А недавно стало известно, что «Калужский двигатель», который восстанавливал газотурбинные двигатели для Т-80, возобновляет их производство. Но то, что было сказано в пресс-релизе и вовсе поражает. Завод планирует выпускать двигатели мощностью 1500 л. с., причем уже в 2025 году.
На предприятии запущен процесс изготовления деталей для новых газотурбинных двигателей, идет отливка форм и создается крыльчатка для первого каскада агрегата. Самая сложная отливка габаритной корпусной детали — редуктора силовой передачи уже идет полным ходом. Работники завода обладают всеми необходимыми компетенциями для создания такого сложного агрегата.
Вес двигателя на Т-80 составляет 1050 кг, а с коробкой передач — 1900 кг. При такой массе его мощность на 15% меньше, чем у американского, который весит в 2 раза больше (3800 кг). Такое преимущество отечественного ГТД позволяет достаточно легко менять его в полевых условиях.
Основным достоинством российского газотурбинного двигателя являются его топливные предпочтения. Он может работать на авиационном топливе, любом типе солярки, низкооктановом бензине, предназначенном для автомобилей. Получается, он «всеядный», и, как сказал президент ПАО «Калужский двигатель» Юрий Лейковский:
«Мы сейчас это делаем, потому что просит армия. Нам это еще лучше, потому что он будет еще лучше работать на керосине».
Переход на керосин, несомненно, сделает Т-80 более скоростным.
До 2016 года танки Т-80 были выведены на хранение в качестве мобилизационного запаса. В 2017 году Министерство обороны РФ приняло решение снять с консервации часть танков Т-80БВ, чтобы модернизировать их до уровня Т-80БВМ.
На базах хранения тогда находилось около 3000 танков Т-80 различных модификаций. И не воспользоваться столь огромным запасом боевых машин для комплектования частей со стороны Министерства обороны было бы неправильно. Так убранный на задворки Т-80 получил вторую жизнь.
“Уралвагонзавод” и “Омсктрансмаш” — два крупнейших из четырех заводов по производству танков, унаследованных Россией после распада Советского Союза. Первый производил Т-72 и его производную версию Т-90, а второй — самый боеспособный класс танков Советской Армии, Т-80. Однако отсутствие спроса на Т-80 из-за гораздо более высоких производственных и эксплуатационных затрат привело к тому, что “Омсктрансмаш” быстро утратил рентабельность и в 2004 году был поглощен своим конкурентом.
Стремительное расширение танковых частей российской армии с конца 2022 года — как для нужд украинского фронта, так и для противостояния ширящимся силам НАТО на восточных, западных и северных рубежах — привело к тому, что российский оборонный сектор быстро начал доставать с хранения танки советской постройки. Эти старые машины прошли модернизацию и получили средства управления огнем, броню и вооружение XXI века. Однако к моменту начала полномасштабного российско-украинского конфликта доля законсервированных Т-80 была особенно велика, поскольку из-за высоких эксплуатационных расходов министерство обороны отдавало предпочтение гораздо более экономичным Т-72 и Т-90.
Однако более дешевым танкам не хватает дополнительной мобильности, и они не всегда пригодны для работы в экстремальных климатических условиях — в отличие от Т-80 с его газотурбинным двигателем. Такие двигатели, хотя и существенно увеличивают потребности в техническом обслуживании, обеспечивают значительное преимущество в мобильности. При этом кроме Т-80 газотурбинным двигателем оснащен лишь американский M1 “Абрамс” (Abrams). Однако значительно меньший по размеру Т-80 имеет не только гораздо лучшее соотношение мощности на единицу веса, но и орудие большего калибра.
Что же касается возможностей новых Т-80, то российский командир, участвовавший в боях с частями ВСУ, оснащенными в том числе поставленными Германией танками “Леопард” (Leopard), заявил в январе в интервью местным СМИ: “Мы получили совершенно новую машину. Она имеет принципиально новую систему связи... Ее невозможно заглушить, она работает очень хорошо. Звук качественный, чистый, нет перебоев. Также машина оснащена совершенно новой системой защиты”. Он добавил, что на танк установлены “дополнительные модули брони, позволяющие выдерживать удары беспилотников и противотанковых ракет”.
Складывается впечатление, что Министерство обороны России постепенно пересматривает предыдущую оценку экономической эффективности Т-80: в сентябре государственные СМИ объявили, что на “Омсктрансмаше” начались работы по возобновлению производства этого класса танков в дополнение к текущему выпуску Т-90М и танков следующего поколения Т-14 на “Уралвагонзаводе”. Ожидается, что новые серийные модели получат значительно улучшенную конструкцию по сравнению с моделью Т-80БВМ. По-своему это напомнило то, как Т-72 после глубокой модернизации в начале 1990-х превратился в Т-90.