На ВИФ появился ответ
Форум С.Кара-Мурзы . В целом, разумеется, всё правильно. Но некоторый комментарий всё-таки хотелось бы дать.
Вроде все правильно, кроме того, что Скайлэб упал-таки в Австралии (нашли довольно крупные куски), хотя, конечно, возможно что-то упало и в океан, ведь при входе в плотные слои атмосферы станция развалилась на множество частей, каждая из которых летела по своей траектории. Но каковы нюансы?! «Скайлэбом управляли до конца и, изменяя ее ориентацию (и аэродинамическое сопротивление)…» Если перевести это на нормальный язык, то это означает, что Скайлэб не имел корректирующей ДУ, а только систему ориентации. И не совершить маневр спуска в заданный район, ни поднять орбиту ожидания он не мог. Поэтому, когда стало ясно, что станция не долетает до запуска Шаттлов, умельцы-управленцы из американского ЦУПа (или баллистики из их КБ) придумали такую штуку. Если развернуть станцию так чтобы она имела максимальное аэродинамическое сопротивление, то траектория торможения станет более крутой, а чем круче траектория, тем точнее ее можно спрогнозировать. И вот «управляя» спуском, таким образом, им удалось посадить станцию в южном полушарии, хотя, возможно, им просто повезло. Эффективность такого управления можно сравнить с эффективностью управления автомобилем, путем поочередного торможения тапочками, то через левую дверцу, то через правую. Что касается Салюта, то он имел все системы, необходимые для управляемого спуска, но, проработав на орбите в несколько раз дольше расчетного срока, он получил неустранимые отказы, в результате чего и упал неуправляемо. Детали я подзабыл.
Как видите разница принципиальная. Одно дело у автомобиля отказало рулевое управление, и он улетел в кювет, другое дело, когда у авто нет руля и водитель, проявляя чудеса изобретательности, рулит совершенно неподходящими предметами. Кстати, Салют шлепнулся тоже в южном полушарии, где-то в Андах, но ничего там не нашли.
В принципе, всё правильно. Но подоплёка событий требует комментария.
1) Большие куски "Скайлэба" действительно упали в Австралии (хотя бОльшая часть упала в океан). Но упали она в пустынных районах и не нанесли никому ущерба. "Салют-7" упал в Южной Америке практически целиком, при этом к нему был пристыкован ТКС практически такого же размера, а в состав этого ТКС входила посадочная капсула массой несколько тонн, которая по определению должна была пережить атмосферный участок и упала, таким образом, целиком. "Салют-7", как и "Скайлэб", упал в пустынных районах, не нанеся никому ущерба. Частично обломки "Салюта-7" БЫЛИ найдены. То, что они не нанесли никому ущерба - такая же счастливая случайность, как и в случае "Скайлэба".
2) ДУ на "Скайлэбе" действительно не было, а на "Салютах" была. Но она была там вовсе не для управляемого схода с орбиты: целый ряд станций типа "Салют" (ну вот хоть "Салют-2", или "Космос-557"), хоть и имели ДУ, но из-за поломок сходили с орбиты совершенно неуправляемо. ДУ на "Салютах" ставились для подъёма орбиты. "Скайлэбу" ДУ была не нужна, т. к. её вывели на орбиту, срок жизни на которой намного превышал срок эксплуатации станции. Первые "Салюты" просто не могли быть выведены на такие высокие орбиты из-за недостаточной грузоподъёмности РН (а у последних срок службы был достаточно велик).
3) Трудно сказать, что лучше: иметь возможность рулить резервным управлением или не иметь возможности рулить вообще из-за полного отказа всего управления. "Салют-7" со своей ДУ мог упасть на голову кому угодно, а "Скайлэб" в принципе был сведён в управляемом режиме, хотя степень управляемости и была недостаточной и какая-то опасность сохранялась. Автомобиль с недостаточным управлением, имхо, лучше совершенно неуправляемого автомобиля (даже если у него и есть недееспособный руль).
4) Наконец, причина неуправляемого падения "Салюта-7". Упал он просто потому, что топлива не хватило. А топлива не хватило по той же причине, почему "Скайлэб" упал раньше времени: из-за изменения состояния атмосферы "Салют-7" стал тормозиться быстрее, чем планировалось сначала. Вот и не успели. Рулить пытались - но топливо кончилось. Было топливо в ТКС, но скисли системы связи, так что пользоваться ДУ ТКС не было возможности. ...По сути, если бы "Салют-7" затопили своевременно, всё было бы ОК. Но его решили приберечь на будущее, для каких-то перспектив, включая полёты "Бурана". И перевели на орбиту повыше. Ну а потом случилось, что случилось. "Буран" не поспел, связь с ТКС отказала, атмосфера разбухла - и... В общем, ситуация вполне подобна "Скайлэбу", который тоже "отложили на будущее", до прилёта "Шаттлов". Ну и не додержалось...
Или следующий пассаж.
"Скайлэб" не имел ДУ не потому, что орбиту корректировать не умели, а потому, что его вывели на высокую орбиту, время существования на которой превышало тот срок, какой его планировалось эксплуатировать (менее года). СССР не мог выводить "Салюты" на столь высокую орбиту - возможностей "Протона" не хватало, - и приходилось снаблажть их ДУ для компенстации атмосферного торможения.
Та же песня. Можно подумать, что высота орбиты выбирается исходя из максимизации времени баллистического существования станции. На самом деле – это всего лишь один из параметров и не самый главный. Скайлэб не имел ДУ не потому, что она ему была не нужна, а потому, что для ее установки требовалась серьезная переделка третьей ступени РН «Сатурн-5», из которой станция и была сделана. Разумеется, не подлежит сомнению, что американцы смогли бы выполнить такую доработку. Но я уже писал, что вся программа Скайлэб была по сути дела отрыжкой лунной программы и делалась в спешке.
К сожалению, здесь автор ошибается. Проекты "Скайлэба" с ДУ рассматривались, но от них отказались. "Скайлэб" вовсе не делался в спешке! Наоборот - его запуск бесконечно откладывался из-за сокращения финансирования. Первоначально его планировали вообще запустить, кажется, в 69-м. Но потом было решено, что "Аполлон" поглощает слишком много денег, и что вести одновременно обе программы - лунную и "Скайлэб" - слишком накладно. Началось сокращение финансирования, которое привело к отмене трёх высадок на Луну и переносу "Скайлэба" на "послелунное" время.
И наоборот, СССР очень спешил с запуском 1-го "Салюта". Спешка началась, когда увидели, что США задерживают планируемый запуск своей станции. Появилась реальная возможность запустить орбитальную станцию вперёд них, заручившись очередным первенством. У Челомея "отняли" полуготовый "Алмаз", в спешке поставили на него СУ от "Союза", и вот это стало первой советской орбитальной станцией.
К сожалению, автор так и не написал свою версию, зачем, по его мнению, "Скайлэбу" нужна ДУ. ИМХО, перед американцами стоял выбор. Можно было сделать ДУ, тогда "Скайлэб" можно было вывести на орбиту по оптимальной траектории, выиграв в массе станции. Или не делать ДУ, а выводить станцию сразу на высокую орбиту неоптимальным путём, одноимпульсным запуском 2-й ступени "Сатурна-5" (повторного запуска 2-я ступень не допускала). Т. к. у них и без того был достаточно большой запас по массе (станция-то и так огромная), то они решили пожертвовать некоторой частью полезной нагрузки. Дык они и в другом жертвовали - чего стОит один только 11-тонный головной обтекатель-опорная ферма, отправленный на орбиту вместе со "Скайлэбом"...
Да, по размерам, по массе и по объему герметичных отсеков Скайлэб значительно превосходил Салют-3. Объем Скайлэба – 300 куб.м, а Салюта – 100. А вот по количеству аппаратуры для научных исследований и по загрузке космонавтов работой Скайлэб уступал Салюту. Да и рекорды продолжительности полетов были установлены без должной подготовки, астронавты долго болели возвратясь на Землю. Тогда даже возникло мнение, что дольше 3 месяцев в невесомости находиться нельзя.
Опять-таки, ошибки. По количеству аппаратуры "Скайлэб" значительно превосходил первые "Салюты". О "Салюте-3" вообще никакого разговора, но и прочие "Салюты" вплоть до 6-го тоже далеко позади. И вообще, "Салюты-3,-5" были военными станциями - направление, которое было признано неперспективным и закрыто в самом СССР. Так что "аппаратура для научных исследований" - это в основном "Салют-1" и "Салют-4", но они выглядят очень, очень скромно в сравнении со "Скайлэбом". Достаточно вспомнить, что у того был специальный астрофизический модуль.
Насчёт "долго болели", "возникло мнение, что дольше 3 месяцев в невесомости находиться нельзя" - это просто какое-то недоразумение. Всё обстоит с точностью до наоборот. Именно после "Скайлэба" и благодаря ему возникла уверенность, что в космосе можно находиться неограниченно долго. ***Вместо запланированных около 700 ч на медицинские эксперименты было потрачено 822 ч. Биологические параметры второго и третьего экипажей стабилизировались на 7-14 сут полета. Ведущий медицинский специалист НАСА доктор Ч. Берри сказал: "Полет человека на Марс в настоящее время вполне реален, космическая медицина в принципе готова к этому мероприятию - организм человека приспосабливается к невесомости. Директор программы "Скайлэб" У. Шнайдер заявил: "Мы показали, что человек не ограничен в своих действиях в космосе. Единственным ограничением являются не наши технические знания и возможности, а наша решимость". ("Земля и Вселенная", № 3, 2004).***
Сейчас при полетах на МКС американцы пользуются нашими наработками по обеспечению здоровья космонавтов в длительных полетах.
Конечно. Эти наработки за 25 лет безусловно превзошли наработки американцев за год. Но за тот год они сделали больше, чем СССР за шесть-восемь.
Запасной стыковочный узел у Скайлэба был, но им не пользовались.
Разумеется. Он был запасной, аварийный, чтобы мог пристыковаться в случае необходимости корабль спасения. "Салюты" вплоть до 6-го не имели такой возможности.
Конечно, многие недостатки Скайлэба можно было бы устранить в процессе эксплуатации, но Апполон совершенно не подходил на роль транспортного корабля, а его переделка требовала денег и времени.
Это совершенно верно.
США сделали ставку на Шаттлы и отказались от дальнейших работ по одноразовым кораблям и их носителям. И ошиблись.
И это, увы, верно.
Дальнейшую эксплуатацию Скайлэба НАСА планировало, иначе, зачем было держать ее на орбите еще 5 лет. Ведь на это нужны деньги.
Не держать "Скайлэб" на орбите не было никакой возможности - у него же не было ДУ для схода с орбиты.
Денег это не требовало, т. к. станция летала сама по себе, бОльшую часть времени никто ей не управлял. Насчёт эксплуатации - большой вопрос. Здесь уже упоминалось, что НАСА планировало сначала осмотреть состояние станции, чтобы потом принять решение.
"Сатурн" выводил более 140 тонн. "Энергия" - ок. 100-105. Её стартовая масса была несколько меньше 2,5 тыс. тонн.
Не совсем верно. 140 тонн – это масса 3-й ступени РН «Сатурн-5» вместе с КК «Апполон» после выведения на низкую околоземную орбиту. Реально полезного груза С-5 мог вывести на низкую орбиту порядка 80 тонн (масса Скайлэба).
Тут вопрос, как считать. Конечно, 140 тонн включает в себя 13 тонн 3-й ступени. Однако там же и топливо для вывода связки на траекторию к Луне, тонн 80, кажется. Их уж точно нужно считать как полезную нагрузку при полёте в трёхступенчатом варианте. Т. е. полная ПН будет не меньше 130 тонн.
В двухступенчатом варианте на низкую орбиту (250 км) "Сатурн-5" мог вывести полезного груза порядка 110 тонн - "Скайлэб", головной обтекатель и ещё некоторая добавка. Орбита "Скайлэба" не была достаточно низкой, и вследствие неоптимальности траектории вывода (в один импульс) величина ПН уменьшалась. Но верно то, что "Сатурн-5" был ракетой, специально предназначенной для высокоэнергетических орбит. Поэтому его способности к выводу на низкие орбиты была не столь впечатляющей. С другой стороны, "Энергия" выводила весь полезный груз как раз на низкую орбиту, для вывода на высокоэнергетические орбиты ей требовался бы дополнительный разгонный блок, а это - жертва массой ПН.
Ну а если "Сатурн-5" переделывать под низкие орбиты, то достаточно было заменить массивную 3-ю ступень с большим движком и гигантским запасом топлива на меньшую. Подобие небольшого разгонного блока. В результате получилась бы ракета с ПН на низкой орбите, думаю, порядка 120-130 тонн минимум.
Сомневаться в правомочности включения в список космических жертв экипаж «А-1» можно. (Они погибли в КК на стартовой позиции при тренировке, а не в полете). Но включать в этот список Бондаренко, погибшего в барокамере, хоть и при пожаре как американцы, никак нельзя. Иначе придется всех погибших на пожаре причислить к «космическим жертвам».
С этим трудно спорить. Но нужно помнить, что "Аполлон-1" - вообще вполне условное название, данное благодаря хлопотам вдовы Гриссома. Это была обычная тренировка, и хотя в ней погибли космонавты - трагедия произошла именно на тренировке, а не в реальном космическом полёте.