aФoн> Если трясет корпус из-за неравномерности работы движка (колебаний тяги в процессе работы движка), то методы устранения могут быть идентичными
В том-то все и дело - "Если трясет корпус из-за неравномерности работы движка". Но корпус трясет не из-за "неравномерности работы движка", а из-за неравномерности работы всей системы подачи, да еще в этом участвует и корпус ракеты. Я ведь не зря спрашивал о длине трубопровода. Один и тот же двигатель может создавать опасные колебания, а может и не создавать. Трубопроводы подачи к периферийным двигателям имели длину больше, чем к центральному. И только на них устанавливали демпферы, а не на центральном. Чтобы было понятно, что это не ЖРД трясет, приведу для сравнения: частота колебаний F-1 была около 500 Гц, а частота продольных колебаний ракеты - 5 Гц. Разница примерно в 100 раз. Ну пусть даже если были бы НЧ колебания, то и это порядка 50 Гц, не ниже.
Теперь что касается методов устранения. Повторю еще раз (следующий раз я назову Вас тупым). Для ЖРД уже давным-давно имеется отработанный способ устранения колебаний путем установки демпферов в магистрали подачи топлива. Для РДТТ такой метод неприменим - потому что на РДТТ нет трубопроводов, форсунок, клапанов, насосов. Поэтому методы устранения ну никак не могут быть идентичными. И та и другая конструкция является демпфером, изменяющим динамические характеристики конструкции. Наиболее сильным средством подавления совместных колебаний является изменение динамических характеристик питающих магистралей ЖРД. А Вы предлагаете взять менее эффективный метод, при этом ничем его не обосновывая.
Кстати, существуют еще и другие методы устранения колебаний, не использующие демпферы вообще. Но Вам об этом, как видно, ничего не известно. Но если Вы попросите, я расскажу.
Дмитрий В.> На блоке Ц "Энергии" в магистрали окислителя тоже стоял демпфер. Его масса - пара сотен кг.
На Сатурне-5 было еще даже лучше. Отдельных демпферов не было. В качестве демпферов использовались предклапаны окислителя, да и то только для периферийных двигателей. Увеличение веса только за счет дополнительных трубопроводов гелия к предклапанам. Это ничтожно малая величина в общем весе ступени.
aФoн> Если движок четырехкамерный, то это при прочих равных 0,25%, которые к тому же будут усреднять друг друга
Ничего подобного (кстати, ни расчета, ни формул Вы не привели, стало быть, Вы доказать ничего не смогли). Итак, ТНА на все камеры один, трубопровод один. А трубопровод имеет очень существенное значение. Еще раз: Вы путаете колебания двигателя и колебания ракеты. Это не одно и то же.
Каким образом происходят продольные колебания ракет уже разбирали, но еще раз повторю (если Афон будет продолжать твердить, что "трясет корпус из-за неравномерности работы движка", то он точно тупой). Итак, как происходят
продольные колебания ракеты -
Усиление и развитие колебаний до разрушающих амплитуд происходит в результате взаимодействия между колебаниями упругой конструкции корпуса ракеты и работой жидкостного ракетного двигателя. Физическая картина развития колебаний довольно проста и сводится к следующему. В результате случайных причин, которых всегда достаточно, возникают первноачальные небольшие колебания упругого корпуса ракеты на собственных частотах. Вибрации корпуса вызывают колабания давления компонентов на входе в насосы. Эти колебания, как показывают исследования и опыт, могут возникнуть по двум причинам: 1.за счет возбуждения пульсаций давления в гидравлических трактах подачи компонентов; 2.за счет возбуждения пульсаций в системе наддува баков.
Пульсации в гидравлических трактах возбуждаются потому, что в результате продольных колебаний ракеты и баков, находящиеся в них компоненты будут испытывать переменные продольные ускорения, что отразится в виде возбуждения колебаний давления в выходных трубопроводах. Как правило, эти колебания становятся опасными в конце работы ступени, когда компоненты выработаны из баков.
Пульсации в системе наддува возникают из-за периодических деформаций объема подушки в баках, являющихся следствием колебаний конструкций ракеты.
Пульсации давления в трактах подачи компонентов в свою очередь вызывают пульсации расхода компонентов в КС двигателя и далее пульсации тяги, которые вновь воздействуют на колебания корпуса ракеты. так возникает замкнутая цепочка взаимных воздействий колебаний корпуса ракеты и колебаний тяги двигателя.
При некоторых соотношениях параметров колебания ракеты и тяги двигателя могут совпадать по частоте и фазе - в этом случае происходит взаимное их усиление и амплитуды колебаний быстро могут достигнуть крайних значений для двигателя или ракеты - произойдет разрушение того или другого.
Как показывают исследования, возникновение совместных колебаний двигательной установки и конструкции ракеты наиболее благоприятны в случае близости собственных частот колебаний системы питания и конструкции ракеты.
А.П.Васильев,В.М.Кудрявцев,В.А.Кузнецов,В.Д.Курпатенков,А.М.Обельницкий,В.М.Поляев,Б.Я.Полуян "Основы теории и расчета жидкостных ракетных двигателей"
Афон, неужели Вы никак не в состоянии этого понять?