Объединенная двигателестроительная корпорация Госкорпорации Ростех впервые представила на Международном военно-техническом форуме «Армия-2023» макет перспективного двигателя СМ-100 для модернизированного учебно-боевого самолета Як-130М. Проект будет развитием базового двигателя АИ-222-25. Новая силовая установка будет обладать повышенными характеристиками при аналогичных габаритах и весе, в частности, максимальная тяга возрастет на 20%, а ресурс – в два раза.
«Разработка СМ-100 проводится в рамках работы по модернизации базового двигателя для учебно-боевого самолета Як-130. Полученный в ходе работ научно-технический задел используется для модернизации двигателей АИ-222-25. Наряду с этим двигатель имеет большой потенциал для применения в сфере военной авиации, а также может рассматриваться в качестве основы семейства силовых установок для легких региональных и административных самолетов. Мы готовы к сотрудничеству с авиационными КБ на всех стадиях разработки летательных аппаратов»
11 августа АО «НПО Энергомаш» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») отправило заказчику третий опытный образец камеры сгорания для первого авиационного двигателя полностью отечественного производства ПД-8 для всех российских самолетов Sukhoi superjet (SSJ-New).
Опытные образцы поставляются в рамках договора с АО «ОДК-Пермские моторы», заключенного год назад – в августе 2022 года. Передача первого образца камеры состоялась ранее – в мае. Последний, шестой, образец Энергомаш поставит осенью текущего года.
Также специалисты НПО Энергомаш готовятся к запуску серии – 12-и камер сгорания полного изготовления для авиадвигателей ПД-8. Запуск серии пройдет в опережающем режиме.
Специалисты Самарского национального исследовательского университета имени академика Королёва провели успешные огневые испытания малоразмерного газотурбинного двигателя МГТД-22 «Колибри»
МГТД-22 — это совместная разработка Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королёва и малого инновационного предприятия «3Д Куб», соучредителем которого является вуз. Масса опытной серии двигателя — 2,1 кг, максимальная тяга — 220 Н (22,4 кгс), длина — 30,6 см, диаметр — 11,8 см.
«Опытный образец МГТД-22 прошёл огневые испытания. В ходе них двигатель подвергался экстремальному температурному воздействию, которое имитировало условия работы на максимальном режиме мощности. Испытания завершились успешно. Двигатель подтвердил заложенные при проектировании характеристики»
«МГТД-22 — это компактный и мощный генератор энергии. На один свой килограмм веса «Колибри» даёт 10 кг тяги. Это очень хороший показатель. Это означает, что МГТД-22 способен поднять в воздух достаточно габаритный летательный аппарат. С нашей точки зрения, применение такого двигателя открывает новые возможности отечественным разработчикам БПЛА»
новый мотор предназначен прежде всего для установки на перспективные БПЛА
В планах инженеров создать целое семейство газотурбинных двигателей различной мощности.
... будет включать МГТД-40 «Чайка» с тягой 400 H (40,8 кгc) и массой 4 кг, а также МГТД-100 «Орёл» с тягой 1 тыс. H (102 кгc) и массой 13 кг.
«Газотурбинный двигатель — это, по сути, силовая установка, которая способна в том числе питать электронику носителя, то есть использоваться как генератор. Также МГТД легко можно «конвертировать» в один из трёх типов авиационных двигателей: турбовальный, турбореактивный и турбовинтовой. Функциональное назначение малоразмерных ГТД может быть самым разным. Но в нынешних реалиях это прежде всего БПЛА, в том числе тяжёлого и грузового классов»
«ОДК-Кузнецов» заканчивает разработку и ведет освоение производства двигателя НК-36И-32 с повышенной мощностью 32 МВт.
«Метод электролитно-плазменного полирования недорогой и очень быстрый. Для электролитно-плазменного полирования нужны лишь электрический ток, раствор солей и установка. Время обработки детали за одно погружение – до 4 минут.
Другие способы, применяемые для полирования, финишной обработки деталей, – например, виброабразивная галтовка, сухое электрополирование – довольно длительные процессы, они идут от 1 до 8 часов. С помощью такого полирования чистота поверхности обработанной детали повышается на 2-3 класса по сравнению с исходной. Это хорошая перспективная технология обработки»
В качестве электролита предложен водный раствор, содержащий в определенной пропорции соли сульфата аммония и фторида натрия.
Над формулой изобретения работала группа авторов: Георгий Ерочкин, Михаил Ерочкин, Сергей Афанасов, Сергей Тугов, Сергей Козулин, Любовь Герасимова, Владислав Плешкун.
Изобретение признано лучшим по итогам ежегодного корпоративного конкурса изобретателей и рационализаторов ОДК-Сатурн.
В конце лета АО "НПО Энергомаш" (входит в Госкорпорацию "Роскосмос") подписало договор с АО "ОДК-Пермские моторы" на производтсво 12 комплектов камер сгорания авиадвигателей для всех российских самолетов Sukhoi superjet (SSJ-New).
"Это не разовая работа, не разовый контракт. Договор заключен на 12 камер в год, такое количество мы можем сделать при нашей основной загрузке"
"К 2030 году должен уже появиться двигатель с рабочим названием ПД-35.
Не факт что это [тяга] будет 35 тонн, это будет, скорее всего, меньше, тягой от 26 тонн до 35 тонн.
Мы в марте следующего года будем понимать более точно, в каком виде двигатель будет создаваться"
Объединенная двигателестроительная корпорация (входит в Госкорпорацию Ростех) и компания АСКОН начали тестирование и доработку российского инженерного программного обеспечения. Создаваемые отечественные CAD и PLM решения, которые заменят иностранные аналоги, планируется применять при разработке перспективных двигателей, таких как ПД-35 и ПД-8В. В реализацию проекта инвестированы почти 1,2 млрд рублей.
«Создание российского инженерного программного обеспечения является центральной задачей ИЦК «Двигателестроение».
Собственные PLM и CAD решения позволят не зависеть от иностранных разработчиков и обеспечить технологический суверенитет отечественной промышленности.
На предприятии ОДК-Авиадвигатель начато тестирование разработанных систем, по его итогам будут внесены необходимые доработки. Новейшие авиационные двигатели, такие как ПД-8В и ПД-35, планируется создавать уже на собственных программных продуктах»
«Пермские конструкторы обладают тридцатилетним опытом внедрения современных цифровых технологий в процессы создания и эксплуатации газотурбинных двигателей. ОДК-Авиадвигатель использует ИТ-технологии в работе над двигателями семейства ПС-90А, двигателями промышленного назначения. Сегодня невозможно представить работу над перспективными двигателями ПД-14, ПД-35, ПД-8 за пределами передовых CAD, PLM систем. Накопленный опыт является фундаментом разрабатываемого отечественного инженерного ПО»
«Совместно с экспертами предприятия ОДК-Авиадвигатель мы в срок завершили первый этап проекта. В результате сформированы требования к доработке и внедрению инженерного программного обеспечения.
В частных технических заданиях учтены требования предприятий ОДК, что позволит тиражировать результаты проекта в масштабах всей отрасли двигателестроения.
В данный момент реализуем второй этап проекта, результаты которого будут представлены в новых версиях PLM-комплекса АСКОН в 2023-м и первой половине 2024 года»
ОДК провела первые испытания газогенератора ПД-35 — самого большого авиационного двигателя в истории России
Испытания имитировали работу силовой установки. Оценивали свыше 1500 параметров (давление, температура, усилия, расходы топлива и масла, напряжения, вибрации и т.д.), для этого было создано уникальное оборудование и новое ПО. В Ростехе заявили, что результаты превзошли ожидания, а испытания — продолжатся.
Вопрос: - Как обстоят дела с импортозамещением в области авиационных двигателей?
Ответ (в части касающейся):
Что касается двигателя Д-18 на Ан-124: В России освоен ремонт двигателей этого типа. Первые отремонтированные двигатели уже получены.
Надеемся, что выйдем на возможности ремонта не менее 12 двигателей в год, это три самолета.
При такой динамике мы достаточно быстро поднимем исправность этого парка.
Объединенная двигателестроительная корпорация (входит в Госкорпорацию Ростех) в декабре текущего года завершит испытания первого опытного образца нового индустриального двигателя АЛ-41СТ мощностью 25 МВт
Разработку новой линейки газотурбинных двигателей мощностью 25 МВт и 32 МВт для газоперекачивающих агрегатов ведет уфимское предприятие ОДК-УМПО.
«ОДК планирует в ближайшие нескольких лет вывести на рынок ТЭК широкую линейку газотурбинного оборудования, способного решить задачу импортозамещения в секторах добычи углеводородов, производства СПГ и генерации электроэнергии. Мы планируем комплексно обеспечить потребность наших партнеров в газоперекачивающем оборудовании мощностью 16, 25 и 32 МВт.
Для этого предприятия ОДК ведут работы над ПД-14ГП-1/2, силовыми установками АЛ-41СТ-25/32 и НК-36СТ-32. Эти турбины станут основой отечественных газоперекачивающих агрегатов нового поколения, которые остро необходимы для реализации национальных проектов, связанных с транспортировкой газа»