Sever68/33> Взять ту же соседнюю Норвегию - там Оффшорный флот в образцово-показательном состоянии.
Уже писал: менталитет, особенности инвестиционного климата, организация производства, общее состояние отечественного судостроения - главные причины.
Sever68/33> Дело в цене, качестве или может в слишком мягких законах, допускающих использование судов под чужими флагами и сомнительной ценности?
Стоимость при строительстве в России - выше, сроки строительства - дольше, условия кредитования - хуже и тд, и тп.
Но законы, наконец, стали серьезно ужесточать.
Постановление 719 уже упоминал.
Кроме того, вводятся серьезнейшие ограничения на привлечение иностранных судов к работе на месторождениях континентального шельфа путем внесения изменений в Кодекс торгового мореплавания.
В частности, Федеральный закон от 26 мая 2021 г. N 142-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" ввел ряд ограничений: определил круг судов, которые могут выполнять отдельные виды работ, в т. ч. перевозку грузов и пассажиров, разведку и разработку минеральных ресурсов морского дна и его недр, морские перевозки и хранение углеводородов. Тем самым введены дополнительные меры протекционизма на этом направлении и обеспечено первоочередное привлечение к работам судов под российским флагом. Нефтегазовые компании медленно, но начинают понимать, что государство с них не слезет. Это видно по росту портфеля заказов ССК»Звезда».
Sever68/33> … а через 5 лет все крупные страны подписали соглашение об отказе от использования любого ископаемого вида топлива.
Это - фантазия.
На перспективу до 2040-2050 гг. мир будет жить с нефтью и газом, постепенно расширяя использование ВИЭ. И сильно сомневаюсь, что и после 2050 г. углеводороды совсем уйдут.
Sever68/33> Кстати, стало любопытно, а во сколько вообще обходится содержание 1 судна PSV включая все налоги, ремонты, зарплаты? Видел дневную ставку в 4400$. Это самый минимум?
Вероятно, нижеприведенные обобщённые данные разных брокеров прояснят понимание этого бизнеса (цифры округлены).
Суммарный спрос на оффшорные суда в нефтегазовом секторе составляет около 1400-1500 единиц в год (в 2020-2021 гг.).
В лучшие времена, например, в 2014 году, спрос доходил до 2250-2300 судов.
Загрузка/задействование судов на проектах в оффшорном сегменте (нефтегаз без ветроэнергетики) составляет в 2020-2021 гг. около 60-70% от всей численности мирового флота таких судов (в жирные 2010-2014 гг. спрос/задействование мирового флота судов обеспечения платформ (PSV+AHTC) достигал 90%).
При этом надо понимать, что спрос на PSV сильно выше, чем на AHTC в силу специфики работ - 80% всей выполняемой оффшорными судами работы - снабжение/обеспечение платформ. А буксировочные операции и расстановка якорей составляют где-то около 15%.
В 2020 году количество судов, поставленных в отстой, стремительно росло (например, в регионе Северного моря, который является одним из самых активных, в отстой за несколько месяцев 2020 года было переведено около 40 судов).
Относительно возраста судов - на суда, имеющие возраст менее 10 лет, спрос в четыре раза выше, чем на суда 10+ лет.
В свою очередь, спрос на суда определяется количеством проектов на шельфе и спросом на плавучие буровые установки - а спрос на них очень низкий в сравнении с лучшими годами (к концу 2020 года спрос на ПБУ падал, по различным оценкам, на 40-50%).
Наибольший спрос сейчас отмечается на проектах на континентальном шельфе Северной и Южной Америки (Мексиканский залив, шельф Бразилии и Гайаны).
Ну, и надо понимать, что фрахтовые ставки сильно разнятся и от месяца к месяцу, и от года к году, и в зависимости от региона.
Например, средние за 2020 год они были такими (даю для сравнения и AHTS):
- PSV 4000 dwt - 12,6 тыс. долл.
- PSV 3200 dwt - 9,7 тыс. долл.
- AHTC 240 t - 28,6 тыс. долл.
- AHTC 120 t - 7,1 тыс. долл.
- AHTC 80 t - 4,7 тыс. долл.
А если смотреть по регионам, то картина такая (средняя ставка за 2020 г.) для PSV > 900 кв. м:
- Северное море - 7,6 тыс. долл. (а, например, в апреле 2020 года из-за COVID здесь они падали ниже 4000 долл.);
- шельф Западной Африки - 8+ тыс. долл. ;
- шельф Бразилии - 18 тыс. долл.
В целом - как-то так.