Нашел комментарий на просторах сети. Интересный. Полагаю его можно здесь разместить. Орфографию автора сохранил.
"Ржавчина воспоминаний...
Советский флот в 1991/92 году представлял собой колосс на глиняных ногах.
Я сам служил на "Кирове", ушел с него на ДМБ осенью 1992 года. Про другие корабли помолчу.
Когда говорят о флоте то почему то молчат про фактическое состояние кораблей. Осенью 1992 гаспода офицеры говорили про наш корапь "Хода нет и не будет"
НУ про аварию ГЭУ на последней боевой службе я один помню.
Потек один из парогенераторов первого контура носового эшелона. Облучения особого не было, дезактивировались методом вентиляции в атмосферу
Как рассказывали годки, взяли анализы и по ним вычислили не только парогенератор но и секцию в нем
Тут пишут про то что ТАВКРы угробили рейдовым базированием. Ну не только их. У причала не лучше
Кораблю и его экипажу с берега нужна пресная вода, электричество и пар. Пресную воду давали, электричество - голодный
паек, только на связь, освещение и камбуз. Как говорили знакомые ребята из БЧ7 что если мы включим хоть одну станцию то оставим весь корабль без электричества. При попытках разжечь котел отключали свет. Аварийки работали нуу.. одна из 4-5. Пара не было. ВООБЩЕ!!! То есть корабль стоит в базе у родного причала и вынужден гонять котлы чтобы был пар. Всерьез обсуждалась идея запуска кормового эшелона, К счастью до этого не дошло. Это зима 91/92 года, причалы г. Североморска.
Вот такие воспоминания. Холод. Были моменты когда мы надевали под робишки второй срок и вообще утеплялись как могли. Дневальный в кубрике стоит в шинели. Как то мне мне, дневальному, ночью пожаловался один из наших
офицеров из КОСа "Я ошибся, подключил обогреватель не к тому борту. Его ночью БЧ5 рубанула" Если в 1917 офицеры клали под подушку револьверы то у нас под подушку клали фонари. Как то побудка была организована оригинальным способом. Не работало ничего, даже звонки. Дежурный по кораблю обходил кубрики с мегафоном и командовал "Подъем!!!"
Так что в 1991 году "Киров" был почти небоеспособен.
Последний день на корабле, осень 1992. Главбоцман дает инструктаж своим бойцам "Швартуем отопитель. Это баржа, он не швартовался лет 20". Ну насчет баржи главбоцман погорячился, отопитель, какой то гидрограф, пришел к нам своим ходом. Вид еще тот. Все стекла в рубке выбиты, лишь кое где торчат осколки. Корпус в пятнах ржавчины но у корабля ЕСТЬ ХОД!!!
Про остальное... Зимой 1991/92 у причала погорел БПК "Вице-адмирал Дрозд". На него согнали АСГ со всех кораблей. Ну я там побывал. Из экипажа 800 душ осталось человек 50 и те лазают по трюмам и смотрят чтобы корабль в базе не утонул. Камбуз не работает, ходят с бачками к соседям.
Зачем эти корабли держат? Отвечаю. БПК - корабль 2 ранга. 3-4 таких корабля - бригада. А командир бригады кто? Правильно, капитан 1 ранга!!! И при нем штаб с кучей флагманских специалистов, капитанов 2 ранга, по сапоговски подполковников. Видел я штаб... будки одна другой толше. Корабли никуда от причала не денутся, на них ничего не работает. Изображай ИБД и будет тебе каперанг на дембель
Эх.. как посмотришь на причалы Североморска, так душа радуется, лес мачт. Но из этого леса "хоть завтра в поход" 2-3 эсминца, столько же БПК и "паркетный крейсер". "Калинин", он же "Нахимов" под вопросом. Через месяц интенсивного ремонта - "Калинин" скорее всего, + 1-2 эсминца и БПКашки. Флот держался фактически на плаву только за счет ввода новых кораблей. У нас ТАРКР 10 лет и "Хода нет и не будет" а у них вшивый фрегатик которому лет 30 бегает как наскиенный.
И это, напоминаю, 1991-1992 год, не надо все валить на мишку и борьку. Проблемы начались гораздо раньше, чуть ли не с 70 годов.
Причин по моему мнению три.
1. Промышленно-военный комплекс. Ну почему с прибором 50 лохматого года выпуска, к тому же устаревшим удобнее работать чем с новым из 70 годов???Старый рассчитан на нормального матроса у которого 1 голова, 2 руки и 2 ноги. Новый рассчитан на мутанта.
2. Базирование, и не только рейдовое. Как я писал, у причала немногим лучше. Долголетие Кузи объясняется тем фактом что он с самого начала встал к родному причалу. Причем судя по маленькой заметки в газете его сразу же нормально обеспечивали электричеством. Да и сейчас он стоит в заводе где ему дают все что положено
3. Качество личного состава. Большой процент призывников из Средней Азии. Они то по русски плохо понимают, а тут их к железу приставляют. Служат по принципу до 1,5 "мая твоя не панимай", а после 1,5 "а не паложено!!!" Куча шкал и стрелок, такую вещь как "цену деления шкалы" приходилось обьяснять на ходу. При мне на "Кирове" доблестная БЧ5 угробила ГТГ - газотурбогенератор, вспомогательный/дополнительный/аварийный источник электропитания."