Реклама Google — средство выживания форумов :)
Лунный космический лифт или лунный космический лифт - это предлагаемая транспортная система для перемещения механического подъемного средства вверх и вниз по привязному кабелю в форме ленты, который устанавливается между поверхностью Луны "внизу" и стыковочным узлом, подвешенным на десятки тысяч километров выше в космосе наверху.
По своей концепции он похож на более известную идею космического лифта на Земле, но поскольку гравитация на поверхности Луны намного ниже Земной, инженерные требования к постройке лунной лифтовой системы могут быть выполнены с использованием уже доступных материалов и технологий.
1978 год.Притяжение Луны вносит важную поправку в наши рассуждения, а именно: если трос мал, то наш аппарат попросту упадет на Луну. Но этого не произойдет, если длина троса будет превышать расстояние от Луны до точки либрации L2- Чем больше это превышение, тем меньше может быть масса аппарата. При малых превышениях слишком велико может быть влияние массы той части троса, которая находится между Луной и точкой L2. Проектная длина троса [3.47] — 70— 90 тыс. км. Космическому аппарату на конце троса можно задать маятниковые пространственные колебания, при которых он будет выписывать на небе, если смотреть с Земли или с Луны, «фигуры Лиссажу». При углах размаха 30° только примерно на 0,2% траектории космический аппарат — релейная станция связи — будет загорожен от Земли Луной. Существуют уже сейчас достаточно прочные композитные материалы малой плотности, из которых может быть сделан трос, причем его толщина должна увеличиваться от космического аппарата до Луны, например, в 30 раз. Масса космического аппарата для указанной выше проектной длины троса, будет составлять несколько тонн, а троса — несколько сот килограмм *). Предлагается [3.47] сначала вывести с помощью ракеты «Титан— Центавр» аппарат на гало-орбиту вокруг точки L2 (чтобы его можно было наблюдать с Земли). Небольшой двигатель на сжатом газе вытягивает конец троса на несколько километров в сторону Луны, а там уже трос движется сам к Луне под действием градиента гравитации. Одновременно в противоположную сторону должна направляться масса-противовес, чтобы вся система оставалась на линии Земля — Луна. Через несколько недель конец троса достигает Луны и зацепляется за нее. Далее трос разматывается дополнительно еще на несколько тысяч километров, чтобы аппарат отодвинулся от Луны.
Станция не нуждается в системе ориентации, и лишь изредка может понадобиться коррекция фигур Лиссажу.
*) Плотность графито-эпоксидного материала, подходящего для троса,— 1550 кг/м3. Этот трос,— по-существу, не трос, а тонкая нить.
Из-за более низкой гравитации Луны и отсутствия атмосферы у лунного лифта были бы менее строгие требования к прочности на растяжение материала, из которого состоит его кабель, чем у привязанного к Земле кабеля. Для наземного лифта потребуются материалы с высокой прочностью по отношению к весу, которые теоретически возможны, но еще не изготовлены на практике (например, углеродные нанотрубки). Лунный лифт, однако, может быть сконструирован с использованием коммерчески доступных, серийно выпускаемых высокопрочных параарамидных волокон (таких как кевлар и М5) или сверхвысокомолекулярного полиэтиленового волокна.
По сравнению с земным космическим лифтом, было бы меньше географических и политических ограничений на местоположение наземного соединения. Точка подключения лунного лифта не обязательно должна находиться непосредственно под его центром тяжести и может даже находиться вблизи полюсов, где, по имеющимся данным, в глубоких кратерах, которые никогда не видят солнечного света, может быть замороженная вода; если это так, ее можно собирать и превращать в ракетное топливо.