PSS>> Водород это очень специфическое топливо. Из-за небольшой плотности требует больших баков из-за чего совершенно все водородные ступени дорогие.
ttt> Цена баков в стоимости ракет ничтожна. Никогда не слышал чтоб кто то плакался про сгораемый бак шаттла.
Когда правильно спроектированы. И когда движки можно спасать. Водород ошибок не прощает. Мой самый любимый пример первый "Сатурн". Который при использовании водорода на верхних ступенях и стартовой массе более чем в полтора раза больше полностью керосиновой 8К78, обладал полезной нагрузкой всего на 25 % больше. При этом обладал запредельной ценой.
Для водорода требуются как большие баки, для снижения их сухой массы. Желательно более 4 м. Чем больше, тем лучше. В вариант до 4 метров удалось упаковать только "Центавр", сохранив возможности. Больше надувные ступени конструкторы почему-то использовать не хотят. Но для перевозки удобны (даже в США) баки диаметром чуть менее 4 метров. В целом схема с большим центральным водородным баком и боковыми ускорителями нормального диаметра выглядит самой оптимальной. Но перевозка такого бака выходит специфической.
Собственно на Дельте это тоже видно. Базовая двухступенчатая Дельта-4 медиум обладает ПН на ЛЕО сравнимой с трехступенчатым "Союзом-2" - 9420 кг и 9200 кг. При этом стартовая масса не пропорционально меньше. 250 тонн у "Дельты" и около 300 тонн у "Союза".
Аналогично с Дельта-Хэви. У нее ПН (28.8 тонн) выглядит сравнимым с "Ангарой-А5" (24.5 тонн) стартовые массы сравнимы (733 и 773 тонны).
При этом в этих парах "Дельта" гарантировано куда дороже.
И дело еще в цене заправки. Если правильно понял сейчас 1 кг жидкого водорода стоит 10$. 1 кг авиационного керосина ТС-1 стоит 47 рублей.
ttt> Ну уж если автотранспорт мечтают перевести на водород, то ракеты наверное проще.
Они очень специфически в этом мечтают. В частности для компактности предлагают и специальный промежуточный реактор получения водорода из углеводородного топлива. Даже самолеты сложно перевести. У Ту-155 бак с водородом занимал треть салона и было столько проблем, что перевели потом на сжиженный природный газ.
Более менее успешно переводиться только промышленность./электростанции.
ttt> Кстати почему никто не пытается создать одноступенчатую ракету носитель на LH/LOX? Прогресс в материалах вроде должен позволить.
Зачем? А так "Атлас" уже был. Но энергетике на ЛЕО он проигрывал более легкой Тор-Абле. Из которой "Дельта" и выросла. Зато при наличии верхней ступени "раскрывался"