Бродяга, 25.12.2003 23:41:24 :
Streamflow, спрашиваю вас Здесь, так как в Новостях всё же должны быть Новости.

Зачем тащить с собой на 4 км/с здоровенный самолёт? Только без заклинаний, если можно - какая выгода?

Я разве, когда-нибудь кого-нибудь заклинал?

Как я понял, к имеющимся на сайте статьям по АКС в виде нормальных публикаций в научные журналы имеет смысл добавить более сжатую и популярную статью, в которой сравнивались бы ракеты и аэробриферы. Когда-нибудь напишу, если время будет. Сейчас попробую изложить ее тезисы.
Имеются понятия наблюдаемой и характеристической скоростей разгонной операции: первая v - это реальная скорость объекта в стартовой или близкой к ней системе координат (например, связанной с центром планеты, с которой осуществляется старт), вторая, скажем, u - некая характеристика, имеющая размерность скорости, и описывающая энергетические затраты на разгонную операцию.
Существуют также понятия удельного и эффективного импульса тяги. Первый I
sp – это отношение тяги к расходу горючего для воздушно-реактивных двигателей и топлива (рабочего тела) для ракетных, имеет размерность скорости, и для ракетных двигателей по величине обычно близок к скорости истечения струи (на расчетном режиме, когда давление газа на срезе сопла равно давлению окружающей среды – они равны). Второй I
ef – это удельный импульс, учитывающий все потери по траектории. Для ракет это, в основном, гравитационные потери, для аэробриферов - аэродинамические, связанные с аэродинамическим сопротивлением. Во втором случае потери существенно больше.
Эти понятия парные – для определения затрат горючего или топлива, скажем, по формуле Циолковского, надо использовать либо удельный импульс и характеристическую скорость, либо эффективный импульс и (наблюдаемую) скорость, при этом в среднем u/I
sp = v/I
ef. По некоторым причинам, первое принято у ракетчиков, второе – у самолетчиков.
Теперь вернемся к нашим баранам. При старте ракетного носителя на низкую околоземную орбиту на север и стартовой тяговооруженности 1.3 – 1.4 скорость операции v = 7.8 км/с, потери – около 1.6 - 1.7 км/с, поэтому характеристическая скорость u = 9.4 - 9.5 км/с. При старте из средних широт на восток надо вычесть скорость вращения Земли, что составляет около 0.2 - 0.3 км/с. В этом случае характеристическая скорость составит, примерно, u = 9.2 км/с. Считаем, что разделение ступеней происходит при скорости относительно вращающейся земной поверхности (атмосферы) v = 4.0 км/с. При этом, в первом приближении, распределение потерь на первую и вторую ступени 1.4 и 0.2 - 0 км/с. Таким образом, характеристическая скорость первой ступени u
1 = 5.4 км/с, характеристическая скорость второй ступени u
2 = 4.0 - 3.8 км/с.
Удельный импульс водородно-кислородного ракетного двигателя у Земли возьмем 3.6 км/с, в вакууме – 4.6 км/с. Тогда средний удельный импульс по всей траектории, как известно, в первом приближении равен 4.2 км/с. Средний удельный импульс по верхнему отрезку траектории с нашей точностью совпадает с максимальным и равен 4.6 км/с. В этом случае, с учетом разной длины участков разгона удельный импульс по нижнему отрезку траектории будет около 3.9 км/с. Отношение массы ракетного носителя на финише нижнего отрезка траектории (характеристическая скорость – 5.4 км/с) к стартовой будет около 0.25. Если перейти к наблюдаемой скорости и эффективному удельному импульсу, то для первой ракетной ступени будем иметь v
1 = 4.0 км/с, I
ef = 3.9*(4.0/5.4) = 2.9 км/с.
Удельный импульс синерджета в одной из версий при M = 0 – 3.5 изменяется примерно от 55 до 50 км/с (есть другие, с меньшим удельным импульсом на части этого участка, составляющим 40 - 45 км/с, но со значительно большей тягой), а дальше несколько снижается до 40 км/с при M = 5.5. Удельный импульс однорежимного скрэмджета при M = 5.5 – 6 может быть около 30 – 35 км/с, далее он несколько уменьшается и затем падает примерно по гиперболе до 12 – 15 км/с при M = 12.5 (v = 4.0 км/с). Средний по траектории удельный импульс ВРД можно оценить в 30 км/с. Эффективный удельный импульс будет около 15 км/с, или, может быть, чуть меньше (это зависит от аэродинамики АКС), то есть половина энергии в среднем идет на разгон, а половина – на преодоление аэродинамического сопротивления (остальные потери малы). Это в 5 раз выше, чем у ракетного двигателя на нижнем участке траектории. Тогда отношение массы аэробрифера на финише нижнего отрезка траектории к стартовой будет около 0.75, что в 3 раза выше, чем у ракетного носителя, что согласуется и с расчетами по более точным моделям.
Доля массы конструкции у первой ступени АКС должна составить около 0.40 от стартовой массы, топливо на возвращение – 0.02, и относительная масса второй ступени будет до 0.33 от стартовой массы носителя.
Доля массы конструкции у первой ступени одноразового не возвращаемого ракетного носителя должна составить около 0.08 от ее стартовой массы, то есть 0.06 - 0.07 от стартовой массы носителя. За счет многоразовости будет рост доли массы конструкции, скажем, до 0.08 - 0.09. Плюс крыло, ТРД, шасси, системы и органы управления, топливо на возвращение – все вместе никак не меньше 0.05 – 0.07 - все вместе не меньше 0.15, и относительная масса второй ступени будет не более 0.10 от стартовой массы носителя, что в 3 – 3.5 раза ниже, чем у первого из рассмотренных носителей.
При этом, вследствие того, что точка старта второй ступени АКС может быть смещена на юг на 25 - 30 градусов, ее характеристическая скорость при запуске на восток может быть меньше еще на 0.1 - 0.2 км/с. При старте в окрестностях экватора прибавка скорости от вращения Земли довольно заметна - около 0.45 км/с. При этом космодром для АКС может находиться в полосе 30 градусов северной - 30 градусов южной широты.
Достаточно*?
*Подумав, я представил вторую, более точную и подробную редакцию этого текста.
Делай что должен, и будь что будет.
Томас Мэлори
Jedem das Seine.
Cicero