, в определенной степени, они могут быть расходным материалом. И они, по определению, будут значительно более мощными, чем самые большие неатомные автономные подводные аппараты.
Сколько времени потребуется Западу для разработки таких технологий? Нынешние Западные атомные реакторы были разработаны для подводных лодок с командой на борту. Это во многом повлияло на их конструкцию, и поэтому потребуется совершенно новый проект реактора. А еще будут нужны новые проекты для преодоления вызовов, связанных с поиском финансовых и человеческих ресурсов. Не говоря уже о негативном воздействии на окружающую среду.
Таким образом, независимо от того, хорошая или плохая идея иметь полностью необслуживаемые атомные реакторы на автономных подводных лодках, подобные аппараты, скорее всего, мы увидим в составе российского Военно-морского флота задолго до того, как они появятся у какой-либо западной державы.
Главным подводным охотником должен был стать совсем другой проект: «Манта» — специализированный беспилотный подводный охотник, действующий группой из двух и больше машин.
«Манте» предстояло полностью изменить картину подводного боя: небольшие размеры и почти полная бесшумность делали её настоящим призраком для обычных подлодок. Основное оружие беспилотного охотника — четыре сверхскоростные кавитационные торпеды. Использование их на обычных лодках затруднено малой дальностью — к цели надо подобраться достаточно близко, высока вероятность обнаружения. «Манта» — идеальная платформа для применения этого оружия. Всё это, включая ведение охоты стаей, превратило бы «Манту» в непобедимое оружие на море.
В качестве носителей для «мант» предполагалось разработать специальную подлодку. Основной целью при проектировании субмарины-носителя было достижение максимальной незаметности. Главной задачей субмарины было доставить «манты» и обеспечить им поддержку, с остальным справились бы сами беспилотники.
Рассматривался даже вариант создать дизельную подлодку — из-за большей незаметности, — но от этого отказались. На носу субмарины размещались четыре стыковочных места для «мант», где они могли дозаправиться и перезарядить торпеды. Экипаж носителя предельно уменьшили — до 25 человек. В управлении подлодкой активно использовались бы дополненная реальность и искусственный интеллект.
Заглядывали конструкторы «Тим 2020» и дальше в будущее. К середине XXI века на смену обычным субмаринам должны были прийти уже полностью беспилотные подводные лодки. По прикидкам инженеров, любой геополитический конкурент США смог бы достичь уровня «Вирджинии+» и «Манты» только в 2050 году, когда отрыв США стал бы непреодолимым.
Работы над подводными беспилотниками активно идут по сей день. Программы XLUUV (Extra Large Unmanned Undersea Vehicle) и LDUUV (Large Diameter Unmanned Undersea Vehicle) во многом наследуют проектам «Манта» и MPUUV.