Реклама Google — средство выживания форумов :)
Мониторинг Земли на новых технологиях
Еще год назад заявлялось, что по проекту «Сфера» на низкие орбиты будет выведено более 200 малых космических аппаратов высокопериодичного всепогодного мониторинга Земли «Беркут». Предполагалось, что они будут нескольких типов — обзорные, высокодетальные и радиолокационные. По функционалу спутников планы не поменялись, но вот разговоры о численности группировки пока преждевременны.
«На текущем этапе основной задачей мы видим отработку технологий на демонстрационных аппаратах, получение опыта и наращивание компетенций наших предприятий, чтобы в том числе конкурировать на международном уровне, — замечает Сергей Прохоров. — А количество аппаратов будет зависеть от объемов финансирования».
За прошедшие два года с момента начала проектирования системы возможности аппаратов улучшились. Например: если ранее в параметры обзорного мониторинга закладывалось разрешение 2.5–5 м, то сейчас это значение уже 1.5 м при полосе обзора 85 км. Показатели высокодетальной съемки тоже будут улучшаться. Появятся и дополнительные функции, в частности высокодетальной видеосъемки.
Одна из задач «Сферы» — привлечь к проекту частный бизнес. Речь, прежде всего, идет о включении услуг связи, передачи данных, навигации и дистанционного зондирования Земли в сервисы телекоммуникационных, транспортных, банковских, страховых, добывающих и других компаний. Интеграция всех этих возможностей на уровне абонентских устройств, доступность спутникового сигнала в любой точке страны открывают хорошие перспективы для расширения бизнеса и повышения качества обслуживания потребителей.
Кроме того, все передовые страны стремятся к развитию беспилотного транспорта и роботизированных систем. Тот, кто первым соберет на своей платформе возможности спутникового наблюдения, позиционирования и телекоммуникаций, получит конкурентное преимущество и шанс построить сеть беспилотников в глобальном масштабе — в воздухе, на земле, на воде.
«Уверен, наши новые технологии и сервисы заинтересуют крупный бизнес, который уже активно присматривается к рынкам спутниковой связи и ДЗЗ, — отмечает Сергей Прохоров. — И в принципе мы могли бы предложить создание полностью частных орбитальных группировок при технологической поддержке Госкорпорации „Роскосмос“ и наших организаций».
Не исключено, что эта инициатива позволит ускорить переход «Сферы» в стадию серийного производства аппаратов, поскольку государство пока не готово нести в полном объеме затраты по всем направлениям первоначальной версии программы.
«На нынешнем этапе главное — это доказать состоятельность закладываемых в „Сферу“ решений и технологий, — подытоживает собеседник. — А в дальнейшем, при переходе к тиражированию, все будет зависеть от потребностей и финансовых возможностей государства. Но мы будем учитывать и растущий интерес со стороны бизнеса.
Означает ли это, что в ближайшем будущем появятся российские аналоги StarLink и OneWeb? Мы не ставим перед собой такой задачи, поэтому вряд ли. Тем не менее нами будет обеспечена здоровая конкуренция данным системам на рынке телекоммуникационных услуг».
Как сообщает американская разведка, несмотря на продолжающиеся успехи на Украине, российские военные стремятся укрепить свои позиции за счет беспилотников из Ирана.
Хотя ВПК Ирана в целом далек от современного уровня по сравнению с российским, ведущей его силой остаются беспилотные летательные аппараты, а этой областью российские вооруженные силы во многом пренебрегают. Иранские беспилотники прошли обширные боевые испытания в Сирии и Ираке, совершив тысячи вылетов, в основном с применением более консервативных конструкций без технологии малозаметности. В основном это Shahed 129 – аналог американского Predator и китайского Wing Loong II. Россия же делает ставку на большие и дорогие истребители, тогда как легких и даже средних самолетов, способные наносить точные удары, у нее наперечет. Таким образом, доступ к недорогим беспилотникам с расширенными возможностями может значительным усилением ее воздушной кампании.
Боевого опыта в применении высокоэффективных беспилотников-невидимок у Ирана больше, чем у любой другой страны мира – причем сопоставимый арсенал имеется лишь у США и Китая. И если эти аппараты будут переданы России при соответствующей подготовке, это может стать переломным моментом для украинского театра.
Начиная с 2010-х Иран добился в разработке беспилотников крупных достижений. Сбив после успешной электронной атаки беспилотник Lockheed Martin RQ-170 Sentinel под управлением ЦРУ, Тегеран заполучил его комплектующие и сконструировал на их основе серию невидимок типа "летающее крыло". На тот момент RQ-170 вполне мог быть самым малозаметным боевым беспилотником в мире, хотя иранские источники и утверждали, что отечественные разработки в дальнейшем его превзошли. На базе RQ-170 появились беспилотник-разведчик Saegheh и штурмовик Shahed 171. Причем первый доказал свою живучесть, проникнув в феврале 2018 года в воздушное пространство Израиля – зону с одной из самых густых сетей ПВО на планете. Аппарат успешно уклонился от неоднократных попыток нейтрализовать его ракетными батареями Patriot американского производства, и его пришлось сбить артиллерийским огнем с близкого расстояния – где возможности скрытности уже не обеспечивали никакого прикрытия. Бывший глава Моссада Дани Ятом заявил по этому поводу: "Это была сложная операция. Аппарат оказался практически точной копией американского беспилотника, упавшего на их территории. Если бы он взорвался где-нибудь над Израилем, возможно, нам бы не удалось опознать иранское производство".
С отменой эмбарго ООН на поставки оружия Ирану в октябре 2020 года экспорт всех видов обычных вооружений стал полностью законным, хотя Москву от закупок иранской техники может остановить потенциальный удар по престижу российского ВПК. Не следует сбрасывать со счетов и возможность передачи иранских технологий для дальнейших российских разработок – это напоминает лицензионное соглашение 2009 года между Израилем и Россией. Теоретически Россия могла бы компенсировать расходы, поставив Тегерану военную технику собственного производства – поскольку вооруженные силы Исламской Республики устарели на несколько десятилетий в ряде областей – от пилотируемой боевой авиации до бронетехники.
Сообщается, что Иран давно проявляет интерес к системам ПВО С-400, истребителям Су-30СМ или Су-35, а также системам береговой обороны "Бастион". Новые иранские беспилотники-невидимки – в первую очередь ударные платформы Shahed 181 и Shahed 191 – могут оказаться особой проблемой для украинской ПВО, гораздо менее плотной и технически продвинутой, чем израильская.
На сегодняшний день Иран – единственная страна, испытавшая беспилотники-невидимки типа "летающее крыло" в боевых условиях, и доступ к его ноу-хау и технологиям грозит существенно изменить ход украинского конфликта, а также укрепить позиции России в борьбе с другими противниками. Наконец, передача может значительно повысить престиж иранских беспилотных программ и подстегнуть иностранный интерес к новым закупкам.
Наиболее массовыми сейчас в составе Аэрокосмических сил КСИР являются 60% копии - реактивный БПЛА Shahed-191 и винтовой БПЛА Shahed-181. Это именно они светились на кадрах с различных учений в последние годы и участвовали в одном из ударов по боевиками ИГ в Сирии.
Реактивный БПЛА Shahed-191 имеет максимальную дальность полета до 1500 км, может находиться в воздухе до 4,5 часов и летать со скоростью до 350 км/ч на высоте до 7,6 км. Максимальная масса аппарата составляет 500 кг и он может нести 2 бомбы общей массой до 100 кг во внутренних отсеках.
Ну и полноразмерной копией RQ-170 является реактивный БПЛА Shahed-171, который имеет максимальную дальность полета до 4400 км, может находиться в воздухе до 10 часов и летать со скоростью до 460 км/ч на высоте до 11 км (36000 футов). Максимальная масса аппарата составляет 3070 кг.
В корпусе беспилотника Шахед 171 использовано очень мало радароотражающих материалов, также его поверхность, как и у американского бомбардировщика-невидимки B-2 Spirit, не имеет прямоугольных выступов, увеличивающих радарный профиль. Эта характеритика позволяет Шахеду 171 успешно выполнять разведывательные миссии в глубине вражеской территории. Сегодня этот дрон даже используется в гражданских миссиях, таких как засев облаков. Так что теперь Иран стал вторым по величине производителем и оператором дронов типа "летящее крыло" в мире.
Shahed-129 способен выполнять как боевые, так и разведывательные задачи. Он может кружить в воздухе до 24 часов (автономность Shahed-191 составляет 4,5 часа). По размеру, форме и назначению Shahed-129 является аналогом американского MQ-1 Predator и считается одним из самых эффективных дронов на вооружении Ирана. Масса полезной нагрузки Shahed-129 составляет 400 кг, скорость – 150 км/ч, дальность полета – 3400 км, потолок высоты – 7,3 км.
На этой неделе помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан заявил, что «правительство Ирана готовится в ускоренном порядке предоставить России до нескольких сотен беспилотников, включая беспилотники, которые могут нести вооружение». В самом Иране эти данные опровергли, но в США настаивают на том, что Россия заинтересована в приобретении иранских беспилотных летательных аппаратов.
Пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков заявил, что президент России Владимир Путин проводит встречу с верховным правителем Ирана Али Хаменеи.