Реклама Google — средство выживания форумов :)
Несмотря на характерные проблемы жаркого высокогорного климата Афганистана Harrier в этих условиях действовал практически ежедневно круглый год. Причем, преимущественно, это дневные вылеты с боевой нагрузкой около тонны и двумя топливными баками, когда температура воздуха на аэродроме в летние месяцы достигает +50 градусов за Цельсием.
Поэтому, наряду с вертикальными посадками, при необходимости посадки в жаркую погоду с неиспользованной боевой нагрузкой и подвесными (в контейнере) прицельно-навигационными системами, практиковали так называемая «вертикальная посадка с пробегом» при посадочной скорости около 170 км/ч (в Европе такие посадки Harrier производят на скоростях около 90 км/ч).
В этих условиях министерство обороны Великобритании, учитывая высокие требования, предъявляемые к эффективности боевых действий эскадрильи «Харриеров» на юге Афганистана, приняло решение о направлении на аэродром Кандагара дополнительных самолетов «Харриер» новой модификации GR.9. И, как показали события, не напрасно. Уже во время осенних операций 2006 года именно «Харриеры», базирующиеся в Кандагаре, доставляли к целям на юге Афганистана более 90% всех авиационных средств поражения. Поэтому весной 2008 года было принято решение о продлении срока дислокации эскадрильи «Харриеров» в Афганистане до апреля нынешнего года.
Таким образом, реальные боевые действия показали, что рассуждения о неэффективности СВВП в условиях будущей войны оказались несостоятельными и «Харриеры» из состава британского контингента в Афганистане зачастую оказывались практически единственным средством тактической огневой поддержки с воздуха и действовали в режиме реального масштаба времени.
Комплексные оценки и боевой опыт показывают, что истребитель, не обладающий способностью укороченного взлета, в настоящей войне оказывается неполноценным (как боевой самолет) и, в конце концов, ненужным, поскольку, даже имея «высокоинтеллектуальную» начинку и оружие, не способен эффективно реализовать свой потенциал (становится дорогой, но бесполезной игрушкой). И наоборот, возможность укороченного взлета и посадки позволяет в наибольшей степени реализовать «интеллектуальный» потенциал, заложенный в самолете и его оружии.