СЕВАСТОПОЛЬ, 5 августа. /ТАСС/. Акционирование 13-го судостроительного завода (СРЗ) Черноморского флота приостановлено, прорабатывается вариант оставить его в структуре Минобороны, говорится в четверг в сообщении пресс-службы предприятия.
Ледоколы проекта 23620, законтрактованные Онежскому заводу, будут фактически построены в Турции
Турецкие верфи продолжают выигрывать у российских конкурентов даже заказы на ледокольные суда. После ухода в Турцию госконтракта на строительство аварийно-спасательного ледокола для Севморпути “Ъ” стало известно еще об одном аналогичном случае.
Турецкая Kuzey станет субподрядчиком строительства двух двухтопливных ледоколов для «Росморпорта» общей стоимостью 18,5 млрд руб. Формально контракт выиграл, подав единственную заявку, подведомственный «Росморпорту» Онежский завод. Kuzey на субподряде уже строит для «Росморпорта» двухтопливные паромы для линии Усть-Луга—Балтийск, а также получила контракт от «Росатома» на плавучий док для атомных ледоколов.
Субподрядчиком строительства двух ледоколов для «Росморпорта» общей стоимостью 18,5 млрд руб. станет турецкая Kuzey Star Shipyard, рассказали “Ъ” три источника на рынке. По их словам, соответствующий договор был заключен в конце прошлой недели. Сам конкурс выиграл Онежский судостроительно-судоремонтный завод. Один из собеседников “Ъ” утверждает, что окончательная конфигурация работ, которые будет выполнять турецкая верфь, пока не утверждена.
В «Росморпорте» тему не комментировали.
По словам источника “Ъ”, знакомого с проектом, оба ледокола будут полностью строиться на турецкой верфи. Сроки контракта останутся неизменными: головной ледокол должен быть построен в июле 2024 года и передан в сентябре, второй — соответственно в октябре и декабре того же года.
«Росморпорт» в мае объявил конкурс на строительство двухтопливных ледоколов на дизтопливе и СПГ мощностью 12–14 МВт (см. “Ъ” от 12 мая). Технический проект разработало ЦКБ «Балтсудопроект», входящее в Крыловский государственный научный центр. Деньги выделяются из бюджета в рамках Комплексного плана модернизации инфраструктуры (КПМИ). Несмотря на «уступки» заказчика, на которые указывали в отрасли (повышение цены конкурса и сокращение объема банковской гарантии), была подана всего одна заявка — от подведомственного «Росморпорту» Онежского завода.
Ледоколы будут круглогодично эксплуатироваться в Балтийском, Белом и Баренцевом морях, а также в Тихоокеанском бассейне, в летне-осенний период — в морях Северного Ледовитого океана и устьях рек. Длина — 95,6 м, ширина — 22,5 м, осадка — 8 м, ледовый класс — Icebreaker7, ледопроходимость — 1,5 м, скорость — не менее 16 узлов.
Помимо коммерческих заказов на рыбопромысловые суда и сухогрузы туда активно уходят и государственные компании. Так, в июне Kuzey подписала договор с «Росатомом» на строительство плавучего дока под атомные ледоколы за 5 млрд руб. (на средства ФГУП «Атомфлот»). Российские верфи не вышли на конкурс. А в июле стало известно, что турецкая Sefine Shipyard стала единственным претендентом на строительство аварийно-спасательного судна мощностью 18 МВт для Севморпути за 13,3 млрд руб. (см. “Ъ” от 27 июля). Контракт был заключен с Росморречфлотом 6 августа. При этом источники указывают, что качество корпусных работ в РФ выше, чем в Турции.
Фото: Модель двухтопливного ледокола проекта 23620 на сжиженном природном газе (СПГ) мощностью 13 МВт разработки ЦКБ «Балтсудопроект» для ФГУП «Росморпорт» © sudostroenie.info
Перенос верфей вместе с портом из центра Санкт-Петербурга сделает продукцию ОСК менее конкурентоспособной – Алексей Рахманов.
Проект переноса верфей с ОСК не согласовывался.
«Появление в проекте названия наших верфей с нами ни коем образом не согласовывалось и стало для нас таким же сюрпризом», - сказал Рахманов. В центре Санкт-Петербурга расположены ОА «Балтийский завод», АО «Адмиралтейские верфи», ПАО Судостроительный завод «Северная верфь» и Судостроительная фирма «АЛМАЗ».
«С экономической точки зрения, перенос верфей - занятие бессмысленное, потому что при российском подходе ведения бухгалтерского, учета любые новые инвестиции сделают наш продукт еще менее конкурентоспособным, - пояснил гендиректор госкорпорации. – Государству придется и на инвестиции выделить средства и, соответственно, на компенсацию этих новых амортизационных расходов».
⚓В качестве примера такого подхода Алексей Рахманов назвал проект строительства на Дальнем Востоке нового судостроительного комплекса «Звезда». «Огромный всплеск инвестиций приводит к тому, что государство в дальнейшем еще и компенсирует разницу между рыночной ценой судна и ценой производителя», - говорит он.
Крупные инвестиции в модернизацию производственных мощностей в настоящее время ОСК осуществляет в филиале «35 СРЗ» АО «ЦС «Звездочка» (Мурманск) и на «Северной верфи» (Санкт-Петербург). Кроме того, АО «Кронштадтский морской завод» (Санкт-Петербург) будет фактически превращен в достроечную площадку для петербургских верфей. «Нам этого достаточно, чтобы справиться с любой задачей военного кораблестроения и гражданского», - подчеркнул глава ОСК.
Рахманов добавил, что ОСК не приглашали в рабочую группу по выносу порта Санкт-Петербург из центра города, организованную Минтрансом России.
ПортНьюс©️
ОСК не будет выходить на конкурсы по заведомо убыточным заказам – Алексей Рахманов.
Он прокомментировал отток государственных судостроительных заказов на зарубежные верфи, в том числе в Турцию.
«Один государственный заказчик экономит деньги, а большой государственной корпорации надоело строить суда в убыток, - пояснил Рахманов. - Взаимный баланс интересов должен быть, если мы хотим развивать судостроение».
Глава ОСК напомнил, что предприятия корпорации несколько раз брали заказы с высоким риском, но это часто приводило к убыткам: «Мы понимаем, что строительство — это процесс длинный. Предпочтения заказчика меняются. В конструкцию вносятся изменения на самых поздних этапах. Но все это стоит денег. И мы на очень большом количестве проектов с этим столкнулись. А государственные заказчики, даже если они понимают, что закантрактованные суммы не позволяют достроить суда по бюджету и в срок, все равно не пытаются увеличить финансирование. При этом бросать проект нельзя – госконтракт!»
Такая ситуация в ОСК долго продолжаться не могла.
«Теперь мы включили безрисковый менеджмент, соответственно не идем на конкурс, если я не вижу возможности заработать хоть копейку денег, - отметил гендиректор ОСК. - Ведь мы же - бизнес! Если бизнес не зарабатывает деньги, то кому нужна фабрика по производству убытков»?
Таким образом, ОСК не подавала заявки на участие в нескольких последних тендерах ФГУП «Росморпорт», ГК «Росатом» и Росморречфлота. Фактическими исполнителями контрактов со слишком маленькими, по оценке Рахманова, бюджетами стали турецкие верфи KyzeyStarShipyard и SefineShipyard.
«В случае это было мое менеджерское решение, что больше на убыточные заказы мы не идем», - добавил он.
Говоря о том, какие есть меры для выхода из сложившейся ситуации со столь низкими ценовыми предложениями заказчиков, Алексей Рахманов напомнил, что во всем мире существуют меры поддержки, которые позволяют создавать новые продукты. «Даже у Минпрома есть субсидии на создание образцов. Но мы делаем одну и ту же ошибку. Мы начинаем контрактоваться, подписываем цены, сроки, не имея технической документации и РКД. Мы начинаем строить из некоего общего представления».
⚓Система адекватной оценки стоимости судостроительного заказа, по словам Рахманова, «есть у ЦТСС» (АО «Центр технологии судостроения и судоремонта», Санкт-Петербург – прим. ИАА «ПортНьюс»). Но в настоящее время не определен орган, который бы выдавал заключение о стоимости судна. Такими полномочиями планируется наделить Минпромторг России.
«По моей информации, такой документ готов, весь вопрос, насколько он быстро пройдет все согласования. Отсутствие подобного документа является большим тормозом нашего участия в проектах», - подчеркнул глава ОСК.
Еще одним фактором, который может нормализовать взаимоотношения российских верфей с заказчиками может стать серийный заказ.
❄Алексей Рахманов пояснил: «Мы же строили подобные ледоколы — на 16 МВт. Зачем 18 МВт понадобилось? (Ледокол 18 МВт для Севморпути за 13,3 млрд руб. по заказу Росморречфлотапостроит турецкая SefineShipyard – прим. ИАА «ПортНьюс») .Почему каждый раз надо делать то чуть-чуть больше, то чуть-чуть меньше? Кто мешает заказывать длинную серию и строить ее?»
Возвращаясь к тем контрактам, которые получили иностранные верфи в последние полгода, Рахманов заявил: «Уход строительства судов за рубеж сравним с предательством Родины».
Росморпорт может быть вынужден искать альтернативных исполнителей для строительства двух ледоколов 18 МВт общей стоимостью 18 млрд руб. Первое судно строит верфь «Пелла». Но ее площадка в Германии уже подала на банкротство из-за потерь, связанных с локдауном, иск о банкротстве поступил и к российской структуре. Контракт на второй ледокол выиграл самарский «Нефтефлот», вероятно, с намерением найти субподрядчика за рубежом. Но, по данным “Ъ”, против выступает Минпромторг.