Реклама Google — средство выживания форумов :)
Контроль и доступ к какой информации? Уточните. Большой объем информации можно получать и с помощью спутников. Строго говоря, МКС "первая международная" только в плане сборки её на орбите. "Мир" тоже был, в некотором роде, международным.hsm, 08.04.2005 16:27:51:Мне кажется одна из действительно существенных причин - контроль и доступ к информации. Ну и полит.престиж тоже, это ведь не банальная а первая международная станция.
Когда над ней работали, не думали, что она полетает только два раза.hsm, 08.04.2005 16:27:51:Вот когда пригодиться - тогда и надо на него тратиться. Делать такие вещи про запас, на туманное отдаленное будущее - убить страну сейчас. Что мы собственно и получили.
Боже упаси! Я об этом даже и не думал говорить. Вы хоть вникаете в то, о чем я пишу? По-моему, нет. <_<7-40, 08.04.2005 16:45:59:Если деньги есть где-то, это не значит, что их собираются потратить на то, что Вы думаете.
Намного меньше, но выделяли таки. Иначе на что построили АМС "Марс-96"? На личные сбережения Куликова и Филина?7-40, 08.04.2005 16:45:59:Деньги на космос стали выделять намного меньше уже к концу 80-х - как раз тогда, когда, по Вашей последней версии, зародилась марсианская программа.
Просто так 500 тонн на орбите, просто так 2 года без возвртата. Сплошной изврат, не находите? "Полеты лишенные смысла" - новая книга об истории советской/российской космонавтики.7-40, 08.04.2005 16:45:59:Затем, что 20 лет двигаясь в этом направлении, СССР не мог признать, что зашёл в тупик. Опять-таки, надо было что-то делать. А продолжение программ ДОС было способом постановки новых рекордов. 140 тонн на орбите, 500 тонн на орбите, год без возврата на Землю, два года...
По-моему, я уже писал об этом. Если Вам лень читать, то мне лень повторяться.7-40, 08.04.2005 16:45:59:Вы же сами, по последней версии своей, сказали, что марсианская программа появилась лишь в 88-м. Так зачем тогда, по-Вашему, делали ДОСы вплоть до "Мира"?
Какие выборы предстояли в СССР в 1988 году? Тогда у нас никто даже в мыслях не помышлял о предвыборных компаниях и пиаре.7-40, 08.04.2005 16:45:59:Вот и я о том говорю. Прожектерские программы полёта на Марс рождались с завидной регулярностью, особенно часто - перед выборами. А потом загибались на корню. Всё, что от них оставалось - это беспилотные АМС и какие-то наземные эксперименты. Закономерно.
По той же причине следовало бы сделать автоматическую станцию, или что-то типа Хаббла.7-40, 08.04.2005 16:45:59:Вот потому и "Мир-2" делали на смену "Миру". По той же причине.
Ну об амбициях Глушко мы с Вами можем только догадываться. Но по косвенным признакам, там была не только и не столько Луна.7-40, 08.04.2005 16:45:59:У Глушко были не марсианские, а скорее лунные амбиции.
Разве не Глушко возглавлял НПО "Энергия" с 1974 по 1989 гг.?7-40, 08.04.2005 16:45:59:Я не понимаю вообще, какая связь между Глушко и ДОС.
Никто не озаботился? А про ТКС Вы не слыхали? В него как раз влазит в 5-7 раз больше, чем в "Прогресс", но уж больно он дорог оказался по сравнению с последним.7-40, 08.04.2005 16:45:59:Почему это дорого? 1 "Протон" стОит как два "Союза", но лезет в него раз в пять-семь больше полезного груза, чем в "Прогресс". Нужно было только с самого начала предусмотреть модуль для запасов и сделать его. Но никто этим даже не озаботился.
Вот вОт. Нашли оправлание существованию Шаттлов, но не прошло и 5 лет, как это оправдание стало ошибочным. Теперь и у МКС перспективы туманны, и у Шаттла. Ксати, а для чего они начали работы по CEV? Куда он им? Летать на МКС?7-40, 08.04.2005 16:45:59:Станция была сделана на волне разрядки и международного сотрудничества. Штаты нашли в ней очередную цель для "Шаттлов", иначе их существование оправдать уже было невозможно. МКС - это сотрудничество не только с Россией, а с мировым сообществом вообще. Но уже сейчас американцы пришли к пониманию, что ввязались в это дело зря. И положение МКС всё ухудшается.
Действительно, не будь развала Союза и последовавших за ним "реформ", и была бы потом международная Лунная база и т.д. и т.п.7-40, 08.04.2005 16:45:59:МКС - это не продолжение "Скайлэба". Это совершенно новая программа, созданная из совершенно других соображений. То, что и то, и другое - ДОСы, есть, вообще говоря, случайность. В других условиях это могла быть лунная база или ещё что-нибудь.
По-вашему, получается впустую. Все полеты бессмысленны. Не так ли?7-40, 08.04.2005 16:45:59:А на что она работает, кстати?
А бОльшая часть работ по ЯЭУ была завершена еще в конце 70-х, самом начале 80-х, и уж потом поняли, что СБ рентабельней.7-40, 08.04.2005 16:45:59:Уже в 80-х было ясно, что СБ в эксплуатации проще, дешевле и эффективнее. Пока речь не идёт о дальних областях Солнечной системы, конечно.
Трудно сказать, что там дает больший выход, но у СБ есть один большой недостаток - это огромные размеры, а значит есть опасность их повреждения во время полета микрометеорами и т.п. Вы видели что за чебурашку представляет собой нынешний проект МЭК? К тому же, необходимо постоянно выдеорживать определенную ориентацию аппарата на Солнце, что тоже создает некоторые неудобства. У СБ и ЯЭУ есть свои достоинства и сови недостатки, просто к концу 80-х достоинства СБ перевесили их недостатки, вот и все.7-40, 08.04.2005 16:45:59:Можно. Но СБ проще и эффективнее. Даже на марсианской орбите они дают больший выход, чем ЯЭУ.
О каком МО идет речь? Министерство обороны РФ?7-40, 08.04.2005 16:45:59:Ну так расскажите, каким образом МО готовит будущую экспедицию. И когда эта экспедиция будет.
По той же причине следовало бы сделать автоматическую станцию, или что-то типа Хаббла.7-40, 08.04.2005 16:45:59:Вот потому и "Мир-2" делали на смену "Миру". По той же причине.
По-вашему, получается впустую. Все полеты бессмысленны. Не так ли?7-40, 08.04.2005 16:45:59:А на что она работает, кстати?
Я думаю, после таких слов, нам не о чем с Вами разговаривать. :angry: [»]Skeelton, 08.04.2005 14:53:40:Да, превыше всего было мирное сотрудничество. "Очеловечить" этих русских. Показать этим кровожадным дикарям что можно мирно работать создавая новое будуще а не только паранойдно заваливать космос кучами военных спутников, проламывать головы мирных демонстрантов саперными лопатами и поддерживать каждый психопатный диктатор в мире, как это делали эти... невоспитанные русские .
ALexx>
Дружинин:Во-вторых, рад, что дал повод для смеха, а то в современное время «источниками» смеха являются только кагал местечковых «ТВ-сортириков» и члены «Ед. России».
Вынужден ещё раз повторить, для чего необходима операция «вывешивания».
Любой вид ПУ должен обеспечить необходимое направление вектора тяги ДУ (двигательной установки) РИ (ракетного изделия) на самом сложном отрезке полёта – участке разгона. В случае неуправляемого РИ это является единственной возможностью наведения РИ на цель. В случае управляемого РИ (любые методы управления) это является основой для дальнейшего обеспечения необходимой траектории полёта.
Необходимое направление «умной» ракеты на участке разгона является «точкой отсчёта», «основой» для дальнейшего действия «ума» «умной» ракеты
Кроме того, какой бы «ум» не был у «умной» ракеты, на участке разгона крайне осложнены действия органов её управления (поворотное сопло, газовые рули, двигатели коррекции и т. д.), о чём было сказано выше.
Поэтому удивляет не столько отношение «эрудитов астронавтики», а сколько пренебрежение к такой ответственной и необходимой операции у разработчиков «программы «Аполлон»».
Я приводил примеры неудач, аварий и катастроф астронавтики США не для того, чтобы представить «американцев» в виде ничего не умеющих балбесов.
что во много раз более лёгкая задача (пример «Скайлэба») может быть сорвана из-за ошибок.
. Единственно где нет ничего черезвычайного – это «лунные экспедиции». Даже в той же «программе «Аполлон»» и то были ЧП - гибель астронавтов (Гриссом, Чаффи, Уайт) во время плановой тренировки на стартовой площадке в КК «Аполлон» (я Бондаренко не забыл, но он погиб не на стартовой площадке, не в КК, а во время тренировок в барокамере), ЧП во время полёта «Аполлона – 13». Но «на Луне» всё прошло «как в кино», всё «о’кей». На Земле, к примеру, ни одна сложная экспедиция, ни одно восхождение на вершины, ни одно плавание под парусом в одиночку через океан, даже если они достигали успеха, не обходилось без внештатных ситуаций. Но «на Луне» всё – «шик, блеск, тру-ля-ля». Именно это обстоятельство и настораживает
Но, рассматривая «лунный модуль «Аполлона»» и метод осуществления полёта к Луне, нельзя сказать о максимальном обеспечении безопасности для астронавтов. Поэтому я и привёл пример лестницы. Один «эрудит астронавтики» перевёл пару листов бумаги на высмеивание меня (весьма скучное). Мол, лестница – главный аргумент в разоблачении «лунной аферы». Нет, не это главный аргумент. Но очень странно, что «американцы» так намеренно усложняли, и без того сложную и опасную «работу» своих астронавтов на Луне.
К примеру: в программе «Аполлон» - «Союз» советскими и «американскими» разработчиками была создана полностью новая система стыковки, позволяющая до минимума снизить риск срыва стыковки.
Исходя из этого, вызывает удивление поведение астронавтов «на Луне». Не могут серьёзные, грамотные люди вести себя, в условиях максимального риска для своей жизни, так легкомысленно.
Вернусь к «прилунению». Будем считать, что «американцы» с точностью до сантиметров знали рельеф лунной поверхности. Удивляет точность посадки «лунного модуля» (то есть, точность расчёта траектории и точность манёвров), причём, шесть раз подряд.
Точность – изумительная, ведь всего в нескольких шагах от «лунного модуля», судя по фотографиям, были всякого рода крупные камни,
Весьма странно выглядят тарели опор.на фотографиях. Они, тарели, совершенно «не вдавлены» в грунт. А ведь на них давили не только вес всего «лунного модуля», но и давление привода телескопических опор (или упругие элементы – пружины, или давление пневмо- или гидропривода).
Правда, не могут найти следов действия газовой струи, но будем считать, что «американцы» применяли ни нечто сверхфантастическое, а обычные ракетные двигатели. Только «лунные особенности» не давали следов действия газовой струи.
А) На какой высоте совершались манёвры?
Б) На какое время маневрирования было расчитано топливо?
В) Предусматривалась ли возможность возвращения на окололунную орбиту, к основному блоку КК «Аполлон», в случае срыва, по тем или иным причинам, посадки на поверхность Луны?
Если предусматривалась, то как - весь «лунный модуль» или только возвращаемая ступень?
Г) Как обеспечивалось устойчивое положение «лунного модуля» на грунте после отключения двигателей? Ведь нужно какое-то время для приведения в действие системы телескопических стоек опор (шасси), а ничего мгновенного нет.
) Предусматривался ли экстренный старт, в случае неустойчивого положения «лунного модуля» на грунте и подозрения в надёжности грунта?
Если такой старт предусматривался, то предусматривался ли старт всего «лунного модуля» или только возвращаемой ступени?
Е) Предусматривался ли перелёт, в случае необходимости, в новую точку посадки?
Или у «американцев» была стопроцентная уверенность в необходимом состоянии грунта и рельефа в точке прилунения? Тогда, на чём основывалась эта уверенность?
Тоже можно сказать об стойках опор (шасси) «лунного модуля». Эти стойки предназначались, судя по описаниям «полётов» и конструкции «лунного модуля», для трёх целей:
1) Служили буферами, демпферами, гасителями ударов при посадке. 2) Служили основными опорами (шасси) «лунного модуля» во время его нахождения на лунном грунте. 3) Служили аутригерами стартовой площадки (стола) во время старта возвращаемой ступени.
Учитывая важность и сложность каждой из названных целей, даже в привычных, земных условиях, никогда один и тот же узел того или иного технического изделия (не только в ракетной технике) не предназначается для совместного выполнения этих целей.
А) На какие ударные нагрузки при посадке на лунный грунт были расчитаны стойки?
Б) На чём основывались такие расчёты, если они были, и как проверялись эти расчёты, испытывались ли стойки в натурных условиях?
В) Где вероятность того, что нагрузки не превысят расчётные? Ведь и в земных условиях, на более проверенной технике, не редки поломки опор, шасси (например – шасси самолётов), что, зачастую, приводит к катастрофам.
Но примеры авиации показывают, что стопроцентную гарантию безаварийной посадки не дают ни опыт пилотов, ни значительно более отработанная техника.
Г) Где вероятность того, что в стойках опор (шасси) при посадке не могли появиться различные внутренние напряжения, микроповреждения которые в дальнейшем могли быть причиной подлома стоек опор (шасси).
Пример трагедии ПЛ «Трешер» красноречиво показывает к чему приводят внутренние микродефекты сварочных и паянных швов.
Д) Как обеспечивалась при возможном ударе надёжность привода телескопических опор, какой бы он не был. Если применялись упругие элементы (например, пружины), то они могли «лопнуть».
Е) Если использовалась пневмо- или гидросистема, то, как обеспечивалась необходимая температура рабочего тела системы (то есть, или рабочей жидкости, или рабочего газа) при таких перепадах температуры между теневой и солнечной сторонами опор (щасси) на Луне? Впрочем, то же самое необходимо и в случае применения упругих элементов.
Д) Как обеспечивалась стопроцентная гарантия герметичности системы, в случае применения пневмо- или гидросистемы за всё время нахождения на поверхности Луны?
Теперь, о пуске, точнее – о взлёте возвращаемой ступени. Будем считать, что «американцы» впервые в истории ракетной техники научились производить старт РИ без операции «вывешивания» и это является одним главных достижений «лунной программы» США.
Но законы природы одинаковы и не делают поблажек ни к «совкам», ни к «америкосам». Поэтому, «американцам» всё равно приходилось тем или иным способом обеспечивать необходимое направление полёта на участке разгона возвращаемой ступени. Некоторые «эрудиты астронавтики» твёрдо уверенны, что таким «способом» являлся «ум ракеты» (по словам одного из «эрудитов»). То есть, говоря нормальным языком – автоматика системы наведения и коррекции полёта. В качестве примеров «ума ракеты» «эрудиты» приводят даже отрывки из беллетристики. Но любая автоматика, даже «американская», может отказать. Случаев отказа автоматики – пруд пруди как в «американской», так и в советской космической технике. Но только не в «лунной экспедиции». Главным способом дублирования является ручное управление РИ.
Тем более, что астронавты в момент старта, конечно же, находились в состоянии сильного нервного напряжения (стресса). Усложнению операции ручного управления способствовало и вертикальное положение астронавтов в возвращаемой ступени. Это положение отнюдь не способствовало устойчивости не только их, но и возвращаемой ступени. Ручное управление при старте осложнялось облаком пыли, дыма и т. д., появляющемся в результате действия газовой струи РД.
Кстати, один из оппонентов правильно заметил, что на «лунном модуле» не обеспечено свободное истечение газовой струи стартового РД возвращаемой ступени.
Итак, ручное управление возвращаемой ступени на участке разгона отнюдь не являлась стопроцентной гарантией успешного её старта
Удивляет то, что «американцы» пренебрегли простым способом обеспечения заданного направления траектории возвращаемой ступени на участке разгона – «вывешивание», а, как намеренно, всё усложнили.
Один из оппонентов приводил пример советского КА «Луна - 16». Успешный старт возвращаемой ступени гарантировался в пределах ± 25º от вертикали. Но этот пример только подтверждает то, что советские разработчики не занималась «инженерным прикрытием» аферы, а нормальной инженерной работой. Во-первых, как любая техническая разработка, КА «Луна – 16» имела диапазон своего применения (в нашем случае – диапазон отклонения оси изделия от вертикали), во-вторых, предусматривалась система, обеспечивающая заданное направление траектории изделия на участке разгона (как я ранее указывал – система «вывешивания» на основе, образно говоря, «Ваньки-встаньки»).
Некоторые из «эрудитов астронавтики» указывали на двигатели ориентации и коррекции возвращаемой ступени.
Мол, с помощью их «американские» астронавты «управляли» возвращаемой ступенью на участке разгона.
А чем же они управляли при манёврах во время стыковки с основным модулем на окололунной орбите?
РИ, находящееся в хранилище (арсенале), постоянно проходит регламентные проверки. Причём, чем «умнее» РИ, тем чаще и более «глубоко» проводятся такие проверки.
На чём же основывалась их уверенность в стопроцентной надёжности узлов, ДУ «лунного модуля»? Ведь даже в случае неполадок у астронавтов не было возможности ремонта, у них не было резервных «лунных модулей». То есть, вероятность того, что астронавты останутся в живых крайне мала.
Я просил оппонентов не приводить пример вертолётов. Не потому, что мне они не нравятся. Просто, в отличие от «эрудитов астронавтики», любой советский школьник знал отличия вертолёта от ракеты, отличия принципов полёта вертолёта и ракеты, отличия среды, в которой летают вертолёты (нижние слои атмосферы Земли) и среды, в которой летают лунные КК.
Но пример вертолёта не в вашу пользу, оппоненты. Ведь ни один нормальный вертолётчик (а ненормальных туда не берут) не будет падать камнем на вертолёте из поднебесья на неизвестную площадку, в отличие от «лунных астронавтов». Всегда пилот вертолёта выбирает в незнакомом месте площадку для посадки. Только удостоверившись в надёжности площадки, пилот отключает двигатель вертолёта.
Пассаж о толстостенных бортах». А, что такое «толстостенные»? Каковы критерии «толстостенности» у «эрудитов астронавтики»? Ведь в технике бывает, что 0,5 мм. - уже толстая стенка, а 2 м. – ещё тонкая стена. И зачем «лунному Орлу» толстые стенки? Для уменьшения взлётного веса системы «Сатурн – 5» - «Аполлон» - «Игл»? Или для улучшения устойчивости «лунного модуля» КК «Аполлон»?
«Пассаж о металлических кожухах» Этот пассаж претендует на «Нобеля». Тысячелетиями люди знали, что металлы – проводники тепла. Какой – лучше, какой – хуже, но теплоизолятором, терморегулятором никакой лист металла не служил. Но, вот появились «эрудиты астронавтики» серьёзно утверждающие, что «американцы» на «Аполлоне» применяли металлические листы для терморегуляции и в качестве теплоизоляции! Осталось только закричать на любимом языке «эрудитов астронавтики»: «Вау»!
«Пассаж о кругах и шарах». ...Но только не на «лунном модуле» «Аполлона». На нём сплошные многогранники. Не могу поверить, чтобы разработчики «лунного модуля» «Аполлона» не знали того, что каждый сварочный шов, каждый угловой изгиб, каждое ребро многогранника – концентратор напряжения.
Интересно, а где у «Сатурна» - «Аполлона» внутри корпусов и баков любимые «эрудитом» балки и расчалки? Даже у «старушки» «Фау – 2», советский вариант, с отделяемой ГЧ – 8К51 великого Вернера фон Брауна, нет леса балок и расчалок.
«Пассаж об открытом космосе». Я высказал сомнение в том, что «американцы» не проверили, как воздействуют условия открытого космоса на металл и конструкции из него. Один из «эрудитов астронавтики» высмеял меня, аргументируя тем, что открытый космос никак особенно не воздействует, так как, там, в открытом космосе ничего нет. Но это простительно говорить бабулям на лавочке, но не «эрудиту», тем более, инженерам – разработчикам. Не поверю, что опытные «американские» разработчики не проверили этого. Ничего сложного в этом нет. Во время полёта вокруг Луны, астронавты, во время выхода в открытый космос, могли установить на наружной поверхности КК «Аполлон» уменьшенный макет опор (шасси) «лунного модуля», проверить неоднократно действие системы телескопических опор. Перед возвращением на Землю, убрать этот макет вовнутрь и провести на Земле необходимые исследования. Если никаких особенностей воздействия открытого космоса по сравнению с «ближним» нет – тем лучше, если есть – то внесли бы необходимые коррективы.
Итак, вероятность успешного осуществления «лунных экспедиций», да ещё 6 раз подряд, без каких-либо происшествий и внештатных ситуаций при тех технических решений в конструкции «лунного модуля» и методах нахождения на поверхности Луны, крайне мала. Не странно ли это?
Ну да, первые 2-3 года деньги давали, а потом это просто никому нужно не стало. Руководство сменилось, и стало вывозить их в швейцарские банки.7-40, 08.04.2005 18:56:28:Это вообще гроши. И как построили (в смысле сроков), Вы помните.
Скажите, зачем создавать станцию на 500 тонн? Потом на 1000, 2000 тонн и т.д.? Зачем, если можно на 100-тонной станции улучшать существующую технологию, доводя её до нужного уровня совершенства и надежности. Новые рекорды? Неубедительно!7-40, 08.04.2005 18:56:28:Не больший, чем год на орбите в бочке на 100 тонн.
Умел, и создавал! Или Вы даже не слышали о космических телескопах "Астрон", "Гамма" и "Гранат". Орбитальный телескоп "Астрон" имел зеркало диаметром 0,8 м. и проработал на орбите с 1983 по 1989 г. Конечно, не ахти какой в сравнении с "Хабблом", но все же!7-40, 08.04.2005 18:56:28:Вам ведь уже сказали: флагом для СССР были пилотируемые станции. АМС и "Хабблы" СССР делать не умел и не мог в этом соревноваться.
Лично он - нет, но возглавляемое им МПО - да. Он не мог не иметь никакого отношения к этим работам.7-40, 08.04.2005 18:56:28:Разве он занимался ДОСами?
В чем была его бесполезность? Может все таки решили, что "Прогрессы" дешевле? Можно было доработать ТКС, сделав его чисто транспортным кораблем. Изначально он предназначался еще и для пилотируемых полетов. Впрочем, модификация ТКС-М и была чем-то вроде этого, но дорог он оказался... дорог! Стоимость такого корабля сопоставима со стоимостью модуля для ОКС.7-40, 08.04.2005 18:56:28:Он оказался не дорог, а бесполезен как таковой. На том уровне.
Вот Вы сами признаете, что предлогом всему является Луна и Марс, стало быть, если уж корабль CEV построят, то им просто придется рано, или поздно лететь на Луну. Оправдываться перед налогоплательщиками.7-40, 08.04.2005 18:56:28:Никуда. Просто чтобы хоть что-то делать. Чтобы сохранить пилотируемую космонавтику как знамя. Предлог сейчас - Луна и Марс. А для этого предлога, как известно, МКС и "Шаттл" не нужны. Для этого нужен СЕV
Смысл в том, чтобы не утратить существующий опыт, ну и в перспективе - это межпланетные полеты.7-40, 08.04.2005 18:56:28:Вы не ответили на вопрос. По-Вашему-то как? Какой смысл в полётах?
Как поняли, что СБ рентабельней, так и прекратили. Неужели не понятно? Рентабельность СБ - конец 80-х. Работы по ЯЭУ - конец 70-х, начало 80-х.7-40, 08.04.2005 18:56:28:Что ж тогда ЯЭУ прекратили, если ещё думали, что рентабельней именно они?
Вы в этом уверены? Думаете, что никакой противометеорной защиты даже не предполагалось? Какие наивные разработчики!7-40, 08.04.2005 18:56:28:Маленькая дырочка в СБ испортит лишь малую часть СБ. Маленькая дырочка в ЯЭУ испортит его целиком.
Вообще никому, разве что только американцам в начале 90-х. Уж не понятно и для чего.7-40, 08.04.2005 18:56:28:И ЯЭУ так и остались никому не нужными. А перспективы достигнутых наработок - туманными.
7-40, 08.04.2005 18:56:28:Нет. Марс Одиссей.
Не пойму, при чем тут Марс Одиссей?7-40, 08.04.2005 16:45:59:Ну так расскажите, каким образом МО готовит будущую экспедицию. И когда эта экспедиция будет.