Латвийский (или латышский-?) грузовой пароход «Everanna»
Построен в 1908 году в Ньюкасле (Newcastle-on-Tyne) фирмой Wood, Skinner & Company Ltd. на верфи Bill Quay Shipbuilding Yard, строительный № 156.
Имел наименования: «Stamboul», «Amilcare Cipriani», «Disciplina».
В 40-ом году национализирован, согласно латвийских изданий – 16 декабря в Ленинграде.
С началом ВОВ использовался в качестве военного транспорта (ВТ-502). Распорядительные акты по данному поводу, а также обстоятельства передачи п/х «Эверанна» в состав Балтийского пароходства, пока не исследованы.
Приказом НКМФ от 6 февраля 45-го года возвращен Латвийскому Госморпароходству по состоянию на 1 января.
В следующем году, в соответствии с пожеланиями моряков Латвии, приказом Министра морского флота от 5 сентября, переименован в «Судрабу Эджус».
Приказ № 27 Министра морского флота от 27 января 47-го года.
Об аварии п/х «Судрабу-Эджус».
11 января с. г. в Финском заливе затонул пароход «Судрабу-Эджус» Латвийского пароходства, шедший с грузом угля-брикета из Штеттина в Ленинград для последующей постановки на капитальный ремонт.
10. января с. г. п/х «Судрабу-Эджус» был принят под проводку ледоколом «Северный полюс». Несмотря на предупреждение о слабости корпуса, проводка производилась с недопустимой скоростью в среднем 7 миль в час. В результате около 13 часов 10 января форпик п/х «Судрабу-Эджус» заполнился водой.
В 21 час. 15 мин. п/х «Судрабу-Эджус» был оставлен в припае на траверзе маяка Шепелева. Ледокол последовал вперед для прокладки канала.
На п/х «Судрабу-Эджус» ежечасно производился промер воды в льялах, причем в 22 часа было обнаружено в трюме № 1 – 50 дюймов воды, в 23 часа – 80 дюймов, в 24 часа – 118 дюймов.
Несмотря на угрожающее поступление воды и неспособность судовой донки откачать ее, на «Судрабу-Эджус» царило полное спокойствие, не было принято никаких мер к вызову помощи и даже, когда в 23 час. 15 мин. к борту подходил ледокол для посадки лоцмана, капитан Эмкалнс не нашел нужным потребовать помощи по откачиванию воды водоотливными средствами ледокола.
Ст. механик п/х «Судрабу-Эджус», зная об угрожающем прибытии воды, в течении своей вахты с 20 до 24 часов даже не опускался в машинное отделение; второй помощник Кондрус, промеряя воду, ограничивался докладом о повышении уровня воды только старпому; капитана же не решался побеспокоить.
В результате преступной халатности командного состава п/х «Судрабу-Эджус», лишь в 0 час. 50 мин. 11 января была дана аварийная телеграмма на ледокол с требованием оказать помощь по откачиванию воды.
В 1 час. 15 мин. ледокол подошел к аварийному пароходу. Капитан ледокола Бызов, вместо немедленной откачки воды, принял решение буксировать аварийное судно на мелкое место – в Кронштадт, на расстояние 15 миль в сплошном льду.
Подача буксира производилась до 3 часов, после чего была начата буксировка аварийного судна. Через полчаса буксировка была прекращена, так как «Судрабу-Эджус» начал крениться и принимать воду на носовую палубу.
Около 5 часов утра с «Судрабу-Эджус» была снята команда, в 5 часов 10 мин. пароход затонул.
Далее, предписание передать материалы по разбору аварии следственным органам для раздачи «призов».