Татарин> Я не говорю, что организация грунтовки в ту же цену встанет, но принципиально расходы на строительство и содержание уже имеются, земля отчуждена от хоздеятельности (и неплохая такая полоса, уже это - расходы, один только земельный налог)
В северных бебенях - ну какие потери на отчуждение от хоздеятельности?
Татарин> и т.п. Скажем, лосезащита у нас - вполне себе заметная статья расходов: заборы, лосепроводы, и периодически какая-нить машина впиливается в лося с жертвами. Не, ну тут-то жертвой будет наверняка только лось, но и лося жалко, и ремонт неизбежен.
Не забывай, что экраноплану не так-то просто убить лося
Ты же не боишься, что тебя контузит заходящий на глиссаду в пару сотен метров над тобой самолёт? Ну вот так и ЭП, идущий метрах в 5-10 над экраном - аграмадных винтов
*, чтобы тупо лопастью убить, у него нету, кромкой крыла не ударит - высоко, нагрузка на площадь - смешная и нестрашная, повышение давления отнюдь не смертельное.
И да, это и к вопросу об отчуждении от хоздеятельности. Не уверен на 100%, но сильно подозреваю, что, к примеру, над полями и прочими огородами ЭП (ну, большинство) могут проходить безо всякого ущерба для полей в большинстве случаев.
* хотя, вообще говоря, схема ЭП с большим числом винтов большого диаметра по всей кромке крыла, может быть, и имела бы какой-то смысл, но большинство про(ж)ектов сейчас вроде не такие.
Татарин> То есть, смотри какая фигня: у нас невездеходный транспорт с дорогой единицей подвижного состава, который требует относительно дорогой инфраструктуры. Такой транспорт должен давать какие-то огромные конкурентные преимущества по качеству работы, чтобы оправдать себя. А он не даёт - ни по скорости, ни по энергоёмкости тонно-километра.
Рассматривай это, например, как разновидность скоростного поезда. Маглева, или воздушной подушки - неважно. По скорости - как они, по инфраструктуре - существенно дешевле (может быть / местами / если повезёт).
Или как разновидность СПК - но при этом быстрее и можно не только по воде.
Да, всё нишевое. Но что делать. Это ж не повод говорить о полной бессмысленности скоростных поездов и СПК.
Татарин> Так вот у экраноплана нет этого "НО". Чего-то такого, где вот прям "ах", нечто качественно новое по сравнению с имеющимся.
Сочетание. Ну, по исходным задумкам и обещалкам. Самолётной скорости и автомобильного (ну, сравнимого с) расхода топлива. Плюс отсутствие необходимости в дорогой аэродромной инфраструктуре.
Да, как-то не очень уж ах, и вообще - что самое неприятное - количественно не слишком понятно, чего и сколько. Но что есть то есть.
В очередной раз повторюсь, что нормальных данных по расходу топлива ЭП - нету. Единичные примеры, даже тех же алексевских машин - вообще говоря, еще совершенно ничего не значат. Хотя бы потому, что совершенно не факт, что при проектировании этих опытных машин хотя бы ставили перед собой задачу минимизации расхода топлива. Эдак можно на кучу советских самолётов (при копеечном-то керосине!) посмотреть, и сделать вывод о принципиальном пороге затрат топлива самолётами, ниже которого уйти якобы невозможно.
Татарин> Во-первых, не подходит болото (или ты на болотах реально не был?). Выпрет дерево на болоте (что редко, но бывает), и всё - авария.
На сколько выпрет? На 10 метров? Да даже на 5?
ЭП должен идти
как минимум в единицах метрах над экраном. Если это условие не выполнено - действительно, требования к трассе резко растут. То есть это другой уже ЭП.
Или ты имел в виду, что дерево торчит, а не внезапно появляется на освоенной трассе? Ну тк это вопрос провешивания трассы.
Татарин> Во-вторых - ну нет непрерывных болот в таком значимом количестве, чтобы это могло быть качественным фактором в пользу экрана.
Да не нужно тебе непрерывное болото. Это просто наглядная иллюстрация мысли, что требования к трассе много, много мягче, чем и к железке и к автодороге - их через болото тянуть замучаешься, а тут - ну, как минимум для
некоторых болот - и делать почти ничего не надо.
Даже по заболоченным лесам - не исключено, что достаточно набросать вдоль трассы боеприпасов объемного взрыва
(полагаю, Покровский бы одобрил
)
Татарин> Опять же смотри реальные фото местности с космоса - они достаточно детальны. Чтобы реализовать преимущество экраноплана в скорости, тебе нужен маршрут с кривыми радиуса в километры.
Что-то слабо мне верится, что можно вывод сделать из одного лишь взгляда невооружённым глазом на крупномасштабные снимки. Тут нужно брать какие-то ГИСы с детальными сведениями о рельефе, пилить алгоритм наподобие простройки маршрутов в навигаторах (даже не автомобильных, а "пешеходных" маршрутов), и искать возможные маршруты, не слишком извилистые, и требующие обустройства не более чем на N процентах протяжённости. Иначе, подозреваю, никак.
И да, радиусы, вообще говоря, не обязательно привязывать к максимальной или даже средней скорости ЭП, если поворотов сравнительно немного.
Опять же - да может, где-то и одних рек при минимальной доработке хватит?
Татарин> Но вот тут и начинается то, в чём многократно упрёкались сторонники экраноплана: вместо изобретения машины под некую широко (или даже узко) востребованную задачу ты начинаешь изобретать задачу под машину.
Ну это переливание из пустого в порожнее. Машина-то уже изобретена.
Не нашлось широко востребованной задачи - ну, ok. Что есть то есть. Осталось разобраться, есть ли нишевые, и насколько узкие, и при каких допущениях.