U235> Так это уже смерть, если "несколько другое место" окажется у черта на куличках, особенно если учесть что космонавт приземлялся не в спускаемом аппарате, соответственно возможности по его выживанию были ограниченными. Экипаж Восхода-2 за малым не погиб оказавшись в подобной ситуации. А они ведь в спускаемом аппарате были.
При полете Гагарина была развернута спасательная служба аналогов которой сейчас нет. По всему витку Гагарина стояли корабли и суда, а в СССР были развернуты парашютно-десантные спасательные группы в Ростове, Сталинграде, Куйбышеве, Свердловске, Новосибирске, Канске.
Собственно "расчетным районом" считался район размерами 1000х1000 км.
Более того урезанный формат этой группы уже провел совершенно уникальную операцию (в мировом и историческом масштабе) по спасению Жульки и Альфы, что в конце декабря 1960 года приземлились в Эвенкии. У Ленова и Беляева был детский пикник по сравнению с тем, что выпало на долю собачек в далекой тайге без каких либо дорог и с температурой под -40.. Тем не менее спустя несколько дней они были уже в Москве.
И Гагарин их историю знал, на дворе был апрель, а он мог предпринять активные шаги для своего спасения.
U235> Плюс корабль лишился резервного варианта снижения естественным торможением если бы тормозной двигатель не сработал
Не совсем. Фифти/фифти. Так вышло, что время торможения как раз совпала с временем максимальной работы СЖО. Правда это про прогноз на базе реальных данных полета "Востока". У космонавтов была инструкция как вести себя в этом случае. Они должны были ориентировать корабль, чтобы он максимально тормозился. Время в этом случае должно быть немного меньше. Здесь минус в том, что 10-12 суток в невесомости это много.
Но в любом случае для реального "Востока" необходим был очень и очень серьезный отказ, которого не было.
U235> Ситуацию с орбитой помним? Отработай он еще меньше, из-за этой неисправности, и Гагарин остался бы пленником орбиты. Это его везение номер 1
Неа. Для начала данный клапан точно не мог этого сделать, а все остальное требует слишком серьезного отказа. Но главное. У "Востока" везде был запас. В частности, топлива там хватало с заметным излишком. На случай отклонения "Востока" от правильной ориентации и т д. Нужно поднимать данные, но кажется достаточно было 15 секунд работы чтобы корабль сошел с орбиты. Несколько меньше и он гарантированно продержался на ней не более нескольких витков (даже на его орбитуе) и приземлился в тот же день. Скорей всего на территорию СССР. Для чего группы и развернуты.
Чтобы он остался на орбите нужно было либо ТДУ вообще не включилась, либо сразу выключилось после включения. А у Исаева конструкция была достаточно надежная. Задублированная в рамках одного двигателя где только можно и нельзя. Может на "Зенитах" что и было. Но во всех остальных полетах я вообще не помню чтобы она где-нибудь не включилась.
U235> Третье. не сработало отделение агрегатного отсека от спускаемого аппарата. Это грозило спуском по нерасчетной траектории и с непредсказуемой закруткой корабля. Правда резервный способ таки сработал и отсеки разделились. Это везение номер 2
Это уже наглость. Я прямо написал, что это было штатное решение системы управления так как она разобралась, что импульс был меньше нормы. И совершенно логичное. Мало ли на какой траектории/орбите. Лучше чтобы у космонавты были все возможности по управлению кораблем. И чисто баллистически она не могла привести к другой траектории. Так как двигатель уже перевел на траекторию посадки. И без аэродинамического качества ее не изменить.
Причем если бы не сработал термодатчик, то ленты просто бы перегорели. Что опять просчитывалось. Любил Феоктистов простые решения. А теплозащиты там было столько, что "Восток" мог от Луны со второй космической вернуться и ничего бы ему не было. И это не только мое решение. Когда ЦРУ добралось до "Восхода" и измерила его теплозащиту, они решили что перед ними лунный корабль.
U235> Четвертое. Спускаемый аппарат из-за неприятности с отделением агрегатного отсека таки закрутило. Это плохая новость. Хорошая - закрутило не в самом опасном направлении, иначе бы космонавт просто погиб от знакопеременных перегрузок на спуске. Да и теплозащита выдержала, что тоже хорошо, а тормозные парашюты раскрылись несмотря на раскрутку спускаемого аппарата. Везение номер 3
Фигня. Вычеркивайте. Для начала его не могло закрутить в опасном направлении. Так как корабль Гагарина уже вращался по всем трем осям. И это было такой ерундой, что Гагарину конечно было интересно, что происходит но понимал, что во время спуска ему это не грозит
Просто Феоктистов тоже догадывался, что при разделении отсеков "шарик" может закрутиться. И сначала хотел поставить на него активную систему управления ориентации при спуске. Но потом опять пришел с простой системе на базовых принципах. Просто сместил центр масса относительно центра давления. В результате чего шарик всегда бы ориентировался в атмосфере в нужную сторону. И достаточно быстро. Чтобы это отменить, нужно было отменить законы физики.
Но ложка дегтя все равно оказалась. В реальных полетах оказалось, что хоть шарик и ориентируется в нужную сторону во время спуска немного покачивается. Порой до ±15 градусов Что плохо. При покачивании большие перегрузки переносятся хуже. Но это особенность конструкции "Востока"..
U235> Пятое. После катапультирования Гагарина не открылся вентиляционный клапан скафандра, что грозило Гагарину удушьем. Не учли, что оранжевая демаскирующая тканевая оболочка скафандра помешает нормальной работе клапана. Но клапан в конце концов открылся. Это везение 4
Боже мой. Какое страшное везение. Немного задержался с открытием клапана. Вокруг этого клапана вообще столько накрутили. Как будто он чуть ли не дышать не мог во время посадки. В реальности при спуске космонавт дышал через кислородный прибор и в любой момент мог поднять остекление шлема. Насколько помню Быковскому не понравился воздух из кислородного прибора (слишком горячий), он открыл остекление и спускался так.
Гагарин открыл этот клапан и стекло на Земле только потому, что именно так было прописано в циклограмме полета. Если бы поступил как Быковский никто вообще бы не узнали про этот тросик.
Собственно муху выдули из слона только сейчас. Просто зацепившись за малейшие негативные моменты в послеполетном докладе Гагарина. В закрытых отчетах выпущенных после полета такая фигня вообще не упоминается. Там куда больше порой обсуждают отказа НАЗ и части медицинских приборов контролирующих полет Гагарина (извините, еще и "Мир" не сработал штатно). Для примера см вложение
Правда Волович потом писал, что Гагарин ему признался, что он отрезал НАЗ, так как боялся что заякориться. Это проблема действительно бывала при испытаниях. Но странно почему Гагарин сначала это скрыл.
U235> Шестое. Вместе с основным парашютом раскрылся и запасной. Так себе неприятность, регулярно случающаяся и у неопытных парашютистов. Несмертельная, но грозящая некоторой вероятностью перепутывания строп.
Еще одна фигня. Подобный спуск был штатным. В смысле парашютная система по полной испытывалась на этот режим спуска. В отчете НИИ парашютным систем про это прямо пишут. Просто по логике спускаться мог и потерявший сознание космонавт у которого подобное точно бы произошло.
U235> Седьмое. Гагарин катапультрировался над рекой, и вполне вероятна была ситуация что мы бы имели вроде бы успешно проведенный полет, но утонувшего при приземлении космонавта. Тем более что раскрывшийся второй парашют ограничивает возможность управления направлением спуска на основном парашуте. И это везение 5, что благодаря удачному направлению ветра Гагарин не угодил в реку.
У скафандра было способов наддува плавательного ворота. От автоматического до ручного.И вообще везение это если бы он опустился в штормовое море и смог таки добраться до лодке и передать сигнал. А если рядом со мной проезжает машина и я не попадаю под ее колеса, это не везение.