RLAN>>>> Подумай и поверь, крутя датчик в руке смоделировать условия полета не удастся.
-VMK-> Казано точно!
-VMK-> Вчера 14.08.06 проведох неуспешен тест на фотодатчик за апогей в полет!
Я даже не буду коментировать неудачу. Она могла произойти по разным причинам, в том числе и не зависящим от принципа действия сенсора. Однако хочу сказать, что основным критерием, влияющим на выбор датчика системы спасения ракеты, должно быть следующее: выбранный физический параметр должен быть легко и надёжно регистрируем (измеряем), а его изменение должно быть линейным и достаточно большим. И таких параметров в движении ракеты по баллистической траектории не так уж и много. Об известных (время, давление, ускорение, скорость потока) говорить не буду. А вот как оптику, мне всегда интересны попытки использовать свет в качестве регистрируемой величины. Искал, разумеется и я. И не нашёл ни одного оптического параметра, пригодного для реперного измерения. Разумеется речь идёт о ракетах нашего любительского уровня, совершающих полёт в нижнем слое атмосферы и о простых способах измерений. Есть такая материя, называемая "Атмосферная оптика". Из неё следует, что световые измерения в придонном слое одни из самых сложных, в виду постоянно меняющегося сценария освещения. То есть потоки световой энергии от естественных источников (Солнце, Луна, звёзды) вкупе со вторичными источниками (всё что угодно вокруг) постоянно (и хаотично) меняют радиометрические и геометрические параметры своего излучения. Тема очень обширная и серьёзная, чтобы о ней говорить походя, но попытаюсь пояснить, почему я считаю бесперспективным разработку оптического датчика, основанного на измерении и сравнении интенсивности световых потоков идущих в диаметрально противоположных направлениях с ракеты, осуществляющий вертикальный баллистический полёт в атмосфере в дневное время. Смотрите, сколько сразу пришлось положить ограничений, чтобы только поставить задачу. Автор, мне кажется, уже сам убедился или понял, что условия освещения на поверхности Земли (дно атмосферы) не имеют ничего общего с теми, что на высоте 10,20,...,100,...1000 м etc. Ведь даже в облачный день, распределение света от диффузных источников, подчиняющихся закону Ламберта и освещающих ракету будет сильно меняться в зависимости от угла отражения и падения. Априори, в такой день на высоте 20-50 м для наблюдателя или прибора, находящегося на борту, уже не будет существовать понятия верх-низ: диффузные потоки усреднятся настолько, что обе ветви датчика будут давать примерно одинаковые или различающиеся на немного токи... И чем выше, тем меньше может быть эта разница. В принципе можно даже проимитировать подобный сценарий в программе ОptiCAD, но в этом даже нет нужды, поскольку самое лучшее соотношение интенсивностей "небо -земля"(пашня-открытое небо), которое может быть, не достигает и 10eхp2. То есть идеальный динамический диапазон устройства - 100. Реальный, как сами понимаете, много ниже. И это было бы преодолимо, если бы существовал способ калибровки, позволяющий на колене любителя-ракетчика на Земле, съимитировать оптический (геометрия)и радиометрический (распределение потоков в плоскости фотодатчиков) сценарий, ожидающий ракету в момент достижения апогея... Если он сможет (в условиях специально оборудованной лаборатории) разрешить эту проблему, то перед ним станет реальная задача изменить логику измерений прибора-радиометра. Во-первых понадобится отмодулировать постоянный поток при помощи обтюратора, чтобы повысить точность измерений за счёт отстройки от фона. Во-вторых, ввести спектральный фильтр. Не помешает внутренний калибровочный источник. О узконаправленных блендах уже говорилось. Пускать ракету можно будет только в условиях отработанного сценария калибровок. Но и при всём при этом диапазон ошибок будет всё равно слишком велик, чтобы доверить такой системе спасение ракеты (а при больших размерах и не только её).
Это по-поводу попытки использования внешнего освещения для датчика апогея.
Хотя тема оптического датчика апогея вовсе не исчерпана. Можно использовать оптронные пары и шторки, открывающие поток при достижении, например, определённого давления (шторка соединена с мембраной). Или маятник-зеркало. Оптическое волокно также можно приспособить. Но это уже будут другие приборы, измеряющие в конечном итоге вышеупомянутые параметры полёта, но не имеющие преимуществ перед уже известными.