Позицию главы ОСК подтверждает практика. На ТАВКР "Адмирал Кузнецов" ранее уже ставили сепараторы Heli-Sep. Как утверждают знакомые с деталями этого заказа отраслевые источники, поставка имела статус "опытной". В результате спустя несколько месяцев после начала эксплуатации у Heli-Sep сгорела плата в щите управления. Выяснилось, что она имеет американское происхождение. От поставки этого элемента для замены США отказались. Оборудование в работу так и не вернулось.
Один из собеседников издания в разговоре о причинах выбора импортного оборудования для модернизации единственного авианесущего крейсера России прямо отметил, что поставка была "кем-то пролоббирована".
Еще один пример выбора продукции с импортными корнями для работ по восстановлению "Адмирала Кузнецова" – решение в пользу лакокрасочного покрытия (ЛКП) Jotun Paints. Это компания со штаб-квартирой в Норвегии.
Совокупный объем планируемых к использованию материалов производства Jotun на авианесущем крейсере составляет 52 446 литров (в т.ч. непосредственно ЛКМ – 47 419 литров). Это данные из технического задания на окраску корпуса и надстройки "Адмирала Кузнецова", которая размещена на госзакупках.
Данная ситуация интересна тем, что, как выяснилось, в проектной документации к кораблю жестко закреплено требование о применении ЛКМ именно этой компании, без возможности замены на аналоги. То есть продукция отечественных изготовителей даже не рассматривается и тендеры не проводятся.
Стоит отметить, что Jotun уже несколько лет имеет собственное производство в России. Однако будет ли краска для "Адмирала Кузнецова" поставлена именно с предприятия в Ленинградской области, неизвестно. За приобретение материалов отвечает не головной исполнитель контракта по ремонту крейсера, а субподрядчик, который выполнит покрасочные работы.
Сами представители Jotun в 2017 году определяли объем применения российского сырья на производстве в Ленобласти следующим образом: "Сложно объективно оценить долю отечественного сырья в номенклатуре из 250 выпускаемых позиций. Но в среднем она не менее 30 процентов".
Представители трех опрошенных отечественных предприятий-производителей ЛКМ выразили недоумение решением "Невского ПКБ" выбрать Jotun. По их словам, чтобы объективно оценивать происхождение ЛКМ, нужно смотреть на два технологических и один экономический фактор: рецептуру, исходное сырье и кто является бенефециаром компании.
Mil.Press FlotProm удалось выяснить аргументацию, по которой для ТАВКР выбрали ЛКМ с норвежскими корнями. Во-первых, Jotun смог обеспечить комплексную поставку всей необходимой номенклатуры материалов. Речь идет о выборе системы покрытий, а не отдельных позиций с неизвестной и неиспытанной сочетаемостью. Второй фактор – технико-экономические показатели системы покрытий. Однако этот аргумент доподлинно проверить не представляется возможным, потому что стоимость закупки материалов Jotun в тендерной документации не приводится.
Тем не менее, такая практика – жесткое закрепление единственного исполнителя без возможности конкурентного выбора – ухудшает и без того шаткое положение отечественной промышленности во многих отраслях.
Аналогичная ситуация складывается с уплотнительными материалами в аэрофинишерах. Они имеют немецкое происхождение. При этом, как объяснил изданию собеседник в главном материаловедческом институте страны – ЦНИИ КМ "Прометей", такие материалы могут быть разработаны сразу несколькими петербургскими предприятиями: НИИ резиновых покрытий и изделий (НИИРПИ), НИИ Синтетического Каучука имени Академика С.В. Лебедева и НИИ "Пластполимер". Разумеется, в случае волевого решения довести импортозамещение до конца, это потребовало бы проведения и финансирования НИОКР.
Но с другой стороны очевидно, что от правильного функционирования аэрофинишеров, критически важного для любого авианосца оборудования, зависит возможность (или невозможность) применения самолетов палубной авиации, т.е. главного вооружения ТАВКР.
Предназначен для придания боевой устойчивости ракетным подводным лодкам стратегического назначения, группировкам надводных кораблей и морской ракетоносной авиации в районах боевого предназначения.
что на вторые сутки войны подводный флот останется без прикрытия надводных кораблей, один на один с противолодочной авиацией противника.
В России продолжается работа по созданию морских безэкипажных подводных и надводных аппаратов. На данном этапе создается система боевого применения роев подводных беспилотников, рассказал «Газете.Ru» высокопоставленный источник в российском оборонно-промышленном комплексе. Подобный подход к вооруженной борьбе на море переворачивает с ног на голову всю концепцию размерений надводных кораблей.