Военно-воздушные силы - время действий
Перед вновь назначенным руководством вида Вооруженных сил стоит комплекс сложнейших проблем, откладывать решение которых уже нельзя
В середине мая 2007 г. главнокомандующим Военно-воздушными силами России назначен генерал-полковник Александр Зелин. В запас по достижении предельного возраста уволен начальник главного штаба ВВС генерал-полковник Борис Чельцов. На этой должности его сменил генерал-лейтенант Игорь Хворов, ранее командовавший 37-й ВА ВГК. Одновременную смену двух первых лиц вида Вооруженных сил к удачам кадровой политики отнести трудно. Есть основания считать, что у Верховного главного командования и руководства Вооруженных Сил другого решения в сложившейся обстановке попросту не было.
Поэтому перед новым руководством ВВС стоит целый комплекс сложнейших проблем, требующих своего скорейшего решения. Однако, прежде чем говорить о ближайших целях и задачах, надо оценить обстановку в Военно-воздушных силах, сложившуюся на середину 2007 г.
Точка отсчета
Развитые государства мира на нужды ВВС направляют 26-30% бюджета министерства обороны. Благодаря таким вложениям в развитие ВВС, армии ведущих государств мира (США, Великобритания, Франция) могли провести качественное совершенствование своих группировок и к 2015 г. обеспечить рост боевых возможностей СВКН более чем в 2,5 раза.
Сегодня в небе России легкий фронтовой истребитель МиГ-35 представлен только одним экземпляром. Машин подобного типа Военно-воздушным силам требуется несколько сотен.
В то же время объединившие в своем составе два вида ВС Военно-воздушные силы России финансируются даже ниже уровня каждого из них до объединения. Доля финансирования ВВС в бюджете Министерства обороны колебалась в последние годы в пределах 11,9%-14,4%. Анализ бюджетных ассигнований, выделяемых Военно-воздушными силами для выполнения запланированных задач на 2001-2005 гг. по отношению к запрашиваемым объемам финансирования, свидетельствует об их неуклонном снижении. Так, обеспеченность финансирования ВВС составляла: в 2001 г. - 92,5% , в 2002 г. - 82,6%, в 2003 г. - 62,7%, в 2004 г. - 51,8%. И только с 2005 г. эту тенденцию удалось переломить: на нужды ВВС было выделено 63,9% от запрашиваемой суммы.
Это серьезно сказалось на уровне исправности авиационной техники, подготовленности летного состава. К сожалению, по объективным и не зависящим от руководства ВВС причинам негативная тенденция ухудшения состояния и общего снижения уровня технической готовности вооружения и военной техники ВВС в период прихода к руководству ВВС генерала Владимира Михайлова продолжала сохраняться. Наиболее сложная обстановка в тот период сложилась в авиации, где происходило критическое снижение общего уровня исправности авиатехники. В ИА боеготовыми было 30-40% самолетов, в ША и ФБА степень готовности была несколько выше и поддерживалась на уровне около 60%. По родам авиации уровень исправности АТ составлял: ДА - 75-78 %; ВТА - 40-42%; ФА - 55-56%.
Из-за снижения количества боеготовых самолетов и низкой натренированности летных экипажей продолжал снижаться уровень боевой готовности, а зачастую происходила полная ее потеря отдельными авиаполками.
Во многом это объяснялось и крайне низким уровнем тылового обеспечения ВВС. Обеспеченность ВВС материальными средствами текущего довольствия в этот период практически была критической и составляла: авиационным керосином - 2 %, автомобильным бензином - 4 %, дизельным топливом - 3 %.
Средний налет на летчика в 2000-2001 гг. составлял: в ИА - 9-13 часов, в ША - до 20 часов, в БА - 12-17 часов. Уровень подготовки экипажей ДПМУ и ДСМУ колебался от 53-75% до 50-60%, ночью - от 43-55% до 37-42% и наиболее высоким был в штурмовой авиации. Последнее объяснялось активным привлечением сил штурмовой авиации ВВС к участию в контртеррористической операции на Северном Кавказе. И только дежурные по противовоздушной обороне силы поддерживались в боеготовом состоянии.
В этих условиях основное внимание руководства ВВС было сосредоточено на решении первостепенных задач. Вдвое было увеличено количество частей постоянной готовности и обеспечено восстановление боеспособности оставшихся после сокращения боевого состава войск и сил.
Из года в год наращивалась интенсивность мероприятий боевой и оперативной подготовки. И хотя лимит ВВС по ГСМ снижался из года в год, средний налет на летчика в строевых частях удалось не только сохранить, но и несколько увеличить на доли процента.
Что делать?
В сфере военной авиации вновь назначенному руководству ВВС требуется преодолеть несколько концептуальных установок (формальных и неформальных), пагубных для будущего отечественных ВВС в целом.
Прежде всего, необходимо доказать руководству страны, что финансирование авиации по остаточному принципу несовместимо с ее, авиации, жизнью. Сегодняшняя ситуация, когда для ВВС строится примерно столько же самолетов, сколько подводных лодок для флота, абсурдна. Воевать на море без больших кораблей еще можно, а без господства в воздухе нельзя.
Перед новым главкомом, несомненно, стоит проблема будущего парка ВВС. Продолжение действующих тенденций приведет к тому, что к 2020 г. этот парк не будет соответствовать даже минимальным потребностям обороны страны. Самым молодым тактическим самолетам ВВС из советского наследства будет около 30 лет. Для отечественных машин это глубокая старость. Для их замены в рамках самого оптимистичного сценария будет выпущено несколько десятков Су-34 и единичное количество тяжелых истребителей пятого поколения (известных под наименованиями ПАК ФА и Т-50). К сожалению, более вероятным является сценарий, при котором серийное производство ПАК ФА к 2020 г. будет только налаживаться.
Су-34 и ПАК ФА - это тяжелые и очень дорогие самолеты. Для них весьма трудно найти покупателей на внешнем рынке. В случае с ПАК ФА с этим недостатком можно еще как-то мириться - России традиционно требовались тяжелые истребители для защиты больших пространств.
Труднее понять, зачем ВВС нужны Су-34. В качестве антитеррористического самолета он неоправданно дорог. Для борьбы с равным по силам противником - не годится. Подходящего вооружения тактического и оперативного назначения для него нет.
В целом концепция многорежимного сверхзвукового ударного самолета с повышенной живучестью потерпела крах еще в 1970-е гг. прошлого века (см. опыт применения F-111 во Вьетнаме и "Торнадо" в Ираке). Порой возникает ощущение, что информация об американских малозаметных дозвуковых бомбардировщиках и о средствах поражения, запускаемых вне зоны ПВО, до руководства ВВС просто еще не дошла.
Чем-то иным упорное следование концепции Су-34 объяснить сложно.
Если безальтернативное развитие двух нынешних программ продолжится, парк ВВС к середине 2030-х гг. будет состоять из трех-пяти полков чрезвычайно дорогих в эксплуатации самолетов с ограниченным экспортным потенциалом.
Для того чтобы иметь на всю Россию хотя бы два десятка частей тактической авиации, придется возрождать закупки легких истребителей - новых или глубоко модернизированных. Если соответствующие программы не принять и не начать финансирование, рано или поздно придется закупать у Китая самолеты типа JH-17 (иными словами, глубоко модернизированные МиГ-21).
Само собой разумеется, об экспорте боевых самолетов при этом придется забыть, поскольку наибольшим спросом в мире пользуются истребители среднего и легкого класса. Соответственно, все накладные расходы авиапрома будут оплачивать ВВС России.
Теоретически место легких ударных самолетов могли бы занять беспилотные авиационные комплексы. Однако для этого надо начать их проектировать.
Ушедший главком из всей беспилотной тематики с упорством, достойным лучшего применения, выделял переоборудование в ударные БЛА еще не утилизированные МиГ-23. Остается надеется, что с приходом нового главкома это, мягко говоря, заблуждение останется в прошлом.
К "беспилотному" отставанию следует добавить оружейное. Несоответствие между мировым уровнем и российским предложением нарастает каждый год. Россия фактически не имеет недорогих авиационных средств поражения большой дальности, которые входят в арсенал любого западного истребителя. Для решения проблемы новому главкому придется бороться не только с финансовыми и техническими трудностями, но и с издержками монополизации соответствующей отрасли ОПК. Отдельного (закрытого) рассмотрения требует ситуация с самолетами специального назначения, которая также весьма далека от идеальной.
Многочисленные проблемы ВВС нельзя более решать, игнорируя объективно существующие между этими проблемами неразрывные связи. Пример: громко рекламируемая модернизация превращает истребители Су-27 в многофункциональные самолеты. Однако имеющийся и прогнозируемый налет отечественных пилотов не позволяет (и еще долго не позволит) готовить на должном уровне даже узко специализированных летчиков, не говоря уже о многофункциональных.
Ценность же проводимой модернизации в долгосрочной перспективе близка к нулю. В ее рамках не заменяется безнадежно устаревший локатор Су-27 (такие локатору не удается продать даже Китаю).
При этом современные комплексные тренажеры, сопоставимые по цене с модернизацией одного Су-27, ВВС почему-то не закупаются. Между тем в тренажеростроении (благодаря современным компьютерным системам) достигнут революционный прогресс, позволяющий снизить требования по налету без ущерба для качества подготовки.
Игнорируется и совершенствование парка в части улучшения эксплуатационных качеств самолетов. Кстати, это направление считается приоритетным у наших бывших союзников по Варшавскому договору. Они, в частности, переводят советские истребители на эксплуатацию по состоянию. Как показывает опыт, это позволяет снизить стоимость летного часа примерно в два раза.
Новому главкому придется решать фундаментальные проблемы авиационной промышленности. Сегодня ВВС самоустранились от этих проблем. В ходу странный лозунг, не работающий ни в одной стране мира: "хорошая промышленность - это та промышленность, которая не просит денег". Тупиковость такой политики очевидна. К первоочередным проблемам авиапрома относятся: прогрессирующее технологическое отставание от конкурентов; обостряющийся кадровый кризис в части квалифицированных инженеров и рабочих; финансовая неподъемность и экономическая бессмысленность новых проектов при сохранении политики самоизоляции в вопросах проектирования ВВТ.
Для решения первой проблемы военные могут и должны выступить лоббистами промышленности перед законодателями и правительством. Финансирование и кредитование технического перевооружения, отмена налогов на инвестируемую прибыль, ликвидация таможенных пошлин, упрощение возврата НДС при экспорте и т.д. - это не привилегии и льготы, а средство спасения высокотехнологичной промышленности, без которой все разговоры о военной мощи останутся сотрясением воздуха.
Руководству ВВС и Министерства обороны следует иметь в виду, что если благоприятный экономический режим для авиапрома сможет пролоббировать спецэкспортер, то именно он и будет руководить процессом. Интересы военных, конечно, учтут, но далеко не в первую очередь.
Кадровая проблема требует немедленного восстановления "брони", защищающей от армейской службы молодых специалистов, действительно стремящихся проектировать и строить самолеты и их системы. Трудно рационально объяснить тот факт, что "бронь" существовала в 1941-1942 гг., но упразднена сегодня. Если не решить две этих проблемы, то при гипотетическом появлении денег на новые заказы выполнять их будет некому. Причем эта ситуация не за горами.
Третья проблема требует решительного пересмотра (по инициативе военных) нормативной базы и практики ведения дел в сфере совместных проектов. Сегодняшняя позиция, в рамках которой совместное проектирование и производство новой техники крайне затруднено, пагубна для промышленности. В условиях удорожания проектов и становления глобального рынка, интернационализация программ практикуется и США, и Западной Европой, и Китаем. Между тем, эти страны гораздо богаче России и не меньше нас заинтересованы в охране секретов.
Как решаются подобные проблемы у нас, можно продемонстрировать на примере российско-индийского транспортного самолета МТА. В частности, длительный срок обсуждаются разного рода бюрократические проблемы, стоимость которых в разы меньше дневной выручки российского ТЭКа. Рыночная ниша для новой машины скоро закроется, поскольку на нее нацелились мощные зарубежные игроки, исповедующие командную тактику.
В ближайшие годы новому руководству ВВС необходимо существенно усилить систему противовоздушной обороны страны. Уже в нынешнем году планируется разместить в Подмосковье первые дивизионы зенитной ракетной системы С-400, а всего по Государственной программе вооружения до 2015 г. для Вооруженных Сил будет закуплено 23 дивизиона таких систем. Необходимо сосредоточить усилия на том, чтобы эти планы не остались на бумаге.
Сложившийся ведомственный подход к созданию радиолокационных и информационных систем в современных условиях не позволяет в полной мере обеспечить создание единой радиолокационной системы.
В настоящее время в эксплуатации находится более 40 типов радиолокационных средств, большинство которых разработано в 1960-70-х гг., а запас ресурса (в основной массе) не превышает 50%.
Ситуация предельно остро ставит вопрос о выборе приоритетов в финансировании работ по поддержанию существующего парка радиолокационных средств в состоянии боевой готовности (эксплуатация, ремонт), продлению сроков службы (модернизация), НИОКР по созданию новых типов радиолокационных средств, а также закупок серийных образцов и ЗИП.
По состоянию на 1 января 2007 г. прошли государственные испытания новые образцы РЛС "Гамма-С1", "Противник-Г", но их ограниченные поставки не могут существенно повлиять на качество создаваемого радиолокационного поля. При сравнительно высокой стоимости серийных образцов реально возможно поступление в войска лишь единиц новых радиолокационных средств. Такое "наращивание" парка радиолокационных средств практически не влияет на характеристики радиолокационного поля и, по существу, не меняет общей ситуации с ресурсом технических средств.
Не удалось коренным образом усилить маловысотное поле, для создания которого требуются поставки маловысотных РЛС в 3-4 раза превышающие поставки РЛС средних и больших высот. Однако возможности промышленности поставок РЛС типа "Каста", равно как и разработка перспективных маловысотных РЛС типа "Подлет" неоправданно сдерживается.
Необходимо сосредоточить усилия на завершении ОКР, направленных на создание высокоэффективных блочно-модульных РЛС межвидового применения, способных выполнять задачи двойного назначения в интересах видов Вооруженных Сил РФ ЕС ОрВД "Подлет", "Небо-М", "Противник-Г1", "Гамма-С1М" и РЛС двойного назначения "Сопка-2", 69Ж6. В новых ЗРС информационное обеспечение самостоятельных боевых действий группировок ЗРВ наиболее реально возможно за счет РЛС 96Л6-1. Они разрабатываются в составе соответствующих ЗРС как их неотъемлемые составные части.
Таким образом, задачи, стоящие перед новым руководством Военно-воздушных сил, сложны и многообразны. Однако времени на раскачку уже нет. От принятых в ближайшее время решений будет зависеть, смогут ли ВВС России выйти на уровень требований XXI века или же глубое отставание перейдет в необратимую форму.
Особенно умиляет как растет количество бомжей в ВВС - .....ять
http://www.vko.ru/DesktopModules/...