С Лостика про мосты ч.2:
Mad Max
3 месяца назад
День добрый.
Как я понял, обзор мостов многим интересен, тогда продолжаем.
Серия 2
Запорожье. Автомобильные мосты.
Город Запорожье находится менее чем в 50 км от линии соприкосновения. Берега Днепра соединяют 3 пути. Для того чтобы отделить левый берег от правого, необходимо разрушить: мост по ДнепроГЭС и разрушить мосты через Днепр - Вантовый и Преображенского, или мосты через его старое русло на остров Хортица – Балочный, Арочный и Преображенского (см рис. 1).
Мосты Красивые, с оригинальными решениями, во многом именно эти решения и являются их проблемами.
Начнем с нового Вантового моста и его побратима через старое русло - Балочного моста.
Вантовый мост.
Характеристики: Длина - 660 метров, Ширина 25.5 х 2 Рис. 2, 3, 4
Рождение данного моста отдельная пьеса, в ней вся суть украинского государства: проект советских инженеров, кумовство-воровство, упавшие флаги…
Мост состоит из 2 независимых конструкций. Одну успели открыть в январе этого года. Вторая еще строится. Мост вантовый, то есть пролет висит на тросах. Если бы его целиком сдали в эксплуатацию, целью для разрушений должны были стать пилоны или ванты, при критическом ослаблении которых рухнул бы пролет. Но, так как сдали только половину моста, сделать это сложнее - под пролетом остались временные строительные опоры, которые все еще выполняют функцию опор. На данный момент происходит дублирование несущих конструкций: ванты и опоры, то есть для обрушения необходимо разрушь как проектные, так и временные конструкции. Но есть и приятная новость: временные опоры некапитальные значительно менее прочные.
Другая проблема - конструкция пролета, которая представляет собой коробчатую металлическую балку. Насколько сложно разрушаются подобные балки мы видели на примере Антоновского моста, только там был бетон, тут металл. Перфорация ракетами будет менять его свойства, но значительно медленнее, чем хотелось бы. Практически разрушить пролет можно будет продырявив конструкцию до состояния отрывного корешка.
Разрушения данного моста весьма сложная задача.
Для решения данной задачи, необходимо нетривиальное решение: возможно, обрушение недостроенного пилона на новый мост.
Балочный мост.
Продолжение автодороги, проходящей по Вантовому мосту, через Старый Днепр. Рис. 4
Открыт в 2020 году. Конструкция пролета идентична вантовому, только на опорах железобетонных опорах. А эстакада к мосту выполнена из типовых железобетонных балок, штурма опорника под мостом донецкой окружной дороги показал, что разрушить ее практически невозможно. Разрушить данный мостовой переход сложнее, чем вантовый.
Арочный Мост.
Автомобильный мост на о. Хортица через Старый Днепр
Характеристики:
Длина - 320 метров, ширина - 20 метров, высота - 40 метров, сдан в 1974 году. Проект ЦНИИПСК (МОсква) Рис. 6, 7
Один из самых красивых мостов на Днепре. Состояние не лучшее: в 1997 году - был признан аварийным, началось разрушение опор на правом берегу и расползание швов, наблюдались значительные колебания колебания. Изменения в конструкцию несовместимые с дальнейшей эксплуатацией можно выполнить несколькими способами:
1. Разрушением одной из надарочных стоек. Шаг стоек - 12.8 метра. В случаи потери жесткости одной из стоек, скорее всего, произойдет обрушение полотна.
2. Нарушение целостности арки. Длина арки 196 метров, высота балки арки 1.1 метра.
3. Повреждением опорной пяты арки.
Возможно комплексное воздействие.
ДнепроГЭС. Рис. 8, 9
До начала сбора информации, я думал, что уничтожить дорогу по ДнепроГЭС самая трудновыполнимая задача, так как плотина - капитальное сооружение из высокопрочного бетона, а возможностей обычного высокоточного оружия явно недостаточно для дистанционного демонтажа. Но это возможно. Давайте разберемся.
Автомашины двигаются по ДнепроГЭС по 3 конструктивно различным участкам: Эстакада через шлюзы, плотина, аванкамерный мост.
Эстакада через шлюзы. Рис. 10
Криволинейный в плане мост, длиною 352 метра. Несущая трапецивидная балка эстакады шириной снизу 6, а сверху 9 метров, проезжая часть состоит из листового настила толщиной 12 мм и приваренных к нему продольных ребер. Эстакада опирается на стойки разной высоты. Высота самой длинной стойки 30 метров. Данное решение позволило сделать промежуточные опоры предельно малых размеров.
Самой слабой части в данном мосте являются стойки, которые рассчитаны только на вертикальные нагрузки. С ними надо и «работать». Отсутствие Эстакады усложнит, но уберет полностью возможность передвижения по мосту.
Другие части много интереснее.
Автодорожный перехода плотины.
Длина более 600 метров. рис. 11
Для моста предложена крайне оригинальное решение – плита-оболочка, установленная на балки консоли. Сооружение свободно держится, как бы парит в воздухе. Это решение проектировщиков получило свидетельство на изобретение. Но из-за такого решения на каждую балку консоль пришлась очень большая нагрузка – 1500 тонно-метров. А чтобы ее не опрокинуло, балки были закрепили предварительно-напряженными канатами, пропущенных в тело плотины. За последние годы канаты перестали выполнять свою функцию, и в ходе последней реконструкции балки укрепили подпорками (чудо проектировщики, почему-то выполнили их разной длины).
Для разрушения перехода, необходимо ослабить подпорки, и приложить усилие по опрокидыванию полотна, т е локальный взрыв под эстакадой.
Аванкамерный мост.
Длина - 320 метров. Рис. 12
Интересна история моста, его строили на месте прошлого, но старый мост имел слишком крутой поворот, затруднявший движение автомобилей. Новому переходу требовалось придать более плавные очертания. Но при увеличении радиуса кривизны моста одна из существующих опор оказывалась в стороне. Для ее использования было предусмотрено устройство мощного выступающего кронштейна.
Нарушение целостности данного кроншнейна приведет к потери несущей способности 2 пролетов на повороте.
Как вывод, для вывода из строя автодорожного перехода Днепрогэса достаточно нарушения работы одной из его частей, что можно сделать, не прибегая к разрушению плотины.
Вывод (промежуточный): Для разделения автомобильного сообщения Запорожья необходимо уничтожить Вантовый мост и Автодорожный переход ДепроГЭС. Обычными методами сделать это крайне сложно.
Для решения подобных задач необходимо подключать конструкторов. В структуре Министерства обороны несколько проектных институтов. Надеюсь, специалисты, умеют проектировать не только коттеджи и проявят интерес к данной теме.
Красным на чертежах обозначил акцентные элементы.
Буду рад услышать конструктивные возражения.
Удобна ли группировка картинок?
С уважением.
п.с. Мост Преображенского - автомобильно-железнодорожный, рассмотрим в следующей серии.
п.п.с. При подборке материалов столкнулся со сложностями подбора иллюстраций: крайне тяжело найти нужные ракурсы, сложилось впечатление, что картинки хорошо почистили.
п.п.с. Загрузил пост 2-ой раз, так как 1-ый улетел в спам.