[image]

Миниморум, часть 3

 
1 6 7 8 9 10 11 12
?? igor_suslov #13.08.2004 14:08
+
-
edit
 

igor_suslov

втянувшийся

А.С.>На одноступенчатой ракете видимо, будет стабилизация вращением, соответственно, ни СУ, ни УВТ не предусмотрено.

Но "завертеть-то" как то надо?

А.С.>Вообще-то я начал про запас делать СУ на твердотельных гироскопах.
А.С.>УВТ планируется на перекисных движках - в смысле, однокомпонентниках.

Ух, круто.

А.С.> Между прочим, из токосъемника от троллейбуса выходит руль достаточного размера для однотонной камеры.

Да, уж... "Голь на выдумки хитра" :)
   
?? Full-scale #13.08.2004 14:17  @igor_suslov#13.08.2004 13:11
+
-
edit
 

Full-scale

опытный

igor_suslov>>Я прочел у вас что-то про УВТ и, вообще, систему управления... Какой тип СУ и УВТ вы предполагаете использовать?[»]
А.С.>На одноступенчатой ракете видимо, будет стабилизация вращением, соответственно, ни СУ, ни УВТ не предусмотрено.

Горючее от вращения на стенки полезет, какойто сепаратор надо будет делать. кроме того надо будет очень тщательно балансировать ракету , иначе начнет бить, от чего дисбаланс усилится и она просто переломится пополам.


А.С.>Вообще-то я начал про запас делать СУ на твердотельных гироскопах. У них уход порядка 5 градусов в минуту, что для наших целей неприемлемо. Поэтому СУ будет снабжена датчиком Солнца (АКА Навигационная камера),

Солнце очень контрастный объект, можно обойтись фотодиодами, только по одной точке стабилизировать ракету не возможно, надо как минимум две.

   

pokos

аксакал

А.С.>Однако, успехи Кармака с газоструйными рулями подвигли меня на несколько экспериментов в этом направлении. ...Правда, падение тяги на рулях великовато...
Ну, вам не надо приземляться на задницу, поэтому потребный момент, создаваемый рулями, может быть куда меньше, чем у Кармака. Т.е. можно не вводить рули в центр струи, а отклонять только периферийные области выхлопа. К тому же, эти области более холодные.
Про твердотельные гироскопы. Уход 5 градусов в минуту? Да это вообще не гироскоп. 5 минут в час для хорошего гироскопа - и то много.
WEB-камера. А что, обычная камера с ТВ-выходом не подходит по идеологическим причинам? Или жаль денег на нормальный АЦП?
   
RU Андрей Суворов #13.08.2004 14:25
+
-
edit
 

Андрей Суворов

координатор

igor_suslov>Но "завертеть-то" как то надо?
Видимо, два-четыре движка на карамельке с временем работы порядка полсекунды, поставленные тангенциально...
   
RU Андрей Суворов #13.08.2004 14:33
+
-
edit
 

Андрей Суворов

координатор

pokos>Ну, вам не надо приземляться на задницу, поэтому потребный момент, создаваемый рулями, может быть куда меньше, чем у Кармака. Т.е. можно не вводить рули в центр струи, а отклонять только периферийные области выхлопа. К тому же, эти области более холодные.

Ясен пенис! Руль, вырезанный из токосъемника, до центра и не достаёт... А и доставал бы - сломался от изгибных усилий, он узковат.

pokos>Про твердотельные гироскопы. Уход 5 градусов в минуту? Да это вообще не гироскоп. 5 минут в час для хорошего гироскопа - и то много.

Скока это стоит? И скока это весит? И кто это нам продаст? Пять минут в час достаточно для построения межконтинентальной ракеты! Ибо это полминуты за активный участок МБР. А полминуты - это боковое отклонение порядка километра на 10 000 дальности. Пять минут в час был предельно допустимый уход для 15Л130, которая стояла на 8К84.

pokos>WEB-камера. А что, обычная камера с ТВ-выходом не подходит по идеологическим причинам? Или жаль денег на нормальный АЦП?

Что есть "нормальный" АЦП? И сколько процессорной мощности нужно приложить, чтобы выделить из картинки сигнал датчика?
   
?? igor_suslov #13.08.2004 14:34
+
-
edit
 

igor_suslov

втянувшийся

igor_suslov>>Но "завертеть-то" как то надо?
А.С.>Видимо, два-четыре движка на карамельке с временем работы порядка полсекунды, поставленные тангенциально...

Как бы так вокруг осей рысканья и тангажа не развернуло из-за разнотяга...
   

FILAS

втянувшийся

Ко мне пришла мысль. <_<
А что если наддувать азотом оба бака, как планировалось изначально, но азот хранить в жидком виде. Получается 25 кг жидкого азота. Это всего 30 литров. Он прогоняется через рубашку охлаждения, испаряется (охлаждая КС!) и идет на наддув баков. Сомнение вызывает только маленький расход азота 250 г/с. Хватит ли на охлаждение? С другой стороны, азот не перекись и не керосин. Не разложится и не закоксуется. Греть его можно сколько угодно.
Наддув бака азота осуществлять ... как бы это правильно назвать.... кипятильником в баке. Подогрели, часть азота испарилась и выдавливает остальное.

Плюс будем иметь задел на криогенику ;)
   

pokos

аксакал

А.С.>Ясен пенис! Руль, вырезанный из токосъемника, до центра и не достаёт...
 

Уточняю. Руль можно сделать не "пером" а "лопатой", повернув его на 90 градусов так, чтобы струя отклонялась не от центра к периферии, а наоборот. Типа щитков УВТ на нонешних истребителях.
А.С.>Скока это стоит? И скока это весит?
 

Весит грамм 80, вращается со скоростью 40000 об/мин, движок встроенный, скоко стоит и где взять, не знаю. Валялся где-то у меня один такой. Может, найду....
Ибо это полминуты за активный участок МБР.....Пять минут в час был предельно допустимый уход для 15Л130....
 

Вот я и говорю, 5 минут в час для хорошего гироскопа - уже много.
А.С.>Что есть "нормальный" АЦП? И сколько процессорной мощности нужно приложить, чтобы выделить из картинки сигнал датчика?
 

К примеру, TLC5510, да их щас немеряно развелось. А процессорная мощность, потребная для обработки, от интерфейса датчика не зависит. Более того, при аналоговом датчике сравнительно легко 80% операций по этой задаче выполнить прямо в аналоговом виде. Например, передавать в контроллер не всё изображение, а только области около границ перепада яркости.
   

pokos

аксакал

igor_suslov>Как бы так вокруг осей рысканья и тангажа не развернуло из-за разнотяга...
Истинно так....
   

FILAS

втянувшийся

:( Жидкий Азот не катит. На выходе из КС его температура превысит температуру плавления меди. Слишком уж низкая у него теплоемкость. Всего 750 против 2100 у керосина и 2600 у перекиси (и 10000 у водорода :rolleyes:;) ). А жаль
   
RU Андрей Суворов #13.08.2004 15:14  @FILAS#13.08.2004 14:40
+
-
edit
 

Андрей Суворов

координатор

FILAS>Ко мне пришла мысль. <_<

Ко мне она пришла год назад - авмич свидетель :-) Я тебе, может, даже рассказывал об этом на нашей единственной встрече.

FILAS>А что если наддувать азотом оба бака, как планировалось изначально, но азот хранить в жидком виде. Получается 25 кг жидкого азота. Это всего 30 литров.

Да, естественно. Я бы даже разместил термос жидкого азота внутри бака. Я с такой идеи и начинал год назад. При этом он получается лёгкий и простой по конструкции - два алюминиевых стакана из 1 мм алюминия, строительная пена между ними, толщиной миллиметров 5-8 - лишь бы стаканы под давлением 40 атм не соприкасались.

FILAS>Он прогоняется через рубашку охлаждения, испаряется (охлаждая КС!) и идет на наддув баков. Сомнение вызывает только маленький расход азота 250 г/с. Хватит ли на охлаждение? С другой стороны, азот не перекись и не керосин. Не разложится и не закоксуется. Греть его можно сколько угодно.

Я против :-) там нужно обеспечивать очень узкий канал, чтобы скорость азота была приличная. Можно сделать теплообменник на срезе сопла, как у "Кестрела" в "Фальконе", чтобы не тратить на подогрев азота слишком много энергии. Т.е. нагревателем испарять, подогревая до т-ры, скажем, -150, а дальше пусть движок нагревает.

FILAS>Наддув бака азота осуществлять ... как бы это правильно назвать.... кипятильником в баке. Подогрели, часть азота испарилась и выдавливает остальное.
FILAS>Плюс будем иметь задел на криогенику ;)[»]
   

pokos

аксакал

Кстати, о гироскопах. В качестве макетных вариантов вполне можно использовать моторы от дохлых винтов. Обороты, конечно, не те, но для пробы можно. Двухосевой подвес - не такое сложное изделие.
   

FILAS

втянувшийся

http://www.filas.narod.ru/lre/convective.zip
Там я набросал кое-что по конвективному теплообмену. Красным выделил то, чего мне не хватает. Допустимую температуру стенки может предложить любой, а вот обрисовать образующую камеры только Андрей. Без нее дальше не пройти. Теперь твои трубки - ось Х для всего расчета. Мне нужны зависимости координат для докритического сечения и сопла.
   
+
-
edit
 

anovikov

втянувшийся

А карданный подвес для движка - нереально?

Уж больно все клево вышло у Кармака с jet vanes, правда. С карданным подвесом для движка должно быть не хуже, а тяга пропадать не будет...

Все попытки сделать что-то хорошее с рулевыми движками у него заказчивались ничем, если помните... Может быть, стоит извлечь опыт?
   
+
-
edit
 

anovikov

втянувшийся



Кстати, о гироскопах. В качестве макетных вариантов вполне можно использовать моторы от дохлых винтов. Обороты, конечно, не те, но для пробы можно. Двухосевой подвес - не такое сложное изделие.


Ерунда. Нужно использовать нормальный оптоволоконный гироскоп. В качестве макетного варианта - дешевый твердотельный.
Это совсем не то, на чем стоит экономить - по сравнению со стоимостью труда для изготовления всего остального копейки.
   
+
-
edit
 

avmich

координатор

Александр, ты понимаешь, что трубки слегка различаются, а для наших целей достаточно точности приблизительной модели профиля?
   
+
-
edit
 

anovikov

втянувшийся



Скока это стоит? И скока это весит? И кто это нам продаст? Пять минут в час достаточно для построения межконтинентальной ракеты! Ибо это полминуты за активный участок МБР. А полминуты - это боковое отклонение порядка километра на 10 000 дальности. Пять минут в час был предельно допустимый уход для 15Л130, которая стояла на 8К84.



Да, из дешевого лучше 1 градуса в час я не нашел, 5 минут в час - это перебор какой-то.
   
+
-
edit
 

avmich

координатор

Градус в час - это заметно лучше пяти градусов в минуту. Расскажи, что ты там нашёл?
   
+
-
edit
 

anovikov

втянувшийся

Mobile Satellite, Guidance, and Stabilization Systems from KVH Industries - лучшее что нашлось с ключевыми словами 'low cost'.
Я так понимаю нужен не столько гироском, а IMU - inertial measurement unit...
   
+
-
edit
 

avmich

координатор

А какие там цены? Что-то на сайте не видно...
   

pokos

аксакал

anovikov>Да, из дешевого лучше 1 градуса в час я не нашел, 5 минут в час - это перебор какой-то.
Блин, отцы, не путайте оптический гироскоп, у которого дрейф определяется качеством ИНТЕГРАТОРА УСКОРЕНИЯ и обычный гироскоп, у которого качество определяется подшипниками в подвесе, т.е функцией КООРДИНАТЫ.

Нащёт успеха Кармака с рулями, супротив поворотных движков - так всё яснее ясного - постоянные времени регулирования, мать их, очень важны. О чём я и говорил, когда сравнивал посадку на жопу со стартом на орбиту.
А ещё, я это дело затрагивал в теме про DART, правда, точно посчитаь духу не хватило....
   
+
-
edit
 

anovikov

втянувшийся

Цены я спросил, но полагаю, где-то в диапазоне 2-10 килобаксов, устройства такого класса примерно столько стоят.
   
+
-
edit
 

avmich

координатор

Цены я спросил, но полагаю, где-то в диапазоне 2-10 килобаксов, устройства такого класса примерно столько стоят.
 


Ну, нас интересуют устройства минимум на порядок дешевле пока что. А то и на полтора порядка.

Да, мы, конечно, собираемся отрабатывать вертикальную посадку на двигателях :) .
   
+
-
edit
 

anovikov

втянувшийся

Ну, $8000 на speed/altitude unrestricted GPS со скоростью обновлния 10hz все равно придется выложить...

Вообще я бы сразу понимал: затраты на проект будут семизначными. Тут не обойтись без серьезного вложения денег и/или поиска спонсоров. Кармак влил на работы 1.5 миллиона и достиг пока немногого (в сравнении с запуском спутника), а труд у него тоже бесплатный. И все что он покупает стоит в США дешевле чем у нас, т.к. у нас этого обычно нет и надо из Штатов везти :), ко всей электронике это точно относится. Чем кончаются попытки сделать что-то на 300 штук, мы видели на примере Рубикона 2 дня назад, а у Кармана и 35-килобаксовый аппарат в составе 1.5-мегабаксовой программы развалился примерно тогда же...
   
+
-
edit
 

avmich

координатор

Не, $8000 за GPS выложить не придётся. Не нужно...

Затраты если и будут семизначными - что вряд ли - то не иначе как в рублях. А скорее к миллиону рублей даже не подберёмся. Разве что когда совсем большие ракеты запускать будем :) ну да до этого пока весьма далеко.

У нас есть некие преимущества перед Кармаком. Какие - оставим в качестве домашнего задания вдумчивому читателю :) . Кроме того, Кармак пока что не вышел за миллион - у него самый большой аппарат стоил 35000 "всего". Дальше, мы не покупаем в Штатах ничего, кроме дешёвой (вся БЦВМ - примерно 150 долларов) электроники.
   
1 6 7 8 9 10 11 12

в начало страницы | новое
 
Поиск
Поддержка
Поддержи форум!
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru